Сотворение Мира пространство и его восприятие
«Все яснее мне день ото дня,что загадки еще не разгаданы…».
Э.Межелайтис.
«Так удивительны, так различны и многообразны вещи. Что мы не можем в знающем незнании познать основание всех творений Бога. А можем только изумляться, как велик Господь. И он сам пожелал, чтобы изумительная машина мира приводила нас в изумление. Но скрывает ее от нас тем больше, чем больше мы изумляемся. Потому что хочет, чтобы только его мы от всего сердца и со всем старанием искали»,-написал Николай Кузанский.
Любое человеческое общество живет и развивается в конкретных природных условиях. Оно взаимодействует со средой. При этом человек оказывает влияние на среду обитания, и природная среда в той или иной степени влияет на человека: здесь важен как технический уровень развития общества, так и его духовный уровень. Это взаимодействие четко прослеживается в древние периоды освоения планеты и сейчас. Сегодня уже можно сказать, что поверхность планеты достаточно изучена, картирована, сфотографирована и освоена. Исследователи в данное время останавливаются на более глубоких понятиях пространства, законах его формирования и развития.
Каким было географическое пространство Земли во времена первобытных людей? В античное время? Во времена Древнего Востока и Древней Индии? Какие были освоены людьми, жившими в те далекие времена, дают достаточно точные описания археологические, палеонтологические и геологические исследования. Существенное влияние на ландшафты Азии и Северной Европы оказало Великое оледенение, которое то отступало, то вновь надвигалось вплоть до Х – 1Х тыс. до н.э. И оно сказывалось на климате этих территорий; на уровне вод океанов и морей; на растительном и животном мире северных районов Евразии. Природные, физические факторы регулировали расселение людей и освоение ими ландшафтов. Эти явления были зафиксированы людьми не только в строительстве пирамид, городов, храмов, но и в создании сказок, мифов, легенд. В Древней Греции Птолемей создал первую карту–плоское изображение известной на то время территории Земли. Хотя самым древним изображением пространства Земли является карта, нанесенная на великолепную серебряную вазу около 5 тыс. лет назад и принадлежавшая вождю одного из племен, живших в окрестностях современного Майкопа,произведение которого дошло до наших дней, увидел пространство во всем разнообразии и взаимодействии его частей, целиком,а не по отдельности. Но объяснить происхождение Мира и человека не дали ни люди,жившие в те времена, ни наука сегодня.
К концу ХХ века противоречия между характером развития общества и развитием природы достигли предела. Дальнейшее развитие человечества только по технократическому пути ведет к глобальной природной катастрофе. Уже сейчас, в первые годы ХХ1 века по планете прокатились разрушительнийщие цунами,циклоны, землетрясения, эпидемии. В результате неразумного использования ресурсов биосферы и, особенно, применения вредных для природы технологий, люди оказались на грани кризиса. Наукой доказано, что ресурсы биосферы имеют конечные размеры и ограниченные возможности компенсировать нарушения, вызываемые неразумными действиями людей.
Более 900 лет назад Юсуф-хас-Баласагунский написал:
Бог человеку зренье дал и руки,
Дал ум для постижения науки.
Ум – та веревка, что в тяжелый час
Над пропастью удерживает нас».
Уже никто не говорит на планете на «д» - уйгурском языке караханидской эпохи, а слова поэта: «И разум дан, чтоб постигать нам знанья, чтобы благие совершать деянья», звучит как призыв и в день сегодняшний!
Серьезное, «благое деяние» - Конференция ООН по окружающей среде 1992 года приняла важные документы: «Декларацию Рио–де-Жанейро по окружающей среде и развитию»; «Повестка дня на ХХ1 век».
В них изложены принципы устойчивого развития и программа решения стоящих перед человечеством задач, а именно: каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; для достижения устойчивого развития и более высокого уровня жизни, люди должны исключить разрушающие природу производства и потребление. А это значит, что каждый человек должен пересмотреть свое отношение не только к природе в целом, а к конкретному месту жительства, к ландшафтам.
Ландшафты России–это те места, с которых должно начаться Возрождение гармоничного развития и природы, и человека. И сейчас, в начале третьего тысячелетия, исключительно важно понять: народ России является частицей Российского ландшафта.Российские ландшафты формировали и формируют характер народа, его мировоззрение, духовное состояние. И хотя, «ум – та веревка, что в тяжелый час над пропастью удерживает нас», каждый из людей знает: «сколько веревке не виться, конец будет».
Только через понимание причинно-следственных явлений, протекающих в природе, лежит путь к гармоничному развитию. Ведь ландшафты–главная из природных частей, которая обеспечивает людей почвой для выращивания растений, водой и воздухом. Они же-ландшафты, формируют интеллект, систему мировоззрения и разумного поведения; создают духовный мир и мир гармонии человека и природы.
В ХХ веке и сейчас под пространством понимали нечто большее или нечто совсем иное, чем в предыдущие века. Так,еще Гегель в "Философии природы" писал:
«Как не существует движения без материи,так не существует материи без движения. Движение является процессом. Переходом времени в пространство, и наоборот, напротив, материя является соотношением между пространством - временем, как их покоящимся тождеством!"А Н.А.Козырев в книге " Причинная или несимметричная механика..." пишет: «Воздействие времени принципиально отличается от воздействия силовых полей. Это воздействие не передает импульс. Значит, не распространяется. В любой системе координат время проявляется сразу во всей Вселенной. Поэтому действие времени осуществляется всюду и в тот же момент». В своей книге "Теория причинности" В.П.Гоч и С.В.Белов пишут:
«Общепринятые в современной физике трёхмерность Пространства и одномерность Времени не соответствуют действительности – вещество нашего Мира формируется ПВК (пространственно-временным континуумом) размерностью L T ; Вселенная находится в ПВК L T , а вот человек может опираться в своей жизни на ПВК L T и даже на размерность L T ».
«Пространство – свойство вращения формы времени и формы всех вещей».
«Время является самосущей категорией, определяющей пространство и все взаимодействия».
«Исполнилось время» - первые слова, сказанные Иисусом (Марк.1:15), то есть, всё, что существовало до рождения Его, уже выполнило свое назначение. Созданный мир угасал, доведенный до последней степени отчаяния, ибо люди постоянно совершали грехи, сошли с Пути, заповеданного им Создателем.
Если читать Священное писание «от всего сердца и совсем старанием» (Н.Кузанский), то, прежде всего, следует понять 1-ю фразу Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была безвидна и пуста и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою»(Быт. 1:1,2).Если считать слово «В начале» наречием, то как понимать тогда: «В начале было Слово и Слово было у Бога. И Слово было Бог»(Иоанн.1:1). В Евангелии от Иоанна ясно читается как «Сначала», то есть – впервые, принципиально. Если первую фразу Бытия понимать «Сначала», то это позволяет также понять, что начальным Словом Бог из хаоса – «ничто» - сотворил «небо» и «землю», которая была «безвидна и пуста».
Чтобы понять, о какой «земле» говорит 1-я фраза Бытия, нужно прочесть последующий текст: «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:9,10).
Если «земля» - это суша, которая появилась после собирания вод в моря и после отделения «Света от тьмы», то суша-земля и воды-моря уже видимы, так как «И сказал Бог, да будет Свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош … И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт.1:3,4).
Если исходить из теории физического вакуума Шипова Г.И.(13), то 1-й уровень реальности – Абсолютное «Ничто» - Великая Пустота – это «Пустое пространство предполагает существование «первичного Сознания или Сверхсознания», способного осознать Абсолютное «Ничто» и сделать его упорядоченным".
То есть, 1-я фраза Бытия как раз свидетельствует о процессе «упорядочения», о сотворении материи, которая была еще «безвидна и пуста», то есть форм материи, так как вещества материи еще не было. И только когда «стал свет» и он был отделен от тьмы, только тогда создал Бог землю-сушу и собрал воды в моря.
А вода, над которой «Дух Божий носился», и есть то «первичное Сознание или Сверхсознание», которое «способно осознавать Абсолютное «Ничто»».
Так как «Слово было Бог, и Слово было у Бога», то при сотворении земли – материи, сотворенное «Небо» - тот план бытия, где Дух Божий.
Таким образом, 1-я фраза Бытия – свидетельство не только сотворения суши и собирания вод в моря. Это свидетельство разделения «света и тьмы», материального и духовного уровней мироздания. А то небо, которое мы видим, воздухом которого мы дышим, Библия называет «Твердью», и создал ее Бог Словом: « И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделит она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом» (Быт.1:6-8).
«И сказал Бог, да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времени, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так! (Быт.1:14,).
«И сказал Бог, да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так» (Быт.1:20).
Небо и земля, о которых сказано в 1-й фразе Библии, имеют смысловое значение – материального и духовного уровней сотворенного Богом Мира. И хотя сотворены они в единое время и по единому замыслу, по сути – небесное и земное – противоположны. То есть, в начальный момент сотворения Мира Бог заложил в него двуединство.
«Твердь небесная», которая над землёю, над нами – это та атмосфера, которая защищает Землю, которая содержит кислород и воду. Почему в Библии используется слово «Твердь» в сочетании со словом «небесная»,возможно, помогут строки из стихотворения Эдуарда Межелайтиса «Я не знаю теперь, что такое земля и где ее нет»:
«Яблоко, сорванное с дерева, говорит мне:
Я маленький круглый глобус, Земля в миниатюре;
Я лежало невидимое в глубине земли,
Но корни дерева по атому, по капельке
Втянули меня в этот ствол и ветки,
Пока я не распустилось цветком и не выросло маленьким глобусом…
Дерево говорит мне: и я было землей и глиной,
Пока не выпустило первый зеленый росток,
Пока он не обнял руками голубую лазурь поднебесья
И не протянул ветки, предлагая плоды…
Я не знаю теперь, что такое земля и где ее нет.
Яблоко, которое я надкусил,
Будет долго – долго путешествовать во мне,
Давая энергию ногам и рукам…
Если яблоко – это земля, то кто же я сам?
Поэтому я не знаю теперь, что такое земля и где её нет…».
Духовный смысл слова «небо» раскрывают многие Молитвы и обращения Иисуса
Христа. В 1-й главе Бытия рассказано о пяти днях создания тварного мира. Моисей использует слова: «И сказал Бог», «да будет...», «и создал Бог». И только в первый день творения Бог «сотворил небо и землю» и в шестой день «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог…»(Быт.1:27,28).
Во 2-й главе Бытия дано географическое указания места, где «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт.2:8). «И взял Бог человека и поселил его в саду Эдемском…» (Быт.2:15).
Указана также территория между реками Тигром и Эвфратом «пред Ассириею» (Быт.2:14).
Географически эту территорию и прилегающие к ней земли академик Тураев Б.А. относил к Древнему Востоку, который «простирался от Кавказского хребта и Средней Азии до Персидского залива, Южной Аравии, страны африканских озер, от рубежа Ирана и Индии, до Геракловых столпов».
В «Истории Древнего Востока», работе коллектива авторов, дана приближённая характеристика природной среды IV – II тыс. до н.э., времени образования древнейшей цивилизации: «Ближним Востоком условно называют земли между Каспийским, Черным, Средиземным морями и Индийским океаном, а также смежные земли Северной Африки.
Для развития первых цивилизаций Ближнего Востока наибольшее значение имела полоса земли, окаймлявшая горные области Палестины, Сирии, Армении, Ирана, - так называемый Плодородный треугольник. Вдоль полукольца гор, на западе с обеих сторон, а затем – только с внутренней, расположены холмистые районы, покрытые травами, кустарниками и рощами, пригодными для развития земледелия и оседлого скотоводства; а в сторону широкого языка пустынь и полупустынь, вдающегося внутрь этого полукольца, тянутся и сейчас, как тянулись в древности, степи – всё более сухие.
Только вдоль границы Плодородного полумесяца растут ранней весной буйно цветущие тюльпаны и крокусы; в остальное время года выжигаемые солнцем. Кое-где можно встретить скопление комочков беловатого съедобного лишайника (леканоры) – «манны», переносимых ветром по пустыне.
Все пространство между Тигром и Эвфратом, т.е. Месопотамия в широком смысле этого слова, делится с севера на юг на несколько природных районов.
В пределах сухой субтропической зоны расположена верхняя Месопотамия, второй район – сухие степи, где вдоль речных долин сеяли хлеб и разводили скот. Третий район – «гипсовая пустыня» с ничтожным количеством годовых осадков. Четвертый район – низменность из наносов рек. Здесь реки сближаются. И в древности они текли параллельно, на близком расстоянии друг от друга.
Низовья переплетающихся русел рек Керхе, Диз, Карун (древний Элам) во многом сходны с низовьями Эвфрата, хотя здесь жарче. Существенная разница в том, что Элам окаймлен полукругом гор и был доступнее для заселения земледельчески-скотоводческими племенами, издавна жившими на их склонах.
В настоящее время Двуречье и низменность Хузестана выглядят совсем иначе»[6].
А вот описание одного из участков Плодородного полумесяца в книге Анри Дидона: «В какой осязаемой и исторической форме выразилось действие Духа Святого в происхождении Иисуса?
Начало этого великого события происходит в одном из тёмных уголков Галилеи. Он носит безвестное до той поры имя Назарет. Значение этого имени – цветок и отпрыск. По дороге от Иерусалима, с последних гор Самарийских виднеется вдали, точно маленькая беленькая точка, небольшой городок, лежащий на крутых вершинах гордо высящихся над Изреельской долиной. Серенькие квадратные домики с плоскими кровлями расположены террасами по восточным склонам холмов; между ними проходит лощина – это и есть главная улица Назарета. На ней находятся бассейн для омовений, мастерские, лавки, рынок, синагога. В западной, низменной части города бьёт ключ, носящий в настоящее время наименование «фонтан Марии».
«Лощина сливается с низменностью, начинающейся на западном конце города, и образует равнину, представляющую собой как - бы дно большой чаши, всё покрытое цветущей зеленью, в которой и расположен Назарет. Ярко – зеленая весной, летом эта равнина вся высыхает и превращается в ток, на котором назаретяне давят зерна ржи и ячменя с помощью волов, и веют их при легком вечернем ветерке.
Оливковые и фиговые деревья, широколиственные вечнозеленые смоковницы, лимонные, миндальные и гранатовые кустарники с резко выделяющимися на их яркой зелени темными кипарисами вполне оправдывают название этой цветущей, плодородной местности.
Местность эта полна тихой торжественности; ничего резкого в мягких, волнистых линиях холмов, нет ни крутизны, ни обрывов. Цепь Джебель–эс-Сик образует круг и замыкает собой горизонт. Никакой внешний шум не нарушает этого тихого уединения: взгляд и мысль сами собой возносятся к небесам.
Здесь– то,в одном из тихих уединенных домиков, скромно и безвестно живет отроковица, которой предназначено получить высшее откровение Божие. Отроковицу зовут Мария».
«Елизавета жила со своим мужем, священником Захарией, в горах Иудейских, в одном из тех маленьких местечек, которыми так изобилует Палестина.Селение Карим, в настоящее время – Аин – Карим («ключ виноградников»), расположено на возвышенности, воздвигающейся над группой холмов, которую она и замыкает. Оно изобилует виноградниками, масличными фиговыми деревьями; у первых заимствовал свое название ключ, бьющий вблизи самого селения. На однообразной линии горизонта виднеются сторожевые башни, замки и редкие группы терпентинных* дерев и лесных яблонь»(* вид хвойных деревьев.
Как видно из приведенных описаний территорий, упоминаемых в Ветхом и Новом Завете (Лука.1:24,39)люди во все времена, живя и осваивая пространство, создавали его ментальные образы.Наполняли его смыслом: «манна» - съедобный лишайник в пустыне; «Назарет» - цветок и отпрыск – красота долины, где люди построили город,и т.д.Формирование ментального образа пространства можно представить в виде сменяемых состояний о месте, обдумывания, визуального наблюдения, ассимиляции увиденного, описания, анализа и оценки. Это длительный процесс, и он часто совпадает по времени с освоением той или иной территории.
В литературе, изобразительном искусстве, фото и киноискусстве присутствуют в разных вариантах ментальные образы художественного пространства.
Как правило, анализ, оценка и описание пространства присутствуют в географических и картографических работах.
Посмотрим изложенное выше конспективно, топологически:
Пространство рас – 1.-Внешнее
Пространство страны – 2.
Пространство нации – 3.
Пространство народа -4.
Пространство населенного пункта – 5.
Пространство дома – 6.
Пространство человека – 7.
Внутреннее пространство человека – 8.
С древнейших времен главными, но не исчерпывающими видами коллективного (как видно из схемы) опыта описания, анализа и оценки пространства были, как уже говорилось, география, картография и история, использовавшие в качестве главного инструмента законы эвклидовой геометрии. Историки, опираясь на данные археологии, дают приближенные по времени описания пространства. С 70 годов ХХ века широко применялись и применяются аэрофотосъемка и съемка из космоса, которые позволяют получить сейчас и здесь фотоснимок любой территории планеты и сравнить его со вчерашним состоянием,а не только пространства в целом. Эти фотоснимки позволяют сравнить состояние объектов предметно – вещевого мира, контактами с которыми обусловлено субъективное понимание окружающего пространства».
Если субъективное понимание пространства не приближается к объективному пониманию, поведение человека в данном пространстве приводит к ошибкам, что мы сейчас и имеем.Но понимание географического пространства еще не есть понимание пространственных структур, в рамках которых можно выделить, например, исторические знания, существовавшие и существующие взаимодействия народов в пределах наций; наций в границах страны или стран. Эти взаимодействия и взаимосвязи как раз и создают культуру народа, нации, страны. Взаимодействия культур определяют ценностные восприятия как планеты Земля, так и всей Вселенной, изнутри каждой культурной среды, сводя достаточно часто пространственные объекты к понятиям.
Именно эти понятия: равнина, долина, лощина, холм, гора, цепь гор, ручей, родник, ключ, река и другие составляют, как правило, основу восприятия пространства.Лишенный понятия (смысла) объект – пространство не удерживается в сознании или не воспринимается вообще. Только объект – пространство, имеющее смысловое обозначение, будет укладываться в понятие пространство.
Пространственные объекты имеют не только понятия и смысл, формируемые людьми извне, но и определенное подобие самосознания, которое формируется территориальной общностью людей изнутри, и именно благодаря определенной территориальности. Пространственные структуры, объекты – понятия, объекты - смыслы через взаимосвязи оказывают существенное влияние на личностные характеристики норм поведения, присущие конкретным территориальным общностям людей.
Ландшафт, являясь предметно – составной частью пространства, имеет как смысловую ценность, так и ценность эстетическую. Важно отметить, что смысловые характеристики пространства вообще существуют только в контексте человека и человечества – «Плодородный полумесяц»,-а эстетические характеристики ландшафта могут рассматриваться отдельно от территориальной общности людей, например: описание Назарета.
Сейчас, как правило, малоосвоенные, незаселенные ландшафты обладают наибольшей эстетической ценностью, особенно у людей, живущих в больших городах и городских агломерациях. Это связано с тем, что ценностное представление о пространстве и его структурах формируется, обычно, опосредованно. А в восприятии ландшафтов первостепенное значение имеет визуальный контакт. Восприятие пространства включало в себя опыт поколений: чувственный, научный, реально – исторический. Поэтому восприятие пространства приблизилось к возможной объективности.
Восприятие ландшафтов было и есть более субъективным. И в этом случае опыт, личностные характеристики и пристрастия, социальная принадлежность человека влияют на результат восприятия ландшафта: рыбак в смешанной туристической группе на новой территории, прежде всего, увидит реку или озеро; альпинист – горы, а автомобилист оценит дороги и т.д.А это, в свою очередь, подчеркивает тот факт, что объективная информация о ландшафтах гораздо объемнее той, которую воспринимает конкретный человек. И только используя весь накопленный опыт восприятия, человек может приблизиться к объективности в восприятии и описании ландшафтов, как это было в Древней Греции.
«Греческая природа действительно прекрасна. Под ясным небом очертания гор, холмов, островов, раскинутых в безбрежной синеве моря, приобретают необычайную пластичность, слагаются в величайшую гармонию, полную нежной певучести и ясной необычайной соразмерности живущему в ней человеку. Ландшафт Древней Греции, как бы подсказывал художнику, те пластически четкие, законченные, ясные формы зодчества и ваяния, которые входят в мир природы, утверждая красоту, сознательно созданную человеком. Эти творения и противостоят и неразрывно связаны с миром природы.
Ритмы образов, созданных человеком по законам разума и красоты, были созвучны идее упорядоченного … космоса», -Отмечает Ю.Д.Колпинский в своей книге "Великое наследие античной Эллады".
Свидетельство о публикации №212013001178
Александр Гусаров Бел 26.04.2012 13:14 Заявить о нарушении
Екатерина Кирюхина 21.12.2012 11:07 Заявить о нарушении