Шайхи Южного Дагестана - Джабраил ал-Цахури

В процессе исламизации Южного Дагестана при халифе Абу Джа‘фаре ал-Мансуре (712–775) правитель г. Дербент Йазид ибн Асад по велению Халифа построил в районе г. Дербент ряд пограничных крепостей и поселил в них арабские гарнизоны с семьями, чтобы усилить обороноспособность города и для охраны своих северных границ от набегов хазар. Эти арабские крепости близ г. Дербент – Камак, ал-Мухаммадийа, Баб-вак – превратились в так называемые религиозные центры, которые в дальнейшем с распространением суфизма превратились в суфийские центры – рабаты, откуда с дальнейшим распространением ислама идеи суфизма проникли в другие районы Дагестана. Российский учёный-востоковед Мирза Казем-бек (ум. 1870) отмечает, что суфийское учение вошло в Южный Дагестан с первыми миссионерами ислама: оно развилось там хоть медленно, но прочно и в значительной степени.


Знаменитый вазирь Мелик-шаха – Низам ал-Мулк (ум. 1092) основал медресе ан-Низамийа, в которой получили подготовку многие дербентские богословы правоведы и суфии, в частности Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.) и Маммус ал-Лакзи ад-Дарбанди (1040–1110). В ан-Низамийа преподавали известные учёные-шафииты ’Аби ’Исхака аш-Ширази, Абу Бакр аш-Шами, ал-Мустазхири и известный ученый и мистик Абу Хамид ал-Газали (1058–1111). Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях, что объясняется еще и тем, что сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, так как ислам среди тюрок в степи распространялся именно суфиями. Поэтому власти поощряли создание суфийских обителей и щедро их субсидировали.


Известным суфием эпохи сельджуков был дербентский учёный Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди (ум. в первой пол. XII в.). По мнению дагестанского учёного Али Каяева (1878–1943), ад-Дербенди получил образование в г. Багдад и там же получил свои знания о мистицизме и муридизме. Российский востоковед А.К. Аликберов (род. 1964) пишет, что ад-Дербенди изучал исламские науки в г. Дербент у известных учёных, таких как Абу-л-Касим ал-Варрак (ум. в конце XI в.), Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.), Абу Мухаммад ал-Лакзи (ум. в кон. XI в.) которые приобщили его к суфизму.


Ад-Дербенди являлся также одним из учеников Абу ‘Абд Аллаха Маммуса ал-Лакзи (1040–1110) – знатока хадисов, историка династии Хашимидов, одного из влиятельных лезгинских шайхов, автора исторической хроники «Тарих Баб ал-Абваб ва Ширван» («История Дербента и Ширвана»). Ему ад-Дербенди обязан знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с ал-Газали (ум. 1111), Ибн Хадибой и другими. Ад-Дербенди написал объемистый труд по суфизму «Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), который является самым ранним в Дагестане зафиксированным сочинением по суфизму.


О распространении суфизма в средневековом Дагестане свидетельствует богатый эпиграфический материал. В сел. Татиль Табасаранского района находится могила шайха-аскета Джамал ад-дина Йахйа ибн Шайх Йусуфа, датированная 583 г.х /1187 г. В г. Дербент была обнаружена надмогильная плита шайха Ахмада ибн ал-Хусайна, датированная примерно XI-XII в. Дагестанским востоковедом А.Р. Шихсаидовым (1928–2019) также описаны надписи о смерти шайха Джунейда (ум. в 651 г.х. / 1253-54 г.), шайха Мир-Сулаймана ал-Багдади (ум. в 680 г.х. / 1281-1282 г.), шайха Заман ибн шайх Ашур ибн Исма‘ил (ум. в 1171 г./1757-1758 г.). В сел. Орта-Стал (лезг. Кьулан-СтIал) имеется большое купольное здание Пир шайха Ибрахима с указанием надписи о смерти шайха Ибрахима в 940 г.х./1541-1542 г.


Вторая ветвь накшбандийского тариката проникла в Дагестан от Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48) через Мухаммад-Салиха аш-Ширвани. Шайх Мухаммад Салих аш-Ширвани род. в 1821 г. Достоверных сведения о его жизнеописании нет. Он передал иджазу Ибрахиму ал-Кудкашани (1822–1844 или 1871). В 1844 г. он переселился в г. Стамбул, где и скончался. Его преемником является ал-Хаджжи Йунус ал-Халиди ал-Лали (1804–1860), который передал иджазу Махмуд-эфенди ал-Алмали (1810–1877) из с. Алмало (ныне Северный Азербайджан). Махмуд-эфенди родился в 1810 г. Он возвел в ранг муршидов 12 человек. Махмуд-эфенди умер в 1877 г. в г. Астрахань, где находится его зиярат.
 

Среди тех, кому он передал иджазу, были Ахмад ат-Талали (1841–1903), Исма‘ил ас-Сивакли (ум. 1884/85), Джабра’ил ал-Цахури (ум. 1889/90), Мухаммад-Захир ал-Чистави (1804–1893), через которых еще одна линия накшбандийского тариката проникла в Дагестан. Исма‘ил ас-Сивакли во время Кавказской войны под предводительством Шамиля переселился со своими родственниками в Дагестан из Азербайджана. Здесь он встал под духовное наставничество Джамал ад-дина ал-Гумуки (1788/92–1866), от которого в дальнейшем принял иджазу. Исма‘ил ас-Сивакли объединил в себе две разветвленные цепочки накшбандийского тариката в Дагестане. Одна из них от Исма‘ила ал-Курдамири через Хас-Мухаммада аш-Ширвани – Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838) – Джамал ад-дина Гумуки перешла к Исма‘илу ас-Сивакли. Далее, когда шайх Джамал ад-дин переселился в Турцию, Исма‘ил-эфенди вернулся в свое родное село в Азербайджане, после чего он стал воспитанником Махмуда-афанди из сел. Алмало, от которого также получил иджазу.


В дальнейшем Исма‘ил ас-Сивакли возвел в ранг муршида ал-Хаджжи Кусай-эфенди ас-Самури (ум. ок. 1896/97), который передал иджазу в 1893 г. Шу’айб-эфенди ал-Багини (1853–1912). После ухода из жизни Кусая-эфенди, муршид Шуайб-эфенди принял духовное наставничество Ахмада ат-Талали. Ахмад ат-Талали в 1896 г. также дал Шу’айб-эфенди разрешение быть духовным наставником суфиев – муршидом. Мухаммад-Захир ал-Чистави – преемник Махмуда-эфенди из села Алмало возвел в ранг шайха накшбандийского тариката Сайф Аллах-кади Башларова (1853–1919).


Четвертый муршид Джабра’ил ал-Цахури родом из села Цахур, он был муридом шайха ал-Хаджжи Ахмада из сел. Алмало. Затем, когда Махмуд-эфенди вернулся в свое село (Алмало) из России, Джабра’ил-эфенди вместе с 300 муридами встал под воспитание Махмуда-эфенди в дальнейшем был возведен им в ранг шайха. Джабра’ил ал-Цахури передал право наставления муридов ‘Абд ар-Рахман-хаджжи ал-Ассави (1834–1907) из сел. Асаб.  Умер Джабра’ил-эфенди 12 джумада ахира 1307/ 29 октября 1898 году. Известно также, что халифа Махмуда ал-Алмало – Джабра’ил ал-Цахури, велел своим муридам совершать рабита только по отношению к душе (руханийа) алмалинского шайха и запрещали им совершать ее по отношению к его преемникам.




Автор: ‘Али Албанви



ЛИТЕРАТУРА

1. Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Вост. лит., 2003. — 336 с.

2. Шихалиев Ш.Ш. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и шазилийского тарикатов. Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №4 Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2002. — 136 с.


Рецензии
спасибо вам ето правда я ШЕЙХ ДЖАРИЛА СЫН АБДУРАХМАН АСАВИ И ЕГО СЫН АБДУЛСАЛАМ ЕФЕНДИ внук радилса я в ИЛИСУ ЖИВУ В ЧИТЕ И ГАРЖУС УМЕНЯ БЫЛЫ РАХМАТЛИК АЛИМ ФИЛОСОФЫ
а АССАЛАМАЛЕЙКУМ Я ЯВЛЯЮСЬ ПРАПРА ВНУК Четвертый Муршид Шейх Джабраил Ал-Цахури

Алекбер Расулов   26.10.2017 17:03     Заявить о нарушении
Салам алейкум! Не могли бы уточнить еще раз Вашу родословную,в обратном порядке, чьим родственником Вы являетесь, а то немного непонятно мне..

Али Албанви   22.10.2017 20:42   Заявить о нарушении