***

Эсперанто

Когда-то  древний  Вавилон
Созвал  людей  со  всех  сторон
Построить  чудо  из  чудес –
Столп  высотою  до  небес.
Был  общий  у  людей  язык.
Бог  понял:  шанс  у  них  велик,
Друг  друга  хорошо  поймут
И  столп  до  неба  возведут.
Был  человек  и  дерзок,  и  велик.
Тогда  бог  отнял  у  него язык
Единый  для  людей.
Взамен
Многоязычие  он  людям  дал,
И  каждый  понимать  друг  друга  перестал.
За  дело  принявшись,  они
Договориться  не  смогли,
И,  не  построив,  разошлись.
Века  так  быстро  пронеслись,
Нас  стало  больше  на  Земле,
И  сама,
Как  бы  уменьшилась  Земля.
Вся  жизнь  идет  на  скоростях,
И  сократились  время  и  пути.
И  надо  нам  язык  найти
Понятный  всем.  О  таком
Мечтали  Ганди  и  Толстой.
Сейчас  у  всех  задача  на  Земле  одна –
Построить  сообща  столп  Мира  и  Добра.
Единый  нужен  нам  язык.
Не  обойтись  нам  без  него.
И  люди  создают  его.
Эсперанто –язык  дружбы  и  любви,                ,
Эсперанто –язык  людей  Земли.

         Истра -река

Истра-реченька,   Истра-река,
Ты  быстра,  холодна  и  чиста.
Над  тобой  на  закате  туман
И  черемухи  белый  дурман.

Как  красивы,  круты  берега
Там,  где  Павловская  Слобода.
По тебе  на  байдарке  пройду,
На  твои  берега  посмотрю.

А  устану,  к  тебе  я  иду
Окунуться  в  твою  чистоту.
Так  нежна  и  прохладна  волна,
Вмиг  усталость  снимает  она.

И  играет,  и  плещет  со  мною  река,
Наполняя  покоем  меня.
Я  могу  без  конца по  течению  плыть,
И  так  хочется  жить  и  любить.

   
       Вихрь  любви

Вихрь  любви  молодой
Закружил  нас  с  тобой
Той  весенней  счастливой  порой.

Поднял  нас  над  землей
И  увлек  за  собой
На  планету  мечты  голубой.

Он  связал, дорогой,
Нитью  нас   золотой –
Нам  теперь  не  расстаться  с  тобой.

Мы  не  можем  сказать
И  похвастать  порой,
Что  ты  мой  идеал,  а  я  твой.

Вихрь  меняет  свой  путь,
Он  несет  нас  туда,
Где  планета  любви  и  труда.

Не  слабеет  тот  вихрь,
Притяженье  сильней,
И  не  счесть  уже  прожитых  дней...


        Любовь

С  любовью  мы  приходим  в  этот  мир
И  первое,  что  различаем  в  нем,
Глаза  того,  кто  жизнь  нам  подарил.

За  этими  глазами  мы  следим,
И  вглядываемся  пристально,
И  понимаем  их,  и  верим  им.

Сейчас  мы  понимаем  лишь  чутьем:
Мир  холоден без  этих  милых  глаз
С  их  нежностью,  любовью  и  теплом.

Пока  растем –они  для  нас  кумир,
Глаза  отцов  и  добрых  матерей—
От  их  любви  в  душе  покой  и  мир.

И,  не  дай  бог,  они  нас  предадут,
Тогда  любовь  и  радость  бытия
Из  наших  душ  бесследно  не  уйдут,

А  превратятся  в  ненависть  и  боль,
В  тоску  и  зависть,  и  потухший  взгляд—
Вот  дань,  когда  обманута  любовь.

Но  вот  взрослеем  мы,  и  новая  любовь
В  нас  зарождается,
И  будоражит,  и  волнует  кровь.

Повсюду  ищем  мы  глаза,  среди  мильона  глаз,
Желанные  всегда,
Чтоб  понимали  и  любили  нас.

И,  встретив  их,  теряем  мы  покой  и  сон,
Прекрасные  глаза  всегда  перед  тобой,
И  понимаешь:  ты  влюблен.

Любовь  преображает  и  возносит  нас,
И  будит  страсть,
И  мир  вращается  вокруг  любимых  глаз.

Мы  понимаем:  жить  нельзя  без  этих  глаз.
И  наступает  час,
Когда  с  любимым  соединяет  страсть.

Начало  новой  жизни  и  новая   любовь
Нас  наполняет  до  краев,
И  в  этом  мире  многое  мы  принимаем  вновь.

Любовь  к  ребенку,  святая  бесконечная  любовь
Все  в  жизни  повторяет  вновь,
И  полнит  душу  счастьем  и  согревает  кровь.

И  счастлив  тот,  с  кем  до  конца  любовь.


***
Нет,  не  случайно  мы  взгляд  задержали:
Мы  долго  и  сложно  друг  друга  искали.
И слава  богам!  Мы  нашли.

Глаза  нам  сказали  и  губы,
Что  будем  всегда  мы  желанны  друг  другу.
И  поняли:  это  любовь.

Великое  чудо  нам  жизнь  подарила,
Любовь  и  сердца  наши  соединила:
Мы  вместе  с  тобою  теперь.

И  я  растворяюсь  в  объятьях  твоих.
Вершится  великое  таинство  жизни
Одно  на  двоих.


           Сквозь  года,  сквозь  снега…

Сквозь  года,  сквозь  снега,
Сквозь  завесы  дождя
Вижу  я:
На  бескрайних  просторах
Я  одна …Я  одна…

 Сквозь  года,  сквозь  снега,
Сквозь  сполохи  огня
Я  сжимаю  пространство,
Я  встречаю  тебя.

Под  огромной  луной
Мы  танцуем  с  тобой,
И  кружится  земля
Под  ногами  порой.

Нам  казалось  тогда:
Мы  с  тобой –навсегда.
Но  вершится  судьба:
Я  теряю  тебя.

Сквозь  года,  сквозь  снега,
Сквозь  завесы  дождя
Вижу,  милый,  тебя:
Ты  со  мной  навсегда.

    
           К   портрету

Передо  мной  портрет  Натальи  Гончаровой,
Красавицы  с  печальным  взглядом
Чуть  раскосых,  прекрасных  светлых  глаз,
Как  будто  знающих,  кто  будет  ими  очарован,
Тому  судьба  большое  счастье  и  несчастье  даст.
«Он  был  поэт,  он  был  мудрец,
Он  был  великий  русский  гений».
И  в  этой  красоте  нашел  свой  идеал.
Любил  ее  лицо,  но  больше –душу,
И  с  нею  счастлив  был,
Ибо  нашел  он  то,  что  долго  так  искал.
Любила  ли  она?  Бог  знает.
Мы  знаем:  верною  женой  была.
Кому  супругом  быть,  не  женщина  решала –
Родительская  воля  к  алтарю  вела.
И  вот  уж  Пушкина  Наталья –
Хозяйка  дома  и  любимая  жена,
Среди  красавиц  Петербурга
Достойнейшее  место  заняла.
Блистала  на  балах,
Дарила  всех  своим  очарованьем.
Неотразимой  была  эта  красота:
Ей  поклонялись  все –от  юноши  до  старика.
А  Пушкин  ей  писал:
--Красива,  молода –блистай!
На  то  и   молодость  дана,
Но  грань  дозволенного  не  переступай –
За  ней  идет  уже  молва.
Нет,  он  не  отделял  себя  от  той  среды,
Где  были  у  него  друзья,  враги.
Поэт  в  стихах  парил,  а  на  земле  он  жил
И  мненьем  света  дорожил.
Он  был  спокоен.  Многие  в  нее  влюблялись,
Но  равнодушной  к  их  любви  была  она.
Так  жизнь  ее  текла.
Пять  лет  супружества
Наполнены  его  любовью  и  заботой
О  ней,  о  детях  и  титанической  работой
Его  могучего  пера.
Она  с  ним  откровенна  и  добра.
Но  счастье  так  не  постоянно,
И  красота – великий  божий  дар –
Не  оставляет  мужское  сердце  равнодушным:
В  нем  разгорается  любви  большой  пожар.
Стремление  природы  к  совершенству
Нас  заставляет  всюду  красоту  искать
И  часто  голову  терять.
И  вот  опять  тот  роковой  любовный  треугольник,
Где  нет  виновных – все  жертвы
Любви  и  красоты,  порядочности,  долга,  клеветы.
Дантес,  кавалергард  блестящий,
Красавец,  иностранец,  интриган,
Он  красотой  Натальи  очарован,
Его  любовь,  как  ураган.
Ее  преследует,  и  молит,  и  страдает,
Оставить  мужа  просит  он.
Она  к  благоразумию  его  взывает,
Но  все  напрасно,  непреклонен  он.
И  вот  уже  клеветники
В  неверности  Наталью  обвиняют,
И  Пушкину,  его  друзьям
Свой  пасквиль  грязный  рассылают.
Задета  честь,  достоинство  поэта.
Дуэль – ответ  его  на  это.
Фатальны  строки  из  его  творенья:
«Я  вас  люблю,  к  чему  лукавить,
Но  я  другому  отдана,  и  буду  век  ему  верна».
Эти  строки  преподнесла  ему  судьба:
Их  в  жизни  повторила  верная  жена.
Ее  в  измене  обвинила  клевета.
Он  знал  порядочность  ее  и  чистоту.
Свой  идеал  великой  женской  красоты
Он  жизнью  защитил  от  клеветы.
Она  вдова.
Ей  двадцать  пять  и  четверо  детей.
Долги,  имения  разорены
И  гложет  чувство  собственной  вины.
Как  жить?
Родные  и  друзья  заботятся  о  ней.
На  смертном  одре  великого  поэта
Прислал  записку  царь,  где  он  писал:
Коль  свидится  на  этом  свете  не  придется,
Он  не  оставит  милостью  своей
Его  жену,  его  детей.
И  гасит  все  его  долги.
Наталья  покидает  Петербург,
Живет  в  именье  брата
Потом  в  Михайловском  с  детьми.
Два  года  траура,  как  завещал  поэт.
Вдовой  великого  поэта  она  семь  лет.
На  ее  руку  были  претенденты,
Но  отвергала  их  она,  понимая,
Нет,  не  она  нужна
С  ее  детьми,  заботами  и  памятью  поэта,
В  ней  их  прельщает  только  красота.
И  лишь  спустя  семь  лет
Она  выходит  замуж.
Ланской – и  оказался  тот  хороший  человек,
Которого  на  смертном  одре  ей  завещал  поэт.
Он  принял  на  себя
Ее  заботы,  память  и  его  детей,
И  сделал  частью  жизни  и  любви  своей.

В  Петербурге,  в  Александро-Невской  лавре
Покоится  Ланская  Наталья  Николаевна,
В  первом  браке  Пушкина,
Женщина,  которая  зажгла  великую  любовь
В  душе  и  сердце  русского  поэта.
Он  поклонялся  ей
И  без  ее  любви  не  мыслил  он  себя  на  этом  свете.


           Волны

Океан  жизни  породил  меня
И  вынес,  погодя,  на  берег  бытия.
И  волны,  за  волной  волна,
И  чувств  и  мыслей  набегают  на  тебя.
Океан  жизни  у  ног  моих  шумит
И  волны  разные  родит.
Вот  алая  волна  любви  ко  мне  спешит,
И  радость  и  покой  тебе  она  сулит.
То  вдруг  накатывает  на  тебя
Измены  желтая  волна
И  отнимает  счастье  навсегда.
Спасает  верности  зеленая  волна
И  белая  волна  душевной  чистоты,
И  волны  голубой  мечты.
А  как  прекрасна  дружбы  синяя  волна,
Надежду  и  тепло  несет  в  себе  она.
Бывает  ненависти  черная  волна
Вдруг  захлестнет  тебя –
И  меркнет  берег  бытия.
Но  гениальной  мысли  яркая  волна
Все  озарит  вокруг  себя,
И  вновь  подарит  радость  бытия.
И  за  волной  бежит  волна,
Волна,  волна,  волна,  волна ...


           Дороги

Вся  жизнь – расставанья  и  встречи,
Меж  ними – дороги-мосты.
Вдоль же  обочин  поля,  перелески
И  кладбищ  забытых  кресты.

Стрелою несется  дорога  навстречу,
И  вот  уже  слились  с  простором  огни.
Начало  дороги – с  тобой  расставанье,
А  встречи?  Не  знаю,  что  ждет  впереди.

Быть  может  мне  счастье  подарит дорога,
А  может  отнимет  его  навсегда.
Сияет  луна  в  безмятежном  пространстве
И  полнит  мне  душу  тоска.

Дороги,  дороги...
Нас  манит  к   себе  беспредельность
И  жизни  земной  красота.
Просторы,  что  нам  открывают  дороги,
Наполнены  светом,  их  суть – новизна.


           Зоя
 
Я  был  так  юн,  не  знал  тебя.
Ты  позвала  и  повела
Долиной  чистой  вдоль  ручья
На  тот  простор  большой  реки,
Где  слились  небо  и  вода
И  бесконечна высота.

Простор  лугов,  простор  полей
Остались  в  памяти  моей.
Когда  в  лесах  нехоженых  блудил,
Твои  следы  я  всюду  находил.
Сквозь  дебри  пробирался  я  порой,
Мне  было  хорошо  с  тобой.

Ты  так  нежна  была  со  мной,
Порой  проста,  порой  сложна.
О,  как  кружила  ты меня!
Я  так  боялся  от  тебя  отстать,
Чтобы  в  просторах  бесконечных
Тебя  не  потерять.

Я  шел  по  кручам  за  тобой,
Я  спотыкался,  падая  порой,
Лицо  и  руки  разбивая  в кровь.
Я  подымался,  падал  вновь,
И  чтобы  утвердится  на  скале,
Ты  руку  подавала  мне.

Очаровала  ты  меня.
Тогда  решил  я  заглянуть  в  твои  глаза,
И  попросил,  чтоб  имя  назвала.
В  раската  грома,  рокоте  прибоя,
Песне,  плаче,  колокольном  звоне
Услышал  я:
«Я  на  славянском – Жизнь,  по-гречески  я – Зоя.»


          Вале  Ф.

Ты  гитару  настроив,  струн  коснулась  слегка,
И  полилась  мелодия  старая.
В  ней  печаль  и  тоска,  нежных  чувств  красота,
И  любовь  двух  сердец  запоздалая.

В  очерствевшей  душе  зазвенела  струна,
И  душа  ожила  и  заплакала,
От  мелодии  старой  проснулась  мечта,
Что  была  глубоко в  ней  запрятана.

И  родился  тогда  из  мечты  новый  день,
Зазвучали  мелодии  новые.
В  них  печаль  и  тоска,  нежных  чувств  красота,
И  любовь  двух  сердец  запоздалая.


            Миражи
 
Ты  спросишь:  «Есть  на свете  миражи?»
Да  есть. Они  в  пустыне  и  в  любви,
И  в  математике,  когда  из  корня  извлекаешь  «i».

Когда  усталый  караван  сбивается  с  пути,
Нещадно  солнце  жжет  и  нету  сил  идти,
Тогда  на  горизонте  возникают  миражи.

Оазис  с пальмами,  где  можно  отдохнуть  в  тени,
Среди  ветвей  прохладные  и  сочные  плоды,
И  перезвон  ручья,  и  озеро  воды.

Туда  стремишься  ты  дойти,
И  делаешь,  последний  у  тебя,  глоток  воды.
Ты  там.  Мираж  пропал. И  вновь  пески,  пески,  пески...

Ты  знаешь  есть  мираж  в  любви.
Ты  хочешь  быть любим  и  любишь  ты.
Ты  любишь.  Но  любим  ли  ты?

Когда  тебя  предпочитают  всем  другим,
Здесь  без  сомненья:  ты  любим.
Но  если  нет,  то  о  любви  мы  только  мним.

Веками  мудрецы  ломали  голову  над  «i».
Квадратный  корень.  Из  него  ты  минус  единицу  извлеки.
Что  получил?  Мираж.  Попробуй  объясни!

Мы  смотрим  в  зеркало.  Там  наши  двойники.
Они  прекрасны  и  умны.  Но  это  только  миражи.
Ты  зеркало  попробуй  убери – исчезнут  миражи.


        Долготерпение

Мы  кичились  всегда  тем ,
Что  можем  терпеть
Без  конца  и  без  меры.
Но  Христос  нас  учил
За  обиды  прощать
Семьдесят  и  семь  раз,
А  потом  выступать
Против  зла  и  химеры.
Мы  ж,  нарушив  завет,
Терпим  доле,
И  растет  у  нас  зло,
И  гуляет  на  нашем  просторе.
Человека  труда  обирали  всегда,
Кто  имел  власть  и  силу,
И  недаром  страною  рабов  и  господ
Называли  Россию.
Так  давайте  прощать
Семьдесят  и  семь  раз
И  не  боле.
И  не  будем  молчать
Тем,  кто  отнял  у  нас
Хлеб  и  волю.
Мы  поймем,  наконец,
Почему  всем  нам  так  не  везло,
Потому,  что  терпение – благо,
Но  долготерпение – зло.


                Хлеб

Бог  сегодня  мне  дал  кусок  хлеба.
Не  с  небес  он  свалился  на  блюдо  мое.
Бог  дал  разум,  здоровье  и  силу,
Чтобы  мне  заработать  его.

Ах,  как  вкусен  и  дорог  тот  хлеб,
Что  трудом  своим  ты  получил.
Поделюсь  этим  хлебом святым
С  тем,  кто  болен  сегодня  и  хил.

Лишний  птицам,  скотине  отдам,
Не  позволю  и  крошке  пропасть.
В  хлебе –жизнь,  божий  дар.
Быть  без  хлеба –вот  это  напасть.

Будь  же  славен  во  век,  хлебороб!
От  трудов  твоих  праведных –мир.
Твоим  тяжким  трудом  живы  мы.
Ты  всех  нас  созываешь  на  пир


Рецензии