Искусство идет из глубины и глубинки

В скромном помещении районной газеты Приэльбрусского района Даниялу Хаджиеву и его картинам отвели огромный зал. Высокий, прямой, как кипарис, из-за седины совершеннейший блондин, он похож на художника на фоне собственных картин. Но тысяча полотен, которые составляют коллекцию Хаджиева, это работы разных, в основном местных художников, спасенные им от гибели и забвения. Много картин он достал из подвалов, чердаков, восстанавливал на свои скромные средства. Бывало, что вытаскивал из нищеты или пьянства и самих художников – чувствительные натуры, к сожалению, часто к нему склонны.
И увлечение Данияла, и его нынешняя профессия (Хаджиев заместитель главного редактора районки) далеки от полученной в свое время специальности. Его полный самоиронии рассказ о себе на фоне негромко звучащей бесконечно печальной музыки – отдельное произведение искусства.
- Мое образование – это какое-то недоразумение, - признается наш собеседник. – Я, транжира и мот, пошел в финансисты.
- Это так, - кивает его молодая начальница, редактор газеты ……….., - Он не чувствует себя несчастным, если нет денег, расстроится только, если что-то случится с картиной.
Много лет назад здесь в Тырныаузе Даниял заканчивал вечернюю школу и одновременно работал электриком. Каким ветром его занесло в Ленинградский финансово-экономический институт, до сих пор сам удивляется. Студентом жил на Грибоедовском канале. Это в центре Северной столицы, так что за короткое время юноша пешком обошел все главные достопримечательности прекрасного города. Дошел, естественно, и до Эрмитажа.
В первую очередь хотел увидеть картины Леонардо Да Винчи, но на свою беду забыл имя художника. «Где можно увидеть «Джоконду»? – решив, что нашел выход из положения, спросил Даниял у смотрительницы одного из залов. Пожилая дама с легкой улыбкой заметила: «Молодой человек, вам придется очень далеко идти». «Куда?», - спросил наш герой, готовый идти куда угодно. «В Лувр, - коротко ответила дама и добавила со смешинкой в глазах: В Париже». Заметив смущение Данияла, она с радушной улыбкой сказала: «А у нас есть две совершенно очаровательные мадонны Леонардо Да Винчи» и повела его в другой зал.
Выходя из музея, Даниял заметил объявление, Эрмитажу требовался электрик. Это было подарком судьбы. Сочетать учебу с работой ему не привыкать, и он устроился электриком. За годы, проведенные в Ленинграде, исходил Эрмитаж вдоль и поперек, открывая для себя все богатство этого одного из самых крупных и значительных музеев мира. Появились у него и любимчики. Чаще других приходил к картинам Шагала, Кандинского, полюбил абстракционистов, находил в их работах скрытые смыслы.
- Я каждый год езжу в Эрмитаж, - рассказывает Даниял Хаджиев. – Часто вижу его во сне, но всякий раз почему-то попадаю в подвал, ищу выход и просыпаюсь.
Учебу в институте Даниял тоже не забрасывал. В 1979 году написал, как теперь сам понимает, революционную для того времени работу, как изменить систему обучения в школах Ленинградской области. После института его приглашали работать на знаменитый завод «Электросила» - не пошел. Вернулся на Кавказ, в Тырныауз. И вдруг обнаружил, что здесь много художников. Да что там, каждый в своем роде художник. Место такое особенное, что ли?
- Я много читаю мистической литературы, - рассказывает наш собеседник. – В одной из книг прочел, что наиболее удобное место для жизни находится в квадрате на пересечении сорокового и шестидесятого меридианов с сороковой и шестидесятой параллелью. Вы знаете, что находится в центре этого квадрата? Наш город Тырныауз! Шамбала находится не на Памире, а у нас, поэтому здесь так много художников и других выдающихся людей.
Свою коллекцию Хаджиев стал собирать с работ профессионального художника Николая Ефименко, который родился в селе Капустин Яр Краснодарского края, но всю свою творческую жизнь провел в Кабардино-Балкарии. Притяжение гор и людей живущих в Баксанском ущелье не отпускало художника. Его картины ценили, покупали, у него была выставка в ЦДХ в Москве. За время дружбы с художником Даниял приобрел у него около пятидесяти картин. После преждевременной смерти Ефименко Хаджиев написал и издал небольшую, но хорошо иллюстрированную книжку о творчестве своего друга.
Даниял подошел к одной из картин, висящих в зале, и рассказал ее историю. - Однажды ко мне пришел Николай и с порога заявил, что написал гениальную картину. Названия у картины еще не было. Лицо не то мужчины, не то женщины с округлившимся от безмолвного крика ртом, с глазами, полными ужаса. Сквозь овал даже не лица, а лика просвечивали крупные мазки краски таких цветов, которые в совокупности создавали ощущение какой-то природной катастрофы. Ночью стало известно о трагедии в армянском Спитаке. Художник назвал эту картину «Спитак».
Хаджиев много путешествовал по тогда еще Советскому Союзу, знакомился с искусством живописи разных республик. Его мало тронули сдержанные, скупые на краски работы прибалтийских художников. Зато порадовало щедрое буйство красок в работах художников из Молдавии, несколько их работ он приобрел для своей коллекции.
И сам наш герой любит жить ярко. У него было три жены – русская, еврейка и балкарка, от них есть четверо взрослых детей. Недавно Даниял овдовел, наверное, поэтому такая грустная музыка звучит в его импровизированной галерее. Но никогда он не отказывается провести экскурсию для школьников, любит быть для ребят проводником в чудесный мир искусства.
- Когда-то давно один мальчик часто заходил ко мне, задавал много вопросов по искусству, - вспоминает Даниял. – Мне он показался интересным, я много ему показывал, рассказывал, читал стихи. Потом он выучился на дизайнера и, как рассказывают, сейчас он в Америке успешный художник и дизайнер.
Ну, как тут не поверить нашему герою, что эта удивительная земля рождает художников! Прощаясь, мы желаем Даниялу новых открытий и замечательных приобретений для своей бесценной коллекции.               


Рецензии