Рыцарям веника и пара, посвящается

     Баня…  Сколько приятных эмоций сразу возникает при упоминании этого коротенького, уютного и ласкового слова! Истинные любители парной бани, к числу которых причисляли себя гениальный Пушкин, лихой гусар и поэт Денис Давыдов, мастера рассказа Антон Павлович Чехов и Василий Макарович Шукшин и другие литературные классики, ставили русскую баню в почетный ряд доступных земных  удовольствий.

     И лишь Сергей Есенин в автобиографичном повествовании не преминул отразить свое негативное отношение к банным церемониям: «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом, и даже теперь какое-то неприятное чувство испытываю к субботам». Читая есенинские строки, невольно вспомнились свои детские впечатления и обстоятельства, благодаря которым, состоялось первое и незабываемое знакомство с веником и паром…

БЕРЕЗОВОЕ «ЧИСТИЛИЩЕ»…
     Она и сейчас порой вспоминается, та, наша старая провинциальная городская баня времен 70-х годов, с ее длинными изнуряющими очередями за правообладание свободного шкафчика в раздевалке, и последующими поисками свободного тазика. Женское помывочное отделение, куда меня маленького приводили мама, сестра и бабушка, тут и там оглашается протестным детским плачем. 
     Плакать было от чего: тяжелая жаркая духота, мама усердно трет мое тело жесткой лыковой мочалкой, глаза щиплет от попавшего мыла, сверху льется поток горячей воды и нестерпимо хочется пить… Видимо те же ощущения испытывают другие малыши, и мой дискант органично вписывается в этот хор юных банных «плакальщиков». Единственное утешение – прохладный дождик душа, но он тоже единственный на всю баню, и к нему постоянная очередь из страждущих освежиться. Все эти семейные хождения в баню по субботам слились в одну безрадостную картинку. Баня воспринималась, как неизбежное, ритуальное наказание.
     Но, все волшебным образом изменилось, когда  однажды увидев в бане нашу детсадовскую воспитательницу.Это была статная, красивая женщина лет 45-ти,отчетливо запомнился момент, когда я подбежал к ней с радостным криком: «Здравствуйте, Анна Григорьевна!»... Она, заметно смутившись, поспешила ретироваться, а позже обратилась к маме с просьбой, суть которой сводилась к тому, что мальчик заинтересованно смотрит на женщин, и пора уже «переводить» в мужское отделение. Так и сделали.
     Мой переход в мужское отделение, оказался богатым на впечатления. Во-первых, душа ликовала от горделивого осознания, что я уже «большой»! Отныне и навсегда я перехожу в мужское банное братство! «Застолбив» наше пространство на скользкой кафельной лавке, водрузив на нее тазики с водой и пакетиком с банными принадлежностями, отец обратился ко мне с предложением: «Пойдем в парную, погреемся немножко». И еще не понимая, о чем идет речь, я, послушно кивнув, последовал за отцом.
     Тяжелая, отсыревшая деревянная дверь в парное отделение, тогда показалась мне переходом в другую реальность. Сразу вспомнились рассказы моей набожной бабушки о том, что должно происходить с грешниками в аду. А здесь был настоящий ад! Мрачные бетонные стены и потолок, с которого время от времени срывались большие обжигающие водяные капли. Тусклый свет лампочки выхватывал два пролета склизких деревянных ступеней, а дальше все скрывалось в раскаленных облаках пара, который со свистом вырывался из щелей полка.
     А в них, где-то там, на самом верху, под потолком, со стонами и вскриками, несколько человек истязали себя и друг друга хлесткими ударами веников. Невольно подумалось: «Наверное, эти люди добровольно терпят здесь мучения, чтобы еще при жизни уменьшить толику накопленных грехов?».
     И, чтобы подтвердить свою догадку спросил: «Папа, а эти люди грешники?». Мой вопрос изрядно развеселил парильщиков, а один из них с напускной серьезностью выдал: «Тут знаешь, какие матерые грешники собрались?! – Свет не видывал! Поднимайся сюда, и тебе грехи отпущу!».
Отец одобрительно кивнул, и я, вспоминая о каких-то своих детских «грехопадениях», решил пройти очищающую «березовую экзекуцию». Помню под одобрительные комментарии парильщиков и отца, я стойко выдержал «прописку» веником. Ничего ужасного не произошло, мне даже понравились эти необычные прикосновения пара и веника! Выйдя из парной, встал под ласковые и прохладные воды душа. Было ощущение необычайной легкости, словно парилка и в самом деле освободила тело и душу от груза земных грехов.
     А потом, после бани состоялось незабываемое посещение буфета, который тоже оказался мужской территорией. Вдоль стен стояли деревянные бочки с пивом, его кисло-хлебным запахом, казалось, пропахли даже стены. Купленный отцом лимонад, тогда казался мне самым вкусным напитком на свете! Я наслаждался его прохладной сладостью, и слушал нескончаемые мужские воспоминания о войне. «Грешники» из парной, как выяснилось, были друзьями и знакомыми отца, так же как и он, прошедшие через  горнило войны. Летчики, танкисты, артиллеристы, пехотинцы – каждому  из них было, что вспомнить и рассказать о своем участии в боях. Это было не бахвальство, а возможность вспомнить самые главные страницы своей жизни. Сейчас уже никого не осталось в живых из той старой банной «гвардии» - вечная им память…
     С того памятного дня, русская баня навсегда и прочно вошла в мою жизнь. Наверное, в ней действительно есть до конца непознанная особенность, позволяющая не только очистить тело, но и снять душевную накипь. Напарившись до изнеможения, настегав себя березовым, а затем дубовым веником, ощущаешь себя тем же мальчишкой, впервые испытавшим прелесть парилки.
     А еще, хочу поделиться с вами своим маленьким открытием, при случае, обязательно им воспользуйтесь. Как-то прочел, что космонавт Юрий Гагарин очень уважал поддавать на каменку, водой настоянной на листьях хрена, будто дух от этого в бане становился особенный, напоминающий аромат земляники. Гагарин так и называл его – «хреновый» пар. Попробовал, не понравилось - запах «жженой кости». Зато из крупных листьев хрена можно соорудить замечательный по своим целебным свойствам и качеству веник, как опахало! Париться им одно удовольствие, правда, век такого веника не долог, но зато, сколько приятных ощущений… Легкого вам пара!

Иллюстрация автора


Рецензии
Здравствуйте , Алексей ! Посетила Вашу баню - понравилось .А теперь посетите Вы мою баню в стихе " В бане ". Может , тоже понравится .
С признательностью Фатима .

Фатима Шейхи   16.06.2017 08:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Фатима! Ваша баня - просто прелесть!))))))))))))))

Алексей Анатольевич Карпов   21.06.2017 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.