Беседа с иным

В моем городе долгое время активно действовала организованная преступная группировка «Олимпия». Сейчас, к слову,  полиция завершает ее ликвидацию. Если кому-то интересно,  может посмотреть бездну материалов, набрав в строке поиска GOOGLE «ОПГ Олимпия Пенза».
Как водится, организаторы уголовно наказуемых деяний лично не совершали, оттого те из них, кого не убили в свое время на разборках, благоденствуют и процветают. С одним из них совершенно случайно довелось «пересечься». Меня, как человека, давно изучающего нравы местного преступного мира, интересовало мнение «честного предпринимателя с прошлым» по самым различным вопросам. Господин любезно согласился на них ответить. Заранее было оговорено, что никаких тем, касающихся настоящих и прошлых дел собеседника касаться мы не будем. Это, как он объяснил, ради моей же безопасности.
Вот беседа, записанная позже по памяти.
Я: Скажите, вот вам часто приходилось применять насилие к другим людям. Чувствовали ли вы жалость к ним, проявляли ли сострадание?
Он: Ну, я сам никого не бил, никого не убил. Это делали ребята помоложе. Насколько я видел, им нравилось быть сильными, быть всемогущими.
Я: Да, это понятно. У вас был многочисленный отряд отморозков. Но вы не похожи на тупого самодовольного садиста…
Он: Ты меня хочешь обидеть, я это вижу. И – да, я не садист.
Я: Не сердитесь, пожалуйста. Вы согласились побеседовать со мной как с автором, мы с вами нарабатываем материал для книги… Не относитесь к этому как к судебному разбирательству.
Он: Ты плохо скрываешь… Э-э-э… Неодобрение моих действий.
Я: Я этого совсем не скрываю. Считаю то, что вы делали, недопустимо.
Он: Да, я сделал недопустимое. Невозможное. А сейчас посмотри на себя и на меня. Почувствуй, так сказать, разницу.
Я: Никто не спорит – вы нас победили. В ваших руках вся власть, в ваших руках вся собственность. И используете вы эти ресурсы только для того, чтобы получать еще большие ресурсы. Вы считаете, что счастье именно в этом? В том, чтобы присвоить как можно больше денег и власти?
Он: Ха! Глупость.
Я: Поправьте меня. Поделитесь своей мудростью, своей философией, своим взглядом на смысл жизни.
Он: Глупость. Это – твоя глупость…
Я: Хорошо. Давайте снова – только по конкретным вопросам. Скажите, разве вы не видите экономической неэффективности вашей власти? Успешно делается лишь мебель из ДСП и мраморные надгробья, серьезные же производства уничтожены под корень.
Он: А что на них делать, на совковых заводах? Кому они нужны?
Я: А что делают на заводах в США, Германии, других странах? Вот сейчас вы владеете торговой сетью. Но чтобы вам успешно торговать,  у населения должны быть деньги, а на ваших прилавках - товары. На заводах делаются товары, одновременно люди получают деньги. Кому плохо?
Он: На ваших заводах ничего нормального сделать нельзя. Туда надо много вкладывать. Специалистов тоже нет. Я пробовал заняться кое-чем… Ни станков, ни станочников нормальных уже нет. Или есть, но слишком дорого. Нет, заводы – не вариант вообще.
Я: Но тогда, если у нас производят все меньше и меньше, а только торгуют… Разве есть у такой страны будущее?
Он: Какое будущее, ты что - дурак? У страны нет никакого будущего.
Я: А у вас? Лично у вас есть будущее?
Он: Да, у меня есть. Когда ты и другие… Ну, когда все кончится… Даже – нет! Когда только я почувствую – все! Дальше – опасно… У меня, как ты догадываешься, все нормально. Я могу жить где захочу и как захочу. И дети мои. И внуки. А вот ты…
Я: Про меня тоже все ясно. Буду умирать здесь. Но еще вопрос. Что вы думаете – страна развалится на части? Сгорит в войне «все против всех»?
Он: Ну, война-то какая-то будет обязательно.
Я: А потом?
Он: Потом, я думаю, ты и другие лохи, кто пошустрее, загоните оставшихся баранов на свои любимые заводы. Новых заводов понастроите. Для тебя же это важно – много заводов! Чтобы  - трактора по полям! Да?
Я: Да. Было бы неплохо.
Он: Ну вот – флаг тебе в руки, барабан на шею. Будете вкалывать лет двадцать-тридцать… «Поднимать народное хозяйство». Нас не будет, никто вас, дурачков, не остановит. Потом снова в космос летать начнете, что еще там придумаете… Не знаю уж. Вы же придурки. Я таких, как ты, много видал…
Я: Так вы всерьез считаете, что в любом случае хозяйство страны будет восстанавливаться на основе не частной, а именно коллективной собственности?
Он: Что? Я такое сказал? Забавно… Но – да. Хотя это случайно вырвалось… В самом деле! Вкладывать в вас сейчас может только дурачок. А у дурачков вкладывать нечего… Придется вам – «с нуля». Как в семнадцатом (смеется). Осилите?
Я: Осилим. Если что-то делать, оно рано или поздно будет сделано непременно.
Он: Ну, тогда я спокоен за будущее своих потомков! (смеется)
Я: Потомки вернутся в Россию? Зачем?
Он: Как – зачем? Надо же будет забрать, что вы там понаделали, понастроили. Богатство – не для баранов (смеется)
Я: Но мы не отдадим!
Он: Отдадите! Один раз отдали и в другой раз отдадите (смеется)
Я: Нет, все-таки вы – садист.
Он: Может быть. Интересно тебя злить, как червячка острой палочкой тыкать… Забавно ты извиваешься…


Рецензии