Страна голубых гор

Лето – это отпуск. Это  солнце. Это  море. Это  тепло. Это, в конце концов, сказка.
У каждого она своя – единственная и неповторимая. Грустная или веселая. Динамичная или романтичная. Кто-то стал героем русского эпоса – чем дальше, тем страшнее, тем интереснее или веселее.  Кто-то перенесся в волшебный мир Братьев Грин или Шарля Перо, наполненный пряничными домиками европейских городов и городков, уютным и налаженным бытом, отличным сервисом.Кому как повезло.
 
Моя сказка позаимствована у незабвенной Шахерезады. Точнее  не совсем у нее. Но где-то очень близко. Тысяча и одна турецкая ночь. Правда, если быть до конца откровенной, то далеко не тысяча. Но это уже не столь важно. Главное -- красивая восточная история, с цветами и пальмами. Наполненная приглушенным шелестом прибрежных волн, безумной россыпью южных звезд – далекими искрящимися осколками  других миров, обрамленная  величественными горными хребтами.


Началась она ранним утром в одном из  московских аэропортов. Домодедово.  Несмотря на предрассветный час, аэровокзал шумел и бурлил необычайным для нашего минского глаза многолюдьем. Зона duty-free  зазывно сияла огнями больших и маленьких кафе и кафешек, магазинов и магазинчиков, которые спешили удовлетворить все чаяния праздных туристов.

Ненавязчивый, но весьма уместный сервис был кстати. Щедрость мужа радовала душу. Приятная угловатость подаренных диоровских духов ласкала руку. Изысканный аромат вкусного кофе приятно щекотал нос. Насладившись всеми вышеперечисленными благами, я, вместе с семейством, погрузилась в довольно компактное чрево "Боинга" и вознеслась в заоблачную высь.

Анталия. Шумный аэропорт в залитой солнцем солнечной долине, очерченной грядой призрачных, окутанных утренней дымкой гор. Меня постоянно преследовало чувство, что вся окружающая действительность не что иное, как мираж. Театральная декорация. Трехмерный сон. И вся эта красота в любой момент может растаять, раствориться, улетучиться в никуда. Поразило не столько величие представшего перед моим взором пейзажа. Удивил цвет. Стоявшие вдалеке горы были голубые, синеватые, сиреневые. Нереальные. Материализовавшиеся из другого, нездешнего мира.
Давно, в далеком детстве я впервые увидела сине-розовые, лилово-фиолетовые оранжево-красные горы на полотнах художников. Тогда я была уверена, что это не что иное, как полет богатого воображения и мировосприятия присущего людям творческим. Теперь же я видела богатое многоцветье каменистых громад наяву.
   
Дорога в небольшой поселок Белдиби, где располагался наш отель,  пролегала городским улицам Анталии – одного из крупнейших туристических центров Турции. Несколько слов хочется посвятить турецким водителям туристических автобусов. В этой поездке мы воспользовались услугами довольно крупной и авторитетной туристической  компании,  посему я предполагала, что водитель должен иметь вид довольно презентабельный. Но то, что он будет выглядеть как руководитель средней компании  –  к этому я оказалась не готова. Начищенные до блеска довольно приличные туфли. Наутюженные брюки, белоснежная отглаженная рубашка. Свежевыбритое лицо, расплывшееся в сдержанной, исполненной достоинства улыбке. Тщательно причесанные волосы. И завершает образ, витающий в воздухе терпкий аромат недешевого  мужского парфюма. Они встречают туристов у входа в автобус видом гостеприимного хозяина, увидевшего дорогих и желанных гостей. От этого на сердце стало теплее.

Сам город, во всяком случае, та его часть, которую я успела обозреть из окна комфортабельного автобуса, оказался невысок, но просторен. Побережье все застроено многочисленными разнокалиберными отелями и отельчиками,  на любой вкус и достаток.
Местный люд, населяющий Анталию, живет в маловысотных – в основном трех, четырех или пятиэтажных зданиях, составлявших архитектурную основу местного градостроения.  Лоджии этих домов довольно широки. В своем большинстве не застеклены.  И практически все занавешены плотными шторами из бело-голубой полосатой ткани, что необыкновенным образом роднит их с небольшими уютными уличными марсельскими кафе.   Многие из них оборудованы стационарными каменными не то мангалами, не то печками, на которых по вечерам, утомившийся после трудов праведных народ, не выходя из дома, приготовит  шашлычок или же барбекю, или тот же люля-кебаб.  Кому что нравится. Дело вкуса. Местные архитекторы, создавая проекты жилых домов, учитывают чаяния трудящихся масс и их любовь к соблюдению вековых семейных  традиций.

Бросилась в глаза еже одна деталь – отсутствие памятников, установленных в честь людей. Ну не ставят в Турции памятники людям. Нет у них такой привычки. Садово-аграрным культурам, которыми славится край – сколько угодно. Птицам. Деревьям. Здесь можно увидеть памятники апельсинам, инжиру, арбузу. Людям – не положено. С одной стороны очень правильная традиция. После очередной смены руководящей верхушки не приходится ломать голову, что делать с утратившими актуальность бронзовыми, каменными или на худой случай гипсовыми изваяниями. Умно и предусмотрительно.

Единственный человек,   для которого сделано исключение  – Мустафа Кемаль Ататюрк. Именно благодаря его деятельности  в 1928 году, Турция стала светским, а не религиозным, демократическим государством. Именно он стал основоположником современного цивилизованного государственного устройства, основанного на спокойствии общества, целостности нации, уважении прав человека.  Под его руководством  многовековая османская история, скрежеща проржавевшими шестеренками и высекая фонтаны искр, развернулась в диаметрально противоположную сторону и начала движение абсолютно новым, несвойственным для бывшей империи курсом. 

Уважение турецкого  народа к Ататюрку  сравнима разве что с почитанием государственного флага. Не формального, а сознательного и осмысленного. Поэтому, чтобы не попасть в неприятную историю и не омрачить свой отдых надо ни в коем случае – ни словом, ни поступком – нельзя выказать даже намек на неуважение к объектам местного почитания. 

Маршрут  в отель  пролегал  вдоль живописного берега Средиземного моря.  С одной стороны ее подпирали каменистые  горы, подбитые у подножия курчавым каракулем сосновых лесов, редеющих по мере приближения к вершинам.  При ближайшем рассмотрении горные громады утратили свою таинственную синеву и весело пестрили  скалистыми проплешинами, точно старый, побитый молью тулуп.

Здесь все пропитано историей. Пронизано насквозь, овеяно ей. А как быть еще с землей впитавшей в себя множество великих культур и традиций. Любители античной старины найдут, что посмотреть в этой стране. И смею предположить, что в одну поездку со всеми достопримечательностями вы не управитесь.
 
По турецким берегам хаживал и Александр Македонский со своим войском. И знамения Троя находилась не где-нибудь, а на территории современной Турции. Под этим небом прожила свои последние годы Дева Мария. Эта земля подарила мировой культуре два из семи чудес света – усыпальница царя Мавсола и эфесский храм Артемиды. Да и Клеопатра наследила здесь основательно.  Последнюю местные гиды  очень любят поминать при каждом удобном случае.  Не факт, что каждая услышанная из их уст история имела место в реальной жизни, но звучит красиво, а главное, что убедительно.

Куда бы вы ни поехали, гиды, чтобы скоротать время в пути засыпают туристов местными легендами, поверьями, историческими  фактами. Вход идут и специальные туристические прибаутки. Например, туннели исполнения желаний по дороге на отдых при отъезде на родину автоматически становятся средством очищения от грехов. Шутка старая. С бородой. Но так и не утратившей ни спроса, ни актуальности.

Одна, из гидовских историй вызвала неподдельный интерес мужской аудитории и сочувствующие вздохи женской ее половины. Речь шла о небольшом острове, который находился на незначительном удалении от берега, вдоль которого мы как-то проезжали. По форме он напоминал Черепаху, отчего получил свое первое название Черепаший остров.
Второе названия на мой слух было менее благозвучное – остров неверных жен. Согласно преданию один их султанов уличил свою, подчеркиваю, любимую жену в неверности. За такой неблаговидный  проступок по законам империи женщинам (именно женщинам – мужчинам подобные шалости запросто сходили с рук) полагался мешок на голову и…  Прости-прощай, дорогая. Каменистая скала. Полет. Оборвавшийся пронзительный крик. И все.  Дно пропасти становилось местом ее последнего упокоения.  Сурово. Жестко. А главное –  бескомпромиссно.

Однако наш султан оказался довольно сентиментальным человеком. Он не мог позволить, чтобы его любимая   жена приняла такую страшную и мучительную смерть. Но и простить ее тоже не мог. Имидж, знаете ли, пострадал бы основательно. И тогда он нашел соломоново решение. Отправил ее на этот самый остров. Без еды и воды. Мол, если выплывешь на берег – значит самому Аллаху угодно, чтобы ты осталась жива. Если нет – извини. Сделал все, что мог. Знать судьба.  А там и расстояние то не такое уж большое. Проплыть его – плевое дело  даже для плохоньких пловчих. Однако вся соль была в том, что в те незапамятные времена женщины вообще не умели плавать. Совсем. Никак. Так что для них, что на луну слетать, что пару сотню метров проплыть – задача невыполнимая. С тех пор так и повелось. Кто не хотел неверную жену бросать в пропасть, отвозил ее на остров. Согласно легенде ни одна их них так на большой земле и не появилась.

Несколько слов хочется сказать и об отелях. Если вы хотите получить максимум удовольствия от сервиса, спокойствие и тишину, безукоризненно чистые пляжи – выбирайте отели, ориентирующиеся на европейского туриста. Если же вы не хотите терять духовную связь с нашим культурным колоритом, любите веселые шумные компании, посиделки, непредсказуемые выходки соседей, бычки  на пляжном песке или гальке – тогда подберите для себя отель, в котором отдыхают граждане СНГ. Хотя и там и там, вам будут несказанно рады, номера будут убираться вне зависимости от наличия чаевых, улыбки не будут сходить с лиц персонала. Везде вы будете чувствовать себя желанным. Везде вам будут рады.

Еще одна приятная особенность турецкого отдыха – радушие местного населения. Куда бы вы не пришли  – в небольшой магазинчик, в кафе, в дорогой бутик, – встречают так, как будто всю жизнь ждали именно вашего появления. Где-то угостят  чаем за счет заведения. Где-то предложат напитки и покрепче. Даже если  ты честно, чуть ли не с порога,  объявляешь, что покупать ничего здесь не собираешься, и зашел любопытства ради, интерес к тебе не уменьшается.

Трудностей в общении с местным населением в этом регионе Турции – средиземноморское побережье – у русскоязычных туристов практически не возникает. Здесь каждые второй турок владеет великим и могучим не хуже, чем  любой среднестатистический представитель восточных регионов постсоветского пространства. 

Более того, трудности могут возникнуть у тех, кто не знает русского языка. Помню, как моя дочь, довольно сносно владеющая английским языком, помогла в магазине одной пожилой французской паре. Хозяин заведения помимо родного языка свободно говорил только на русском. Парижане, как выяснилось в последующем, из иностранных языков владели только английским. Разговорившись с дамой, желающей пополнить свой гардероб новыми бриджами, дочка выступила в роли посредника, сгладив языковой барьер. 

В результате все остались довольны. Дама приобрела то, что хотела.  Дочка получила неплохую языковую практику. А мы с мужем напились вдоволь чая и душевно побеседовали о жизни и с хозяином и с французами. Думаю, говорить о том, что и хозяин магазинчика не остался внакладе, не стоит. Это и так очевидно.

Особый пиетет  у местного населения вызывают маленькие дети. Это их слабость. Традиция, если хотите.  Увидев симпатичную кроху, они тут же стараются погладить малыша по головке, потрепать по щечке, подарить небольшой сувенир, оказать хоть какое-то внимание. Причем наличие рядом молодой симпатичной мамы совсем не обязательно для столь бурного проявления своих чувств. Поначалу подобное внимание шокирует, потом привыкаешь.
Случаи воровства в отелях крайне редки. Это скорее неприятное исключение из правил. Довольно редкое и не характерное явление.

Не спорю, что у кого-то может быть свой, не самый приятный опыт общения. В семье, как говорится, не без … проколов природы. Человеческие души разнообразны и темны в своем большинстве. Даже если лицо озаряется счастливые улыбки.  Восток! Поэтому расслабляться и терять бдительность не стоит. Не хотите плохо думать о людях – не давайте поводов.


Рецензии