Ибсен

Конец XIX – начало ХХ века был отмечен бурным  взлетом в области драматургии. В эти годы родился удивительный феномен  в истории мирового театра, получивший название «новая драма». Ее отличали острый психологизм и подчеркнутый символизм при глубоко реалистическом подходе к жизни. Но главная особенность «новой драмы», по мнению одного из самых известных ее творцов Бернарда Шоу, заключалась в том, что она решительно повернулась к современной жизни, стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории». У истоков «новой драмы» стоит монументальная фигура Генрика Ибсена, гениального норвежского драматурга и смелого реформатора европейского театра.

Генрик Ибсен  родился в марте 1828 г. в небольшом норвежском городке Шиене (Норвегия тогда входила в состав Шведского королевства, хотя и обладала значительной внутренней автономией). Отец Ибсена был состоятельным коммерсантом, человеком хлебосольным и доброжелательным. Но когда Генрику исполнилось  восемь лет, отец разорился, после чего семья попала в полосу лишений. Будущему драматургу пришлось с 16 лет зарабатывать себе на хлеб. Ибсен стал учеником аптекаря в маленьком городке Гримстаде. Он провел здесь в нищете и лишениях шесть лет, учась, а затем работая в местной аптеке. Тогда же он увлекся поэзией. Начиная с 1848 г.  публикуются ранние стихи Ибсена, романтические по стилю и радикальные по духу (левые убеждения Ибсена особенно  разительно смотрелись на фоне общей консервативности норвежцев). Одновременно он пробует себя в драматургии и пишет наполненную вольнолюбивым пафосом пьесу «Катилина» (1849), в центре которой известный герой древней римской истории. Кристианийский театр не принял ее к постановке. Изданная на средства одного из друзей Ибсена она осталась почти не замеченной. Однако уже следующая пьеса «Норманны»  (1850), выдержанная в приподнято-романтическом духе, увидела свет рампы.
 
Кристиановскому театру, где ставились в основном пьесы датских авторов, был чужд дух ибсеновских пьес. Но в 1850 г. в другом крупном норвежском городе Бергене был основан первый национальный норвежский театр. Основатель театра Бюлль пригласил Ибсена стать своим режиссером (с обязательством писать каждый год для театра по одной новой пьесе). В 1852 г. он пишет пьесу «Иванова ночь» о современной Норвегии, но полную гейневской иронии и фольклорной фантастики. Молодой писатель не совладал здесь с сюжетом, который оказался чрезмерно сложным и запутанным. Кроме того пьеса грешила досадными длинотами. В результате «Иванова ночь» с треском провалилась. Ибсен не мог забыть о своей неудачи и надолго отошел от современной тематики. Для следующей своей прозаической пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854) он взял сюжет из норвежской истории ХVI века. Ибсен показал себя здесь  мастером искусной фабулы, со множеством неожиданных поворотов, недоразумений и ловких интриг. Тем не менее, эту его вещь так же ожидал провал. Это был тем более обидно, что новая пьеса молодого драматурга была по-настоящему талантлива (в дальнейшем, когда Ибсен сделался знаменитым писателем, она с успехом шла на сценах многих театров).

В следующей своей пьесе «Пир в Сульхауге» (1855) Ибсен обратился к сюжетам из народных баллад позднего средневековья. Лиричная, с хорошо продуманным динамичным сюжетом она понравилась тогдашнему зрителю и выдержала несколько постановок. Этот успех позволил Ибсену перебраться в 1858 г. в Кристианию и занять пост художественного руководителя вновь основанного там Норвежского театра. С собой он привез новую пьесу «Воители в Хельгеланне» на сюжет, взятый из древних исландской «Саги о Волсунгах». Сама стилистика родовых саг, их внутренний драматизм, недосказанность, исключительно емкая и многозначительная лаконичность вообще оказали большое влияние на драматургию Ибсена. Через несколько лет театр потерпел банкротство. Материальное положение Ибсена и так далеко не блестящее, стало совершенно катастрофическим. В течение нескольких лет он вообще не мог заниматься драматургией. Однако он продолжал писать критические статьи (в которых ратовал за всемерное развитие национальной норвежской культуры и прежде всего национального театра), стихи и поэмы. Следующую свою вещь для театра - «Комедию любви»  – Ибсен так же пишет в стихах. И хотя она имела в себе много комедийных и даже водевильных мотивов, общий дух ее был трагическим. Любовные мечты главных героев пьесы Фалька и Сванхильд оказываются разбитыми, их союз так и не сложился.

Только в 1863 г. появилась «Борьба за престол» – одна из наиболее значительных ранних драм Ибсена, действие которой разворачивается  в Норвегии XIII века, когда страну раздирали жестокие междоусобия.

В 1864 г. Ибсен добился от норвежского  стортинга (парламента) стипендии и оставил Норвегию, где его талант так и не был по достоинству оценен. В следующие 27 лет он всего дважды (в 1874 и 1885 гг.) посетил родину. В Европе драматург сразу попал в благоприятный художественный климат. Уже первые годы эмиграции ознаменовались для него стремительным подъемом. Поселившись в Италии, Ибсен в  1865 г. заканчивает драму «Бранд», а в 1867 г. – другой свой шедевр – драму «Пер Гюнт». Они принесли Ибсену международную славу и сделали его признанным классиком  мирового театрального репертуара. Своеобразный триптих с двумя этими пьесами образует двухчастная историческая стихотворная драма «Кесарь и галилеянин» (1873) о римском императоре Юлиане Отступнике, известном своей попыткой  возродить язычество после того, как при императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи.

«БРАНД». Главный герой герой драмы, прест (приходской священник из глухого местечка на берегу норвежских фьордов),человек необычайной цельности и силы, посвящает свою жизнь бескомпромиссному служению Богу. Но при этом Бранд не приемлет традиционную религию, которая, по его мнению, учит вере в очень нетребовательного, всепрощающего Бога. Сам он требователен до жестокости и чужд любому компромиссу. Верный девизу «все или ничего» он проходит через множество трудных испытаний, добивается победы, но при этом теряет фактически все, что имел. Не вынеся его неумолимой суровости, умирают его сын и жена. Между ним и прихожанами поднимается стена отчуждения. Бранд остается один, усталый и обессиленный борьбой. Тогда он начинает мечтать о новом человеке – «новом Адаме» - образ которого он представляет  себе в виде снежного храма. Он устремляется в горы, увлекая за собой страстными проповедями своих прихожан. Вскоре, правда, те раскаиваются в своем неразумном поступке и восстают против преста, подбившего их на этот «взлет пустой над облаками». В Бранда летят камни, и он остается один, высоко в горах и гибнет  в конечном счете под лавиной. Бранд – настоящий герой. Ибсен сконцентрировал в нем  всю цельность и всю силу, которых он требовал от полноценного человека.  Но подвиг, которому он посвятил свою жизнь, оказывается сомнительным. В этой драме Ибсен предвосхитил   один из существенных конфликтов человеческого существования  в ХХ веке, когда, с одной стороны, необычайно возросли косная обезличенность, бездуховность и самодовольство общества («толпы»), а с другой резко обозначилась  опасность необузданного разгула людей, решивших, что для выполнения  вообразившейся им миссии они вправе обрекать на гибель целые народы.

«ПЕР ГЮНТ» - драматическая поэма, которая вобрала в себя  жанровые элементы  народной сказки, сатирической комедии, философской притчи. Как и «Бранд», так и «Пер Гюнт» отличается огромным размахом и широтой концепции. Время действия пьесы – от начала XIX века до 1860-х годов. Место действия постоянно меняется: норвежская деревня, средиземноморское побережье Марокко, сумасшедший дом на Кипре, море и снова Норвегия. В пьесе совмещаются реальный и фантастический планы. Образ Пера Гюнта очень сложный, но в целом это антипод Бранда, воплощение себялюбия и душевной слабости. Он является как бы символом
 слабости и половинчатости, свойсвтенных среднему человеку современного общества. Хотя сам Ибсен считал «Пера Гюнта» сугубо норвежской драмой, она приобрела широчайшую известность, принесла своему создателю мировую славу и навсегда избавила его от нужды

«КЕСАРЬ И ГАЛИЛЕЯНИН». События драмы разворачиваются в различных частях  античного мира – в Константинополе, Афинах, Эфесе и др. Главный конфликт - столкновение между христианством и язычеством – царством «познания» и царством «духа». Перед наступающим христиансвом гибнет прекрасный мир античности, но зато открываются новые перспективы для  развития человеческой личности, обретающей духовное богатство и глубину. Попытка Юлиана  возродить красоту древнегреческой гармонической жизни заканчивается неудачей. И хотя симпатии Ибсена находятся на стороне «греческого» мира с его красотой и человечностью, он показывает, что гибель его была совершенно неизбежной. Символична в этом свете фигура Юлиана, всячески противившегося приходу новой эпохи, а на деле приближающим ее. Историческая закономерность, показывает нам Ибсен, действует не только «прямо», через осознавших ее и служащих ей людей, но и «обходным путем» - через волю тех людей, которые этой закономерности противятся.

После «Кесаря» Ибсен больше не пишет стихотворных драм. Он переходит к прозе, чтобы писать, по собственному выражению «простым, истинным языком  действительности». Вторая половина 1870 – начало 1880-х  ознаменовали новый этап в творчестве Ибсена, когда он переходит на почву реальных проблем и характеров и создает социально-психологические пьесы, обращенные к современности. Во всех них обыгрывается  по сути одна и та же типическая ситуация. Перед нами – внешне благополучное общество, семья, упорядоченный быт. Но из-за этого фальшивого фасада неожиданно проглядывает  лик большой трагедии. Главные герои этих драм Ибсена, как правило, неординарные и одинокие люди, стоят перед выбором: либо подчиниться удушающей мещанской обстановке, либо порвать с ней. Часто бунт их оканчивается смертью.

«СТОЛПЫ ОБЩЕСТВА» (1877). Замысел этой пьесы состоит в том, чтобы показать гниль и эгоизм, скрывающиеся  за обличием добропорядочной, благополучной жизни  небольшого провинциального городка. Самый уважаемый гражданин городка консул Берник, считающийся  образцом всех добродетелей, как семейных, так и общественных, оказывается не только лжецом и обманщиком, но и преступником. По ходу действия пьесы, он раскаивается и морально перерождается. «Дух истины и дух свободы – вот столпы общества!» - заключительные слова одной из героинь пьесы Лоны Хессель. Несмотря на свой резкий, обличительный характер, пьеса Ибсена была встречена достаточно доброжелательно и получила весьма благоприятную оценку со стороны прессы. Не то было с его следующими драмами, породившим бурные и долго не стихавшие споры.

«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» (1879). Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы входит Нора, она приносит с собой множество коробок — это подарки на елку для детей и Торвальда. Муж любовно суетится вокруг жены и шутливо обвиняет ее — его "белочку, бабочку, птичку, куколку, жаворонка" — в мотовстве. Но в это Рождество, возражает ему Нора, немного мотовства им не повредит, ведь с нового года Хельмер вступает в должность директора банка и им не будет нужды, как в прошлые годы, экономить буквально на всем.
Поухаживав за женой (она и после рождения трех детей — ослепительная красавица), Хельмер удаляется в кабинет, а в гостиную входит давняя подруга Норы фру Линде, она только что с парохода. Женщины не виделись давно — почти восемь лет, за это время подруга успела похоронить мужа, брак с которым оказался бездетным. А Нора? Она по-прежнему беззаботно порхает по жизни? Если бы так. В первый год супружества, когда Хельмер ушел из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат. Они всей семьей целый год провели в Италии. Деньги на поездку, довольно крупную сумму, Нора якобы взяла у отца, но это неправда; ей помог один господин... Нет, нет, пусть фру Линде ничего такого не думает!.. Деньги взяты взаймы под расписку. И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.
Фру Линде опять поселится здесь, в их городе? Чем она будет заниматься? Хельмер, наверное, сможет устроить ее у себя в банке, как раз сейчас он составляет штатное расписание и разговаривает в кабинете с поверенным Крогстадом, собираясь его уволить, — место освобождается. Как? Фру Линде с ним немного знакома? Ага, понятно, значит, они жили в одном городе и иногда встречались.
Торвальд Хельмер действительно увольняет Крогстада. Он не любит людей с подмоченной репутацией. В свое время Крогстад (Хельмер с ним вместе учился) совершил подлог — подделал подпись на денежном документе, но суда избежал, сумев выкрутиться из трудного положения. Но это же еще хуже! Ненаказанный порок сеет вокруг семена разложения. Такому человеку, как Крогстад, нужно бы запретить иметь детей — с таким воспитателем из них вырастут только преступники.
Но подлог, как выясняется, совершила и Нора. Она подделала на заемном письме Крогстаду (именно он дал ей деньги на Италию) поручительскую подпись отца, обратиться к которому она не могла — в то время он лежал при смерти. Более того, документ датирован днем, когда отец его подписать не мог, потому что к тому времени уже умер. Прогоняемый с работы Крогстад просит Нору, чтобы она замолвила за него слово, он прекрасно зарекомендовал себя в банке, но назначение нового директора спутало все его карты. Хельмер хочет уволить его не только за темное прошлое, но даже за то, что он по старой памяти несколько раз назвал его на «ты». Нора просит за Крогстада, но не принимающий ее всерьез Хельмер отказывает. Тогда Крогстад угрожает Hope разоблачением: он расскажет мужу, откуда она взяла деньги для поездки в Италию. Кроме того, Хельмер узнает и про ее подлог. Ничего не добившись от Норы и на сей раз, Крогстад откровенно шантажирует обоих супругов: он посылает письмо Хельмеру с прямой угрозой — если история с подлогом Норы выплывет наружу, тому на посту директора банка не удержаться. Нора мечется в поисках выхода. Сначала она кокетничает с другом семьи доктором Ранком. Тот тайно в нее влюблен, но обречен на смерть, — у него наследственный сифилис. Ранк готов ради Норы на все и дал бы ей деньги, но к этому времени выясняется, что Крогстаду нужно иное. История доктора Ранка заканчивается трагически — супруги Хельмеры получают от него по почте открытку с черным крестом — крест означает, что доктор заперся у себя дома и никого больше не принимает: там он и умрет, не пугая друзей своим видом.
Но что все-таки делать Hope? Позор и разоблачение страшат ее, уж лучше покончить с собой! Но неумолимый Крогстад предупреждает: самоубийство бессмысленно, в таком случае будет опозорена ее память.
Помощь приходит с неожиданной стороны — от подруги Норы фру Линде. В решающий момент она объясняется с Крогстадом: в прошлом их связывала любовь, но фру Линде вышла за другого: на руках у нее оставались старуха мать и двое младших братьев, финансовое же положение Крогстада было непрочным. Теперь фру Линде свободна: умерли мать и муж, братья по-настоящему встали на ноги — она готова выйти за Крогстада, если ему еще нужна. Крогстад обрадован, его жизнь налаживается, он наконец-то находит и любовь, и верного человека, он отказывается от шантажа. Но уже поздно — его письмо в почтовом ящике Хельмера, ключ от которого имеется только у него. Что ж, пусть Нора узнает, чего стоит на деле ее Хельмер с его ханжеской моралью и предрассудками! — решает Крогстад.
В самом деле, прочитав письмо, Хельмер едва ли не бьется в истерике от охватившего его праведного гнева. Как? Его жена — его пташка, его птичка, жаворонок, его куколка — преступница? И это из-за нее благополучие семьи, достигнутое таким тяжелым трудом, идет теперь на распыл! От требований Крогстада им не избавиться до конца дней! Хельмер не позволит Hope портить детей! Отныне они будут отданы на попечение няньке! Для соблюдения внешних приличий Хельмер позволит Hope остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно!
В этот момент посыльный приносит письмо от Крогстада. Тот отказывается от своих требований и возвращает заемное письмо Норы. Настроение Хельмера мгновенно меняется. Они спасены! Все будет, как прежде, даже еще лучше! Но тут Нора, которую Хельмер привык считать своей послушной игрушкой, неожиданно восстает против него. Она уходит из дома! УХОДИТ навсегда! Сначала отец, а потом и Хельмер привыкли относиться к ней, как к красивой куколке, которую приятно ласкать. Она это понимала и раньше, но любила Хельмера и прощала ему. Теперь дело иное — она очень надеялась на чудо — на то, что Хельмер как любящий муж возьмет ее вину на себя. Теперь она больше не любит Хельмера, как прежде Хельмер не любил ее — ему просто нравилось быть в нее влюбленным. Они — чужие. И жить по-прежнему значит прелюбодействовать, продавая себя за удобства и деньги.
Решение Норы ошеломляет Хельмера. Он достаточно умен, чтобы понять — ее слова и чувства серьезны. Но неужели нет никакой надежды, что когда-нибудь они воссоединятся? Он сделает все, чтобы они не были больше чужими! «Это было бы чудо из чудес», — отвечает Нора, а чудеса, как она убедилась на опыте, случаются редко. Решение ее окончательно.
Эта пьеса – один из шедевров Ибсена по сей день остается  украшением мирового театрального репертуара. Сразу после своего появления  она вызвала целую бурю протестов в скандинавской и мировой прессе. Говорили, что конец ее рассудочен, странен и надуман. Резкая перемена, происшедшая с Норой, казалась многим надуманной.
 
Потом появляются «Привидения» (1881) - самая натуралистическая из пьес Ибсена, где проводятся обычные для натурализма  мотивы расплаты детей за грехи отцов. Герой открыто полемической пьесы Ибсена «Враг народа» (1882) доктор Стокман открывает, что из-за неумелости и скупости, проявленных при сооружении водолечебницы, от которой зависит благосостояние курортного города, она оказалась рассадником заразных заболеваний. Стокман требует ее закрытия, однако ни у кого не находит поддержки. Против него ополчаются городские власти  и все городские обыватели, думающие только о своей выгоде  и избегающие всяких новых расходов. Так и не добившись правды, Стокман уплывает в Америку. Его последние слова: «Неважно, если погибнет лживое общество. Его нужно стереть с лица земли! Нужно уничтожать, как вредных животных, тех, что живут во лжи!»

К последнему периоду творчества Ибсена относят пьесы: «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриэль Боркман» (1896)  и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Выход каждой из этих драм становился событием в театральном мире. В поздних пьесах смягчается жесткость в обрисовке  характеров, углубляется психологизм, слышатся нотки сострадания к «маленьким людям», нет прежней нетерпимости к человеческим слабостям и недостаткам. Во многом поразительна по своей устремленности в глубины душевной жизни драма «Гедда Габлер». Образ Гедды (чем-то очень напоминающей героинь Достоевского) прекрасной,  холодной, логичной и в то же время находящейся во власти темных иррациональных порывов, подверженной странным причудам и переживающей при внешнем благополучии мещанского существования глубокую внутреннюю драму, мог быть слеплен только гениальной рукой Ибсена. Гедда Габлер сначала доводит то самоубийства своего прежнего возлюбленного, а потом кончает с собой.

В 1891 г. Ибсен возвратился на родину и поселился в Кристиании, чтобы уже более ее не покидать. В 1898 г., вскоре после того, как вся Норвегия торжественно отметила  его семидесятилетие, Ибсена поразила тяжелая болезнь. Последние восемь лет он уже не мог писать. Умер великий драматург в мае 1906 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии