Последний бой в Варшавском гетто

               
Памятник Мордехаю Анелевичу, руководителю восстания в Варшавском гетто.


Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит...

А после она выплывает,

Как труп на весенней реке —

Но матери сын не узнает,

И внук отвернется в тоске...

Анна Ахматова

Крупнейшим очагом еврейского сопротивления в годы Второй мировой войны было знаменитое восстание в Варшавском гетто. Ещё осенью 1941 г. узников потрясло известие о массовых расстрелах евреев в Белостоке и Вильнюсе.

Большинство узников гетто поняло – это начало полной ликвидации евреев Польши. Самой большой еврейской общины в Европе. В начале 1942 года началась массовая депортации евреев в лагеря смерти. В конце года молодёжное еврейское движение создало в Варшавском гетто ряд боевых подпольных организаций.

 Появились боевые дружины. Чуть позднее они объединились во «Всеобщую боевую еврейскую организацию». В гетто действовали члены и сторонники движения «Бейтар», созданного Зевом Жаботинским. Существовал и так называемый Антифашистский блок. В общем, организаций сопротивления хватало, а вот реальной помощи извне – почти никакой.
               
Весь «арсенал» «боевой еврейской организации» поначалу состояло всего лишь из одного револьвера и десятка патронов к нему. Оружие за большие деньги приходилось покупать в Варшаве. В основном за ювелирные украшения. Единицам удалось его утаить от нацистов и еврейской полиции.

Люди, не колеблясь, отдавали золото и прочие драгоценности на закупку оружия и боеприпасов. В начале 1943 года, узникам гетто, наконец-то, удалось установить связь с партизанами и польским Сопротивлением.

Польские евреи, воевавшие в Армии Крайовой, смогли передать подпольщикам гетто небольшое количество оружия. Его разбирали, и по частям со смертельным риском для жизни проносили на территорию гетто.
 
Первой боевой акцией, которую совершили бойцы Варшавского гетто, было убийство главного коменданта еврейской полиции Юзефа Шенкмана и его помощника Шмерлинга. Их убили из того самого единственного револьвера, который был на вооружении у подпольщиков.

А 18 января 1943 года произошло столкновение с фашистами. Евреи одной из групп во время пересылки в лагерь смерти решила бежать. Несколько бойцов сопротивления, находившихся среди них, открыли огонь по конвою. Все бросились врассыпную. Однако скрыться никому не удалось. Группа погибла целиком. Одних застрелили, других загрызли собаки. Несколько человек были казнены публично.

После этого случая в Варшавском гетто были проведены повальные обыски, сопровождавшиеся зверскими экзекуциями. На 19 апреля 1943 года была намечена окончательная ликвидация Варшавского гетто. Оставшихся узников гетто немцы собирались в этот день отправить в лагеря смерти.

В три часа ночи регулярные части немецкой армии под командованием генерала Юргена Штропа при поддержке артиллерии и бронетехники вошла на территорию гетто. На «усмирение» гетто был брошен батальон СС, состоявший из 350 украинских и латышских националистов.

Евреи встретили фашистов организованным огнём. Немцы от неожиданности буквально опешили, и с большими потерями покинули территорию гетто. Ещё бы, по масштабам сопротивления это был невиданный за все годы войны вооружённый еврейский бунт. Накануне восстания был создан повстанческий комитет. Его возглавил 24-летний Мордехай Анелевич.

Однако нацисты быстро оправились от первого шока, и пошли в нешуточное наступление. С применением авиации и артиллерии. Они забросали позиции бойцов еврейского Сопротивления зажигательными бомбами и снарядами. Начались пожары.

Вслед за пожарами шли штурмовые части эсэсовцев. Повстанцы, которых было примерно 750 человек, и всё гражданское население ушли в подземелья. Варшавское гетто было превращено в систему бункеров и подземных убежищ.

Их подготовили заранее. Несмотря на то, что восстание, в общем-то, вспыхнуло стихийно, в убежищах уже имелся запас пищи, воды, медикаментов и оружия.

Фашисты по подземельям не лазили. Они там не воевали. Просто бросали в бункеры и подвалы газовые гранаты и шашки. Пускали газ. Тот самый «циклон-В», который использовали в газовых камерах лагерей смерти.

В укрытиях находилось много детей и женщин. Невозможно читать без слёз воспоминания очевидцев этих жутких сцен. Трудно подобрать слова, чтобы описать происходившие там трагедии.

Дети в страшных конвульсиях задыхались и гибли на руках у родителей. А затем и взрослые замертво падали рядом со своими детьми. Спастись лишь те, кто находился в бункерах, имевших выход в систему городской канализации.

 22 апреля отдельные пожары слились в сплошное море огня. Он волнами накрывал бункеры. Они быстро превращались в настоящее пекло. Преисподнюю ада. Но бойцы сопротивления стойко держались.

И не только отстреливались, но иногда даже переходили в контратаки. Отборные эсэсовские подразделения несли невиданные для глубокого немецкого тыла людские потери.

Ночью эсэсовцы покидали территорию гетто. Тогда на пылающие улицы выходили бойцы Сопротивления. Они собирали оружие и боеприпасы, брошенные немцами. Переводили население в более безопасные места. Готовили позиции к предстоящим боям.

28 апреля повстанческий комитет решил начать выводить из гетто раненных бойцов и гражданское население. Первая группа из 40 человек по канализационным каналам смогла добраться до люка, находившегося за пределами гетто. Польские партизаны переправили их в городок Ломянки.

К несчастью, немцы вскоре обнаружили спасительный люк. Они забросали канализационный колодец гранатами, и пустили в него газ «циклон-В» В это время там находилась очередная группа узников. Почти все погибли. Несколько оставшихся в живых людей вернулись в гетто.

Бойцы Сопротивления отчаянно защищались. Отстреливались до последнего патрона. Доходило даже до рукопашных боёв. Но силы были явно неравные. К 8 мая 1943 года из 750 бойцов в живых оставалось только 88 повстанцев. Многие из них были ранены, но оружие не бросали.

В этот день эсэсовцы окружили последний бункер, где укрылись бойцы во главе с Анелевичем и 300 гражданских узников гетто. В основном женщины и дети. На этот раз эсэсовцы решили штурмовать подземелье. Они получили приказ взять повстанцев живыми. Но выполнить приказ не удалось.               
               
Понеся внушительные потери убитыми и ранеными, эсэсовцы отступили. Больше решили не рисковать. Предпочли действовать проверенным способом. Пустили в бункер ядовитый газ. Люди стали задыхаться. Кое-кто покончил с собой. Спаслось всего несколько человек.

В это время по каналам канализации к восставшим двигалось подкрепление с оружием и боеприпасами. Но пришло оно слишком поздно. Все обитатели центрального бункера были уже мертвы. В том числе руководитель восстания Мордехай Анилевич и его жена.

Но и после падения штабного бункера бои в гетто продолжились. Все повстанцы к этому времени уже погибли или были ранены. Так что сражалось с фашистами, скорее всего, уцелевшее так называемое гражданское население. Только 16 мая генерал Юрген Штрооп, командир эсэсовской дивизии, подавлявшей восстание, доложил своему командованию об окончании карательной операции.

Однако эсэсовец соврал. Война в руинах Варшавского гетто продолжалась. Евреи выползали буквально из земли и стреляли в фашистов. Сопротивление повстанцев было сломлено к началу июня, но отдельные боевые группы продолжали борьбу все лето. Практически все руководители восстания погибли.

Молодые ребята в эту трудную годину еврейской истории проявили поистине подлинный библейский героизм. Примеров мужества было немало. Отмечен случай, когда один из повстанцев пошел навстречу фашистам с поднятыми руками. Поравнявшись с ними, он выдернул зубами чеку гранаты. Погибло около десятка эсесовцев.

Восстание в Варшавском гетто продолжалось около месяца. С 19 апреля по 16 мая. Кстати сказать, дольше, чем сопротивлялись нацистам армии некоторых европейских государств. В том числе и польская армия.

В ходе боёв с регулярными частями СС было убито около 7 тысяч защитников гетто. 6 тысяч узников сгорели заживо. После подавления восстания, около 15 тысяч евреев оставшихся в живых, были отправлены в лагерь смерти Треблинку.
 
Вот как написал о восстании в Варшавском гетто польский историк Бен Марк:
«Многие освободительные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения. Однако ни на одной из них не лежала печать столь глубокого трагизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто. Он разгорелся на братской могиле их родных и близких. У восставших не было тыла, они воевали почти без оружия, без ничтожного шанса на победу».

Но что особо удручает, поляки в массе своей не пришли на помощь повстанцам Варшавского гетто. В поэтической форме об этом тёмном пятне, лежащем на польском народе, рассказал поэт Александр Аронов в поэме «Варшавское гетто». Вот небольшой фрагмент из неё:

                Когда горело гетто, когда горело гетто
                Варшава удивлялась много дней подряд.
                Ах, сколько было треска! Ах, сколько было света!
                И люди говорили: «Так то ж клопы горят!»

                А через четверть века два мудрых человека
                Сидели за бутылкой хорошего вина
                И говорил мне Януш, мыслитель и коллега:
                «У русских перед Польшей есть и своя вина.
               
                Зачем вы в сорок пятом стояли перед Вислой?
                Варшава погибала, а все ж хотели жить!»
                А я ему: «Сначала силёнок было мало,
                Так  вот и выходило: нельзя было спешить"
               
                Варшавское восстание подавленно и смято.
                Варшавское восстание утоплено в крови.
                "Пусть лучше я погибну, чем дам погибнуть брату!"
                С отличной дрожью в голосе сказал мой визави.

                А я ему на это: «Когда горело гетто,
                Когда горело гетто так много дней подряд,
                То было столько пепла, огня и много света, 
                Но вы же все твердили: «Так тож клопы горят!»

В Израиле недалеко от северной границы сектора Газа расположен киббуц «Яд-Мордехай». Выжившие в огне Холокоста польские евреи, назвали своё поселение именем легендарного еврейского героя восстания в Варшавском гетто Мордехая Анелевича. В киббуце ему установлен очень красивый бронзовый памятник работы израильского скульптора Натана Рапоппорта.

         


Рецензии
Меня всегда волнует вопрос: как живут, дышат, спят, едят, пьют те люди, нет - нелюди, которые мучают и убивают других людей и, тем более, детей! И никогда не нахожу ответа. И не вмещается это ни в сердце, ни в душу, ни в ум.

Галина Ермакова   10.09.2014 20:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за отклик, С уважением

Лев Израилевич   11.09.2014 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.