тёплый приём Прохладного

Архаичные ставни на старых, но еще крепких домах, купола православного храма, глава администрации городского округа – высокая статная и красивая женщина Юлия Пархоменко. Все не похоже на кавказское поселение. Второй по значению город Кабардино-Балкарии Прохладный был основан русскими казаками – на Моздокской линии казаки охраняли рубежи родины. И сегодня терское казачество во многом определяет облик города и уклад жизни.
- Наши казаки не кричат и не кичатся, - рассказывает Юлия Пархоменко. – Не выпячивают свое казачество, как это, к сожалению, бывает в других регионах, Все они работают на производстве. Не требуют каких-то дотаций, наоборот, еще сами помогают. В том числе, и в создании в городе хорошего нравственного климата. Во время всех церковных праздников они категорически не допускают пьянства. Следят за тем, чтобы после десяти часов вечера на улицах не было несовершеннолетних.
Кстати, вытрезвитель в Прохладном закрыли раньше, чем по России. За ненадобностью.
Большая часть - 76 процентов населения города русские, вторая по численности национальность – армяне, которые нашли здесь добрый приют после трагедии в Спитаке, когда после разрушительного землетрясения они оказались без крова и средств к существованию. Но вполне комфортно себя здесь чувствуют кабардинцы и балкарцы. Кстати, кабардинцы первыми на Кавказе приняли православие. Впрочем, мечеть здесь тоже есть. Юлия Пархоменко говорит, что русские предприниматели помогали мечети, а муфтий Нагоев, в свою очередь, принимает участие в общественной жизни города.
Швейная фабрика в Прохладном дает работу женщинам из окрестных кабардинских и балкарских сел. Ежедневно автобусы провозят на работу около 700 человек. И это только половина «вахтовиков», потому что трудятся они два дня по 12 часов, потом два дня отдыхают. Такая схема удобна для женщин, которые успевают еще и дома переделать все дела, а для фабрики это было решением кадровой проблемы.
- Безработицы в Кабардино-Балкарии нет, - считает наша собеседница. – Наоборот. Зайдите к любому руководителю, он скажет, что людей не хватает. Говоря о безработице кабардино-балкарцы имеют в виду, что нет высокооплачиваемых работ, что в основном зарплаты везде маленькие. Я всегда говорю, что в провинции никогда не будет такая зарплата, как в Москве, ведь там и расходы гораздо больше. Не все это хотят понимать. К примеру, швеи получают 9-10 тысяч рублей в месяц. Вроде немного, но к этому прилагается большой соцпакет, включая помощь продуктами и прочее.
Фабрике полвека, раньше здесь шили детские платья. Фабричной девчонкой была и Юлия Пархоменко. Потом 15 лет директорствовала. Именно она вытащила предприятие из убыточных. На каком-то совещании в Ростове-на-Дону призналась устроителям, что больше всего хотела бы встретиться с руководителем очень успешной фирмы «Глория-Джинс» Мельниковым. Мельников как раз улетал по делам за границу, для Юлии Викторовны сделали невозможное, устроив эту встречу. За очень короткое время ей удалось уговорить успешного бизнесмена на сотрудничество. Дела в том, что он чрезвычайно требовательно относится к качеству своей продукции, поэтому не с каждым будет и сотрудничать.
- В течение трех месяцев у нас разместили производство, - вспоминает Юлия Пархоменко. – Мы перешли на совершенно иной уровень работы. За год рассчитались с кредиторами. Мельников патриот своей страны, он привозит новые технологии из Италии и других стран, чтобы развивать производство именно у себя дома. Работает с молодежью. И он очень прагматичный человек. Я его обожаю. В его фирме менеджмент, вся система гораздо выше, а значит, и результативней того, что я встретила, перейдя на административную работу.
Судя по всему, в своей новой работе глава администрации активно внедряет тот эффективный стиль работы, которому научилась у Мельникова. А потому без труда находит единомышленников, особенно среди молодежи. Ее команда (а именно командой выглядели сотрудники администрации, встречавшие нас в городе в отсутствие Юлии Викторовны, улетевшей в тот день в Москву) состоит в основном из молодых людей с современным уровнем мышления. Более того, в городе есть параллельная молодежная администрация – 20 старшеклассников. С реальными полномочиями на два года.
- Суперответственные! – говорят о них старшие коллеги. – Причем, фонтанируют идеями, никто за них ничего не придумывает.
Для начала молодежная администрация сделала то, о чем давно мечтали все их сверстники, - возобновила проведение дискотек. Потом закрепила за каждой школой транспортные остановки, чтобы те имели вполне цивилизованный вид. Активизировала волонтерское движение, одна из «фишек» которого «Субботник у ветерана». Помочь старикам по хозяйству – это само собой, но еще и поговорить, что бывает даже важнее помощи.
Когда стало тесно в рамках города, молодежная администрация предложила проводить ежегодно 1 августа большой концерт под названием «Прохладненские каникулы» с приглашением всех желающих из других городов. В этом году было около 200 гостей, говорят, даже из Владивостока приезжали байкеры – как говорится, слухом земля полнится.
Не потерять молодежь, помочь детям – одни из главных задач «взрослой» администрации города. В Прохладном придумали, как поддержать ребят из сложных семей. Сделали так, чтобы им еще и другие завидовали. Спросите, как это возможно? В средней школе № 8 организовали для них два кадетских класса. Сшили детям особую форму, учат быть подтянутыми, дисциплинированными. Помимо обычных предметов их знакомят с искусством, религией, учат танцам. Ребята занимаются в разнообразных кружках. До пяти вечера они и накормлены, и присмотрены, и заняты полезными и интересными делами.
- Я был в разных школах, - рассказал нам один из кадетов, - но здесь лучше всего, потому что много кружков.
- А мне нравится, как нас учат, - присоединился другой.
- А у меня здесь много друзей, - торопился поделиться третий.
- У нас самый лучший преподаватель.
- Я с компьютером играю в шахматы и часто выигрываю.
- Я горжусь тем, что когда вырасту, буду защищать Родину.
Каждому хотелось поделиться чем-то своим, но все вместе сошлись на том, что в школе их считают особенными, и это приятно.
Рядом со школой Никольская церковь, основанная в 1883 году. Все-таки никакой новодел не сравнится с этой душевной стариной. Все гармонично и основательно – строилось с любовью и на века. В таких храмах внутри обычно сумрак, приглушенные краски, темные лики, а здесь входишь и поражаешься тому, что все стены в ярких, сочных росписях. Чистые и явно свежие краски радуют глаз и веселят душу. Свет из высоких окон под куполом тоже кажется более ярким и солнечным.
Оказывается, недавно церковь обновили, заново расписали внутри специально приглашенные художники из Западной Украины.
- Яркие краски со временем потускнеют, - как бы оправдывается протоирей отец Андрей.
Но, похоже, что ему и самому нравится новое убранство старой церкви.
- Наш храм, как форпост стоит, - говорит он. – Заезжаешь в Прохладный – купола, значит, здесь мир. Здесь и правда, на удивление хорошо, спокойно. У нас прихожан много. Молодежь уезжает, но потом многие возвращаются назад.
Молодая команда Юлии Пархоменко увлекает нас дальше, им хочется показать как можно больше из того, чем гордятся жители Прохладного. Ну, никак, к примеру, нельзя обойти стороной самое успешное предприятие – завод «Кавказкабель». «Правильный менеджмент» - так накануне охарактеризовала нам ситуацию на заводе глава администрации города. Нам тоже показалось, что очень правильный.
- Мы на склад не работаем, - рассказал нам генеральный директор «Кавказкабеля» Владимир Кузнецов, - только на сбыт. В числе постоянных заказчиков и потребителей продукции завода такие гиганты российской экономики как «Лукойл», «Роснефть», «Сибнефть», «ТНК-ВР Холдинг» и многие другие организации нефтегазового комплекса страны, Московские электрические сети тоже работают на наших кабелях.
Кризис 2008-го не обошел предприятие стороной, даже приходилось останавливать на время производство – люди брали отпуск без содержания, чтобы сохранить, не растерять коллектив. Но уже к концу того же года завод сумел выйти на 80 процентов от того, что было раньше, а в следующем полностью восстановил производство в прежнем объеме.
- Когда начался кризис, мы вступили в него последними, - вспоминает гендиректор, - а выходили из кризиса первыми. Жизнь требует постоянно улучшать технологии, совершенствовать организационно и технически производство, повышать качество и обновлять ассортимент. За счет этого мы не просто выживаем, но сумели очень сильно продвинуться вперед среди предприятий нашей отрасли. Важный фактор – соотношение цена-качество. При отличном качестве мы не задираем цены, хотя наш завод удаленный и транспортная составляющая в стоимости продукции довольно значительная.
Только за последние два года предприятие увеличило объемы производимой продукции в два раза. В этом году выпущено продукции более чем на 4 миллиарда рублей. На следующий год запланировано увеличить уровень производства на 4-5 процентов. Правда, не хватает рабочих, примерно процентов на 10. Но с улицы квалифицированные кадры (а только такие нужны на современном производстве) не возьмешь, приходится заниматься подготовкой самим.
Средняя зарплата по заводу 17 тысяч рублей в месяц. Но опять же, социальный пакет фактически повышает эту сумму. На предприятии дают ссуды работникам. Практически все обеспечены жильем. Построили в свое время дома с рассрочкой на 15 лет. Сейчас люди выплачивают всего по 200 рублей в месяц, им жилье обошлось очень выгодно. Понятно, почему текучести кадров на заводе почти не наблюдается.
Модные нынче понятия, такие как «социальная ответственность», «менеджмент качества» и прочие не пустой звук для заводчан. Это то, что помогает строить новое производство и новые производственные отношения.
Гостям обычно стараются показать лучшее. Но без проблем не бывает. Во всяком случае, в нашем отечестве. В разговоре с главой администрации мы спрашивали, какая проблема ее волнует сейчас больше всего.
- Перераспределение налогов на местном уровне, - ответила Юлия Пархоменко. – Деньги должны оставаться там, где их зарабатывают. Город дает больше 1 миллиарда рублей налогов, а бюджет нам дают 200 миллионов рублей! А потом утверждают, что у нас дотационный регион. Где логика?
Нам кажется, этот вопрос должен стать одним из главных для вновь избранного парламента страны, потому что это проблема не одного, а сотен и тысяч городов. На местах люди лучше знают, что им надо: кормить растущую, как на дрожжах армию чиновников, вооружать до зубов армию для противостояния с несуществующим врагом или строить жилье, создавать новые рабочие места, открывать бесплатные кружки для детей и многое другое.       
P. S. Когда покидали город, мучил вопрос: почему Прохладный?  Город Прохладный нам показался очень теплым, благодаря людям, которые в нем живут.


Рецензии