Тайны родного языка

                Быль.

Иван Землянухин, любознательный голубоглазый мальчик, с трудом переходил из класса в класс. С помощью учителей он все-таки окончил среднюю школу, несмотря на полную безграмотность, которая приводила в шок не только словесников, но и всех учителей-предметников.

Этот ученик, наделенный от природы замечательной памятью, знал наизусть правила правописания и пунктуации, много читал. Казалось бы, такому школьнику обеспечена отличная оценка по русскому языку. На деле же получалось все наоборот. Ошибки в диктантах и сочинениях он допускал самые нелепые. Он почему-то путал буквы "д" и «б». Сколько ни бились учителя, так и не смогли научить Ивана писать их в нужном месте. Вместо "обезьяны" он писал «одезьяны», вместо «били» - «дили».      
               
Разные учителя пытались с ним работать в индивидуальном порядке. Когда педагог был рядом, кое-что получалось, дома — результат плачевный. Сочинения Иван писал длинные и интересные по содержанию. Но как писал! Его почему-то не устраивали ни простые, ни сложные предложения. Он отдавал предпочтение предложениям с причастными и деепричастными оборотами, вводными предложениями.
— Иван, ну зачем ты пишешь безразмерные предложения? - старался вразумить его учитель. — Пиши проще - лучше будет.

На выпускных экзаменах учителя помогли Землянухину, и он получил аттестат о среднем образовании с одной "тройкой" - по русскому языку. Теперь Иван  решил осуществить давно задуманную мечту - поступить в Мичуринский СХИ. Последним экзаменом было сочинение, на котором с треском провалился и получил “двойку”.               

Осенью ушел служить в армию, а уволившись, снова подал документы в тот же институт. И опять неудача. А тут еще начались нелады со здоровьем. Ивану отняли почку. Работать физически врачи категорически запретили. И он снова упорно штудировал учебники.
-  Да брось ты эту затею с институтом, - отговаривали его товарищи. -  Поступай туда, где нет экзаменов.
- Все равно поступлю! — стоял на своем Иван.

И вот весной он снова поехал в Мичуринск. Сдал документы в приемную комиссию. Потом посещал все занятия на подготовительных курсах. Кое-кто из преподавателей уже  узнавал Ивана в лицо. Но и в третий раз за сочинение получил   неудовлетворитель-ную оценку.
— Молодой человек, - обратилась к нему председатель экзаменационной комиссии, - теперь вы окончательно убедились в своих возможностях. Не лучше ли вам было получить какую-нибудь рабочую специальность?               
И рассказал тогда Иван о том, что он давно мечтает стать агрономом, как долго и настойчиво готовился к экзаменам, упомянул и о своей проблеме с русским языком.
Лайда Вальдемаровна, внимательно выслушав абитуриента-нсудачника, взглянула еще раз на  оценки и попросила подождать несколько минут. А сама направилась в кабинет ректора. О чем они там говорили, неизвестно. Однако через полчаса ректор пригласил Ивана  на собеседование.               
- Учитывая то, что по другим учебных дисциплинам у тебя хорошие и отличные оценки, сказал ректор, - и  принимая во внимание твое упорство и настойчивость, мы решили за-числить тебя студентом на правах вольного слушателя. А там посмотрим.

...Первую сессию Иван Землянухин сдал на "отлично". И стал студентом с правом прожи-вания в общежитии и получения стипендии.
 
Институт закончил тоже с отличием. При распределении на работу его направили в Ярославскую область в должности  агронома  отделения одного из совхозов. Через год он стал главным агрономом, а еще через два назначен директором хозяйства.
   
Совхоз "Муромский" под началом Ивана Петровича Землянухина занимал в области одно из первых мест по всем показателям.

А чтобы грамотнее оформлять документацию, директор пригласил на работу в качестве секретаря учительницу русского языка. Через некоторое время они поженились.


Рецензии