кавказская красавица - героиня франции

Несмотря на то, что родилась Эльмесхан Хагундокова в Санкт-Петербурге, окончила Смольный институт благородных девиц, а большую часть жизни провела в Париже, она всегда с гордостью называла себя черкешенкой.  Крутого замеса кавказская кровь помогала ей с гордостью нести свою красоту, никогда не покоряться обстоятельствам и быть благородной не только по происхождению, но и по состоянию души. Видимо, в благодарность за такое бесценное наследство она никогда не забывала о своих кавказских корнях.
Отец Эльмесхан Константин Хагундоков встретил октябрь 1917 года в должности генерал-губернатора Амурской губернии, что не сулило ничего хорошего в отношениях с новой властью.  Выход был один – эмиграция. Хагундоковы с сыновьями-кадетами перебрались во Францию. А Эльмесхан, вышедшая к тому времени замуж за потомка древнего боярского рода Николая Баженова, вместе с мужем отправилась в Китай, в столицу русской эмиграции на востоке город Шанхай. Ее сын, тоже Николай, родился в пути, в вагоне поезда.
Муж Эльмесхан вскоре по прибытии в Китай умер, и молодая женщина осталась одна с маленьким ребенком на руках. Ей удалось навести справки о своих родителях и братьях.  Семья воссоединилась во Франции. Ни страдания, ни лишения не могли заглушить яркую красоту нашей героини. По рекомендации князя Кутузова сама Коко Шанель приглашает ее к себе на работу. Фотографии «русской красавицы Гали Баженовой», как стали ее называть в доме моды Шанель, появлялись на страницах знаменитых журналов «ФЕМИНА» и «ВОГ».
Работая у Шанель, она фактически содержала всю семью. Исмаил Хагундоков говорил о своей сестре: «По характеру она была строгим командиром».  В 1928 году Гали Баженова открыла собственный дом моды «Эльмис».  Гали помогал брат Георгий, которого крестил император Николай II. В 1932 году «Эльмис» не выдержал конкуренции и закрылся. Гали стала заниматься дизайном квартир. А в 1934 году она вышла замуж за графа Станислава де Люара – сенатора Французской Республики. Став графиней, Гали приняла католичество и взяла имя Ирэн. Менялись имена, но не менялась прекрасная сущность этой женщины, которая особенно ярко проявилась в военные годы.
Во время Второй мировой войны сын Эльмесхан Николай сражался в американской армии. А сама она вступила в ряды французского Сопротивления. На средства частных фондов графиня организует передвижной госпиталь. Французский генерал Дубост вспоминал: «В эту организацию, которую она сама начинала с мельчайших деталей, входило около двухсот человек, четверть из них - хирурги. Госпиталь в короткий срок разворачивался вблизи фронта для оперирования наиболее тяжелых раненых. Передвижная хирургия № 1 всегда следовала за своей патронессой, полной самоотверженности и непоколебимой храбрости».
С первым полком кавалерии Иностранного легиона Эльмесхан прошла Тунис, Итальянскую кампанию 1944-45 годов, Эльзас. После боев в Эльзасе она получила высшее звание, какое только может быть присвоено легионеру – шеф бригадиров легиона Чести. Смелость, граничащая с дерзостью, снискала ей громкую славу и популярность среди боевых офицеров и солдат легиона. Графиня де Люар ухитрилась опередить наступающие войска союзников и первой перешла со своим госпиталем мост через франко-немецкую границу.
После войны Эльмесхан продолжает свою спасительную миссию. Она строит и восстанавливает госпитали в Северной Африке, борется с эпидемиями тифа и холеры, организует реабилитационный комплекс в Алжире. За свою деятельность графиня удостоилась Медали Эпидемий.
Смерть сына Николая – капитана американской армии окрасила в трагические цвета всю ее дальнейшую жизнь, но не лишила сострадания к несчастьям других людей. Брат Эльмесхан Адамей вспоминал: «После смерти сына она уехала в Алжир и устроила там дом для людей, лишенных крова. Бедняки жили в нем, как в отеле. Получали питание, больных посылали на обследование и лечение. Видимо, драматическое расставание с родиной и чувство постоянного одиночества заставляли Эльмесхан заботиться о тех, у кого не осталось ни крова, ни хлеба».
Умерла Эльмесхан Хагундокова в 1985 году в возрасте 87 лет.  Отпевание и похороны бывшей эмигрантки, ставшей настоящей героиней Франции, происходили по маршальскому разряду в соборе Инвалидов. Подобная честь никогда прежде не была оказана ни одной женщине. Ее тело, сопровождаемое эскортом кавалеристов I-го полка кавалерии Иностранного легиона, перевезли на пушечном лафете в Русский собор Дарью-Дарье, затем похоронили на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев де Буа, где покоится и ее сын Николай.   


Рецензии