Горький опыт бизнеса

        Девяностые годы двадцатого века ознаменовались неконтролируемым разгулом демократии. Народ кинулся в бизнес - толпы людей с «косметичками», так назывались тогда огромные сумки, мотались в Польшу, Турцию, на Дальний восток, надрываясь, везли оттуда ширпотреб и продавали, продавали. Некоторые моментально разорялись – их грабили, обманывали, рэкетиры отнимали у них товар, деньги, а некоторые, наиболее удачливые, методично сколачивали капитал. Старушки в киосках, воспитанные при советском строе, стыдливо опустив глаза, продавали журналы с голыми женщинами. Миллионы людей в стране, от безысходности, бросились торговать – осваивать рыночную экономику.
        В период искусственно созданного дефицита у членов профкома больницы появилась дополнительная функция – добывание любыми путями продуктов и товаров первой необходимости. Мы, по знакомству, добывали яблоки, консервы, конфеты, вино, привозили товар ящиками на территорию лечебного учреждения и продавали врачам, медсестрам, санитаркам и другим сотрудникам больницы. Иногда торговала продавщица с магазина, в котором мы отоваривались, иногда приходилось торговать самим, но все реализовывалось по магазинным ценам. Одним из многих дефицитных товаров, в тот период,  были сигареты.
        Решил и я попробовать вкус бизнеса. Купив у знакомой продавщицы партию простых сигарет без фильтра -  «Челябинские» и «Южноуральские», в воскресный день поехал на рынок в город Копейск, который находился в тридцати километрах от Челябинска, чтобы продать их с наценкой и получить прибыль. В Челябинске торговать было стыдно, воспитание не позволяло, – могли узнать в лицо.
        Расположившись, как и сотни других людей, за прилавком, разложил товар и стал ждать покупателей. Первоначальную наценку установил «божескую» - пятьдесят процентов. Мужики сигареты раскупали бойко, но каждый второй считал своим долгом, при покупке товара, обозвать меня спекулянтом, кровососом, а иногда и еще хлеще. Все прекрасно знали истинную цену сигарет, но дефицит заставлял их брать по любой цене. По мере накопления во мне негативных эмоций наценка снижалась, ускоряя тем самым процесс продажи. За два часа все сигареты были распроданы. Подсчитав свою копеечную прибыль, поехал домой. За время продажи сигарет я выслушал столько нелицеприятных высказываний в свой адрес, что охота заниматься таким бизнесом отпала навсегда.
        Не мое это дело!

1990г.


Рецензии