C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Шаманы ассинибойнов

Влияние цивилизации и культурный геноцид североамериканских индейцев в конце XIX века вынуждали последних отказываться от многих традиционных воззрений, постепенно предавая их забвению. Закрытость индейского общества, нежелание выставлять перед белыми людьми свой духовный мир во избежании подвергнуться насмешкам не позволяли до определенного времени исследователям получить информацию об их шаманских и колдовских практиках.
Многие шаманские знания были утеряны вследствие запрета правительством США индейских ритуальных практик и религиозных церемоний. У индейцев, в отличие людей западной культуры, не существовало грани между реальным миром и сверхъестественным. Оба мира были тесно взаимосвязаны. Силы тонкого мира влияли на людей и лежали в основе шаманских практик. Шаманизм североамериканских индейцев не был отдельной религией, а являлся лишь неотъемлемой частью религиозных воззрений, которых они придерживались.
Кроме того, шаманские практики всегда представляли собой эзотерические знания, доступные лишь небольшому числу одаренных людей. Не секрет для читателя, интересующегося индеанистикой, что у многих народов Северной Америки почти каждый человек имел духа-покровителя, охранявшего и предостерегавшего его мистическим образом. Отсутствие покровительства духов делало человека практически беззащитным перед лицом разного рода опасностей – реальных и сверхъестественных. Что касается ассинибойнов, то у них каждый мужчина, по меньшей мере, один раз в жизни проходил через церемонию «поиска видений», сопряженную с длительным постом и самоистязанием, во время которой он молился, призывая сверхъестественных существ стать его духами-покровителями. Потому грань между шаманом и обычным человеком у ассинибойнов, как, впрочем, и у всех индейцев Равнин, была полностью нивелирована. Своеобразная иерархия духов, существовавшая в мировоззрении ассинибойнов, могла наделить страждущего разного рода Силами. Одни из них были сильнее, другие – слабее. Духи могли помогать человеку, но и могли вредить ему. Чтобы этого не происходило, следовало выполнять определенные церемонии, ублажая духов.
Индейцы были уверены, что духи животных, птиц и насекомых могли наделять их определенными качествами, мудростью и магическими силами. Заимствуя от духов способности в видениях и снах, человек приобретал Силу и получал право лечить людей посредством контакта со сверхъестественным. Духи не были богами, и все эти качества были предоставлены им Великим Духом (Вакондой).Священную для исцеления Силу человек мог получить как в детстве, так и в зрелом возрасте. Некоторые шаманы ассинибойнов получали Силы от нескольких духов-покровителей. Сила могла явиться к человеку в любое время и в любом виде. Одним из стимулов появления Силы являлся пост. В данном случае Сила не предлагала себя человеку, а человек постясь, испытывал различные лишения и призывал духов-покровителей явиться к нему и даровать свою Силу. Чем сложнее испытания во время поста, тем скорее духи сжалятся над ним и явятся ему. Явившийся в видении дух знакомил визионария (искателя мистического явления с тайным смыслом. – И.К.) с другими духами, которые объясняли, какую силу ему даруют, и обучали соответствующим песням и ритуалам. Во многих случаях такой силой была способность лечить людей.
После этого человек, получивший шаманский призыв, прежде чем начать практиковать, должен был убедиться, правильно ли он понял видение. Для толкования он мог пойти к наставнику – более опытному шаману, чтобы тот помог ему разъяснить видение. Но если в призыве духи предупреждали о том, чтобы получивший видение никому
не рассказывал о его содержании, то так и требовалось поступать. Нарушивший хотя бы однажды это предупреждение шаман терял навсегда Силу, а иногда и жизнь. Если в видении являлся дух медведя гризли, то это животное наяву становилось священным для шамана и он не ел его мяса, но носил медвежью шкуру и ожерелье из его когтей. Если духом являлась лошадь, то к этому человеку лошади шли без веревки. Явившиеся в результате поста и физических испытаний сверхъестественные существа становились духами-покровителями шамана, а Сила, передаваемая ими, могла использоваться для решения всевозможных проблем, а также обеспечивала его защитой от разного рода напастей. Получая Силу, ее обладатель соглашался следовать определенным правилам и соблюдать жесткие табу, нарушение которых могло стать причиной его скоропостижной смерти. Не каждый член общества ассинибойнов, заполучивший Силу от духа-покровителя, становился шаманом. Лечить мог только тот, кто в видении получал санкцию свыше. В то же время никто из ассинибойнов не мог отвергнуть обязательства стать шаманом, если таковые ему были даны в этом видении. Шаман лечил только те болезни, на которые ему были даны методы лечения. Эти методы включали в себя применение лекарственных средств, определенные молитвы, песнопения и ритуалы. Легкие недомогания не требовали церемониального лечения, и люди в таких случаях обращались просто к знатокам, которые с помощью трав, основываясь на житейском опыте, выступали в качестве целителей. Как упоминалось выше, шаман в обществе ассинибойнов играл заметную роль и находился на одной из высших ступеней племенной иерархии. Социальной иерархии среди шаманов не было, хотя определенное деление существовало. Оно заключалось в методах, используемых шаманами в своих практиках. Если один шаман не мог помочь излечить боль в груди, человек шел к другому, который обладал тайным знанием в лечении такой боли. В обществе ассинибойнов шаманами могли быть не только мужчины, но и женщины. Э.Дениг писал: «Старые женщины так же часто являются шаманами, как и старые мужчины, и пользуются не меньшей известностью». Ассинибойны были убеждены, что Силы, окружающие шамана, могут влиять на дела людей. Потому жизненно важный для сообщества контакт со сверхъестественными Силами, достигаемый посредством специальных техник, всегда был основополагающей идеей шаманизма. Непоколебимая вера ассинибойнов в Высшие Силы, без которых человек обрекался на жизнь в неведении, преследуемый неудачами, вольно-невольно заставляла попадать их под влияние шаманов и пользоваться их услугами.
К помощи шамана прибегали не только в случаях болезни, но и для предсказания будущего, погоды, поражения либо удачи на тропе войны, в охоте. Иногда Сила шаманов могла быть использована в колдовских целях, то есть во вред всему социуму либо отдельным его индивидам. В этом случае для ликвидации последствий колдовства приглашали шамана, который сражался со злым шаманом на сверхъестественном уровне. Один из воинов-ассинибойнов вспоминал, как однажды во время похода у него неожиданно отнялась нога. Ему пришлось отдать находившемуся в отряде шаману свои пули и пороховой рожок, чтобы тот его вылечил. Шаман докрасна раскалил небольшой камень, положил его перед этим воином и снял с него мокасины. Затем он разжевал какие-то травы и выплюнул их на камень. Через несколько минут больной снова мог ходить, однако шаман предупредил этого воина о том, что проблемы с ногой могут возникнуть снова и ему следует выкинуть мокасины, поскольку они могли сохранить в себе колдовство недоброжелателя.    Зачастую шаманы ассинибойнов во время видений или погружения в транс выступали в качестве посредников между миром людей и миром духов. Иногда они же выступали как мудрецы, учителя, наставляющие любознательных соплеменников, делясь опытом и соображениями относительно предмета вопроса или просьбы. Уважаемого шамана также могли приглашать для решения различных споров.В процессе исполнения разнообразных ритуалов под ритмичный бой бубнов, грохот трещоток и интенсивное пение шаман не только сливался со своей сверхъестественной Силой, но и разделял ее с присутствующими и пациентом. Шаман не был единственным практиком священных знаний. У ассинибойнов существовали практики высшего уровня, которыми пользовались жрецы племени. Они работали со сверхъестественными силами посредством общеплеменных церемоний, направленных на благо всего племени. Шаманские церемонии и практики, в отличие от жреческих, во многом основывались на спонтанности и личном опыте, в то время как церемонии жрецов ограничивались многими стандартами. Шаманские церемонии были чрезвычайно сложны, и каждая из них требовала от шамана огромных психических и физических усилий. Во время их проведения шаманы зачастую падали в обморок.
Шаман мог передать часть своей Силы, а иногда и всю Силу по просьбе кого-лио, при этом он не лишался ее. При передаче Силы требовалось лишь соблюдение определенных запретов. Но не всякий ассинибойн соглашался принять Силу от шамана. Принятие Силы сопрягалось с тяжелыми обязательствами и запретами, невыполнение которых могло погубить и передающего ее и принимающего. Ассинибойны считали, что иногда было опаснее принять ее, чем отказаться. Сила, по их убеждениям, могла помогать человеку несколько лет, а потом отвернуться и создавать ему большие проблемы. Условия иногда были такими: «тебе придется принести в жертву жизни своих друзей, а если откажешься, то погибнешь сам». При неуважительном отношении человека к шаману и его силе наказание могло последовать незамедлительно.
По поверьям индецев, болезни чаще всего происходили от стрел, посылаемых духами в людей, нарушивших их покой без должного уважения, не помолившихся им или не преподнесших подношения. Основная цель шаманского лечения заключалась в изъятии стрел как причины болезни из тела больного. Э.Дениг так писал об этом в 1854 году: «Болезни среди индейцев довольно редки, исключая чахотку, гнойный тонзиллит и ревматизм, а симптомы жара проявляются только в случае ранений и во время родов, когда случается родильная горячка, которая, переходя в брюшной тиф, как правило, заканчивается смертью. Они также свободны от параличей, зубной боли и практически тысячи действующих на нервы недомоганий, свойственных белым людям, среди которых – выпадение волос и возрастная потеря зрения… У них нет названий для легочных инфекций, чахотки, закупорки печени и т.п., они
не могут объяснить своих проблем яснее, чем указать на болезненный участок тела». Именно шаман должен был назвать причину заболевания и способы ее устранения. Зачастую диагноз ставил шаман-предсказатель, а лечение проводил шаман, специализирующийся на данном заболевании.Для получения необходимой информации о методе лечения шаманы широко применяли такой способ, как погружение себя в транс. Ассинибойны строили внутри типи хижину, в нее помещали раздетого донага шамана, связывали его по рукам и ногам, накрывали шкурами и наблюдали за ним. По окончании церемонии шаман оказывался развязанным. Одним из распространенных заболеваний среди ассинибойнов считалось «повреждение имени». Ассинибойны считали имя частью своей сущности, и неосторожное обращение с ним могло вызвать страдания так же, как можно повредить часть тела по неосторожности. Это поверье было распространено среди многих племен континента. Большинство индейцев были известны людям под несуществующими именами. У некоторых племен существовало табу на произнесение собственных имен. Никто из мужчин-ассинибойнов в ранние времена не упоминал своего имени, кроме тех случаев, когда он хвастался своими боевыми заслугами на различных церемониях или по возвращении отряда из успешного похода. Во время лечения шаман в молитве упоминал имя больного. Если лечение
не помогало, то шаман делал заключение, что «повреждено» имя этого человека. В этой связи больному требовалось изменить свое имя. Тогда шаман проводил церемонии, связанные с изменением имени, и больной поправлялся.Как отмечалось выше, шаманы узнавали свои методы лечения от духов-покровителей. Лекарственные средства, которыми пользовались шаманы при излечении той или иной болезни, также давались духами в видениях исключительно только для исцеления того недуга, которым страдал больной. Лекарствами, как правило, являлись растения и их корни. После их приема болезнь выходила из тела посредством рвоты, мочеиспускания, поноса. Э.Дениг писал: «У них нет лекарств. Кроме нескольких корешков, часть из которых, насколько известно, помогает от укусов гремучих змей, обморожений и воспаленных ран».Лекарственные растения шаманы обычно собирали в конце лета и начале осени, когда растения полны целебных сил. Стебли, листья и цветки сушили, подвешивая верхушкой вниз. Кору собирали, когда с деревьев шел сок. Сбор кореньев производился весной. После чего шаманы их мыли и перетирали в порошок и в таком виде хранили. Нетолченые коренья шаманы перед применением разрезали на части, варили или настаивали, сопровождая действа молитвами и ритуальными песнями. Различные виды растений связывались в пучок и хранились отдельно от друг от друга.
Когда корни растения, кора, необходимые для лечения, были собраны, шаман шел к реке, связывал их вместе и бросал на воду. Если связка держалась на воде – это означало, что лечение пройдет удачно, если же тонула, то в церемониях сбора этих растений была допущена какая-то ошибка и шаман шел собирать растения снова.
Шаманы ассинибойнов в лечении использовали методику высасывания болезни из тела больного. Для этого они обнажались до набедренной повязки. По словам Э.Денига, с долей скептицизма отзывавшегося о шаманах, эта процедура выглядела так: «Шамана сопровождали пять-шесть других людей, таких же старых и ужасных с виду, несущих бубны, колокольчики, трещотки и другие шумные музыкальные инструменты… Все поют так громко, насколько могут, издавая ужасный шум инструментами, о которых упоминалось выше. Шаман медленно подходит к больному, прикладывает свой рот к его обнаженной груди или животу и высасывает оттуда червя или жука, волчью шерсть или даже маленьких змей, сопровождая это действо ужасными жестикуляциями, звуками и гримасами. Изъятый предмет он показывает собравшимся, заявляя, что вытащил (из тела) причину болезни. Это процедура повторяется несколько раз с подобным результатом, после чего он и сопровождающая его группа музыкантов съедают приготовленные для них яства, а потом уходят. Все представление с музыкой, заклинаниями, приготовлениями и пиршеством включительно занимает два-три часа. А порой продолжается и всю ночь – если участникам представления хорошо заплачено».   «Зачастую недомогание индейцев – это не более чем колики от поедания незрелых фруктов и ягод или переедания, которые, естественно, через некоторое время проходят сами по себе, а заслуга приписывается шаману, – полагал Э.Дениг. – Каждое выздоровление повышало его репутацию, и все больше больных обращались к нему. Но если случай был серьезным, шаману платили снова, чтобы он вновь провел необходимые ритуалы. Процедуры всегда были схожи, но в данном случае вдобавок к шумному музыкальному сопровождению помощников, помимо обычных гримас и т.п., шаман давал больному выпить настои из толченых корней, погремушек гремучей змеи, окаменелых костей и прочих ингредиентов, свойств которых он абсолютно не знает, и, вероятно, лишь мизерность доз не дает им причинить вред (больному). На этом с шумом музыкальных инструментов и пиршеством заканчивается второй визит».
Далее Э.Дениг сообщает, что от бешенства шаманы ассинибойнов лечили следующим образом: «Рискуя вызвать улыбку, а вероятно, и полный скепсис просвещенного, цивилизованного медицинского сообщества, мы намерены сейчас рассказать, как они самостоятельно лечат бешенство… Хотя индейцев нередко кусают бешеные волки, они никогда не умирают от этой болезни, если их лечат. Как только выясняется, что человек болен бешенством, с симптомами которого они хорошо знакомы, его зашивают в свежую сыромятную кожу бизона. К полученному тюку прикрепляют две веревки – одну к тому месту, где находится голова больного, другую – в ногах. Разводят большой костер, и тюк с человеком за веревки раскачивают над огнем, пока бизонья кожа не сгорит до углей. Пациент при этом обгорает и задыхается, его едва не доводят до могилы. Затем его, сильно потеющего, бросают в холодную воду. Если больной переживает всю процедуру, он остается жив. Метод лечения ужасен». Шаманы ассинибойнов негативно относились к ампутации и никогда не практиковали ее. Э.Дениг, исходя из личных наблюдений, считал, что их шаманы «мало понимают в медицине, они нечистоплотны, редко промывают раны, а для остановки кровотечения слишком туго перевязывают рану и повязку оставляют на столь долгий срок, что зачастую приводит к гангрене». Современники полагали, что выздоровление индейцев вообще связано не с умениями шаманов, а с их природным здоровьем, климатом и образом жизни. «Индейцы получают опасные ранения, даже смертельные, и все же поправляются».
Э.Дениг отмечал, что «шаманы ассинибойнов хорошо вправляют сломанные кости и вывихи. Вывихнутое плечо вправляли так, что сначала дергали руку, нажимая на подмышечную впадину. Большинство мужчин средних лет так часто видели эту процедуру, что могут провести ее самостоятельно». По возвращении с ранеными из похода или набега ассинибойны приглашали шамана для проведения церемонии исцеления. Ранения от огнестрельного и холодного оружия, если рана не поддавалась обычному лечению, шаманы лечили прижиганием, после чего заживление проходило быстрее. У каждого шамана была своя техника и набор ритуальных спиритических процедур. Шаман мог ввести раненого в гипнотическое состояние и изуверскими способами начинал его лечить: хлестал хлыстом, стегал палкой, заставляя того встать.У ассинибойнов существовало тайное общество колдунов, члены которого при обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли «ваэчонса», потому что они использовали в качестве «вотаве» (священной связки-узла) высушенные человеческие пальцы и языки и хранили их в сумках, сделанных из кожи жабы-быка.Также ваэчонса в колдовских обрядах использовали фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда они хотели кому-либо причинить зло, ваэчонса прокалывали фигурки в четырех точках «активного поражения», соответствующих жизненно важным человеческим органам, потом закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти избранной ими жертвы.
Почитатели культа медведя, как упоминалось, использовали ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Шаманы и знахари, являвшиеся адептами этого культа, знали способы лечения травами, которыми лечились медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им удавалось, выслеживая больных животных и наблюдая за ними. Так члены культа постигали секреты исцеления от медвежьих болезней.
Шаманизм и сегодня остается важной составляющей культуры ассинибойнов. Среди них появилось множество белых «шаманов», или «пластиковых шаманов», «шэйм-мэнов», как называют их сами индейцы (shame – «стыд», man – «мужчина»). Рекламируя свои «сакральные знания и навыки», они предлагают в течение месяца обучить «секретам» шаманских практик. Отношение к ним индейцы выражают следующим образом: «Неожиданно появилось огромное число беспринципных идиотов, бегающих вокруг и утверждающих, что они шаманы и научат вас церемониям баксов за пятьдесят. Эти люди появляются в резервациях якобы потерянными и утратившими надежду, поистине жалкими, и какой-нибудь добрый старец может сжалиться над ними. И чем они отплатят за его великодушие? Через 15 минут общения с духовным лидером они начинают считать себя сертифицированными шаманами и несут «слово истинное» за деньги. А некоторые даже объявляют себя официальными духовными представителями различных индейских народов».


Рецензии
Как у Вас всегда интересно и информационно-познавательно, Игнат!
Вот сегодня узнала много необычного (и полезного!) о шаманизме североамериканских индейцев-ассинибойнов. Не знала раньше, что шаманами могли быть не только мужчины, но и женщины.
Да, настоящие шаманы - это вам не нынешние шэйм-мэны, шарлатаны! :)
Спасибо за Вашу интереснейшую индеанистику!!!

P/S. А вот интересно: Мы тоже имеем духа-покровителя, охранявшего и предостерегавшего нас мистическим образом? - это, наверное, наш Ангел-хранитель, да?

Ольга Благодарёва   27.02.2014 11:42     Заявить о нарушении
Ольга спасибо. Я не богослов,но мои жалкие познания в области христианства свидетельствуют,что Ангел-хранитель дарованный Богом каждому человеку при его приходе (рождении) в мир плотский, не дух, а существо также плотское более тонкое тело, но не видимое для наших умерщвленных органов осязания. Так вот, то что язычники (а индейцы были язычниками) называют духами, Духом этот именно те тонкие тела не видимые и не всегда ощущаемые. Ангелы Божьи,а также падшие ангелы (бесы) все существа тварные, то есть творения Божьи и имеют некую плотность телестность,но не подобную нашей человеческой грубой телесности, которая образовалась после изгнания человека из Рая.Так объясняют сие святые отцы православной Церкви. Что же касается духа- покровителя у индейцев и их контактов с ними это ни что иное по понятиям святых отцов как взаимоотношения с падшими ангелами, т.е. бесами и демонами.

Игнат Костян   25.03.2014 11:16   Заявить о нарушении