Проект Гекатомба 4

         Часть II.
         МЕТАМОРФОЗЫ.

         Глава 3.
         Токио, Япония.
         Предположительно, 2-е марта.

         1-й страницу этой главы - в рукописи стр. 218 - я не нашел. Заново сочинять ее не стану; изложу зачин, а далее выложу сохранившийся текст гл. 3-й II-й части (сегодня) и фрагмент главы 4-й.
        [Профессор Есирэ Танака, советник японского правительства и ряда глобальных корпораций, в один из обычных, казалось бы, дней выпадает из привычного жизненного круговорота. С ним творится что-то неладное: он находится в состоянии фрустрации. Танака-сан только что приехал в свой офис, расположенный в одном из зданий делового центра японской столицы. Ему не по себе, он не понимает, что происходит с ним самим и что происходит вокруг него. То ли перетрудился, из-за чего оказался на грани нервного срыва. То ли причина не в нем, а вовне (и тогда происходящее вокруг знаменует начало того, о чем он со страхом думал все последние дни и о чем предупреждал своих конфидентов). 
        Профессор, задав  пару вопросов девушке, секретарю-референту, - полученные ответы ввергли его в еще большее смятение -  запирается в своем кабинете. Пространство вокруг сузилось сначала до размеров помещения, затем письменного стола, а вскоре уменьшилось до размеров самого Есирэ Танаки. Со временем тоже возникли проблемы. Секретарша назвала ему одну дату - второе марта. Сам он полагал, что актуальная (сегодняшняя) дата - двадцать второе февраля. Профессор трезв, он не из пьющих. Танака-сан не принимает сильнодействующих лекарств. В газете, лежащей на его рабочем столе, напечатана его, Танаки,  статья. Она датирована 17.06 с.г.... т.е. днем, который еще не наступил.      
     Танака в ужасе, он не способен логически мыслить; сознание, да сама душа, кажется,  уходит из него, как выходит воздух из сдувающегося шара -  "сссссшшш..."     Его как-будто засасывает в себя нечто, какая-то воронка. Или болото, если угодно. Подобно утопающему, он хватается за соломинку. Он начинает твердить собственное имя; он пытается вспомнить, - и бормочет это вслух - кто он такой, чем он занимается; и заодно размышляет, - путанно, сбивчиво - какого рода события могли послужить причиной переживаемой им метаморфозы]

             МЕНЯ ЗОВУТ ЕСИРЭ ТАНАКА
   - Чем я зарабатываю на жизнь? Я продуцирую идеи. А еще я профессор Токийского университета, автор четырнадцати книг и [множества] научных монографий, и... не помню какого количества статей в научных сборниках и журналах. Правительства Японии, Китая и Южной Кореи постоянно привлекают меня к работе над сложными экономическими проблемами. За консультациями ко мне обращаются крупнейшие фирмы Японии, США и Западной Европы. А еще я состою в правлении каких-то общественных фондов и международных неправительственных организаций.
   - Уффф, достаточно, - пробормотал профессор. - Любопытно, как я со всем этим справляюсь?
     Танака заставил себя открыть глаза и посмотреть на табло [настенных электронных] часов.
     Время: 17.00. Дата: 02.03. (год?)
                МЕНЯ ЗОВУТ ЕСИРЭ ТАНАКА   
     Он произнес эту фразу жалобным тоном; скорее даже простонал, и это обстоятельство ему самому не понравилось. Поэтому он заставил себя еще несколько раз [подряд]  повторить спасительную фразу, пока голос его не окреп в достаточной степени.
    Он продолжал говорить вслух.
  - Говорят, Танака работает двадцать четыре часа в сутки. Если хотите знать правду, то я сам склонен этому верить. Да, за четверть века я кое-что сделал для науки и большого бизнеса, ведь не зря меня зачислили в ранг "великих". Правда, в последнее время чаще используется другое прозвище: "Крэйзи Танака".
     А что, если мои оппоненты правы и я действительно сошел с ума?
     ТАНАКА, ТЫ, СЛУЧАЙНО, НЕ ПОВРЕДИЛСЯ РАССУДКОМ?
    Может показаться странным, но эта мысль принесла ему колоссальное облегчение. Воистину, это была спасительная мысль. У него даже хватило смелости посмотреть на часы-календарь.
   - Ну хорошо, - вздохнул Танака, - допустим, сегодня второе марта... Нет, этого не может быть, - возразил он сам себе, - сегодня двадцать второе февраля...
     Професор посмотрел на циферблат наручных часов; пожал плечами и решил начать все сначала.
   - Предположим, кому-то в голову пришла идея подшутить надо мной. Да, именно так; шутка, невинный розыгрыш. Я задремал, отключился на какое-то время; кто-то вошел в кабинет, и...
     Танака замолчал и с надеждой посмотрел на дверь. Его рука потянулась к селектору внутренней связи; но палец так и не нажал нужную кнопку.
   - А статья? - пробормотал он под нос. - Дату, конечно, можно переставить; но каким образом статья очутилась в базе данных и в моем компьютере? Кто смог открыть замок, единственный ключ от которого хранится в моей голове? Второй вопрос... Если сегодня двадцать второе февраля, то бишь, второе марта (!), то каким образом в моем комьютере очутилась перепечатка статьи из "Файнэншл таймс" от семнадцатого июня?
      Танака не удержался и жалобно простонал:
  - Охохо... И ведь у меня такое предчувствие, что эту статью, которую - я ничего не путаю? - напечатают через три или четыре месяца, написал... я сам. Иначе откуда я мог бы знать, о чем в ней идет речь? А я знаю об этом; хотя лучше бы мне о таких вещах никогда и ничего не знать...
     Шум в голове усилися: профессор потер виски пальцами, затем скороговоркой выпалил:
                МЕНЯ ЗОВУТ ЕСИРЭ ТАНАКА
     Нет, он еще не настолько окреп,  чтобы заниматься столь сложными умственными задачами... С другой стороны, о листах, исписанных знакомым родным убористым почерком иероглифами - и частично на английском - ему хотелось думать еще меньше.
     Поэтому профессор счел за лучшее возобновить прерванный на несколько секунд монолог.
   - Почему меня прозвали Крэйзи Танака? Хороший вопрос... Началось все со злополучного доклада, который я делал на международном симпозиуме в Женеве, в октябре прошлого года (надеюсь, на этот раз я не спутал дату). Тема доклада - "Аномальные явления в глобальной мировой экономике". Да, именно в Женеве впервые... впервые в научном и деловом сообществе... прозвучали такие термины, как "чужеродные элементы" и "альтернативная экономика". Доклад получился, мягко говоря, неубедительным... но по-другому, пожалуй, и быть не могло. Сведения, на которых я основывал свою точку зрения, носили конфиденциальный характер. Попросту говоря, были получены от моих многочисленных друзей, партнеров и клиентов, зачастую под обещание "не разглашать". В ту пору я и сам еще не был уверен в своей правоте, в истинность - научность -  выдвинутой мною гипотезы. Что это было? Интуиция? Озарение?... Гм, гм.
     Как бы то ни было, доклад сыграл свою роль; картотека, или, если угодно, база данных по "чужеродным элементам" стала быстро... чудовищно быстро!.. пополняться новыми сведениями, новыми свидетельствами. Появилась возможность более детально исследовать это загадочное явление и сделать первые прикидочные выводы. Согласно моим выкладкам, дело выглядело так, как будто в недрах глобальной экономики рождается нечто... Я назвал это "нечто" альтернативной экономикой (хотя этот термин не совсе точен и не вполне отображает суть феномена). В середине января на финансовом небосклоне, на всех площадках загромыхали раскаты грома, предвещающие небывалую бурю - волатильность рынков была небывалой!  Никто, даже крупнейшие игроки и инсайдеры, даже те, кто находятся у штурвала ведущих экономик Запада, не понимали, что происходит. Этот мощный кризис, продолжающийся, углубляющийся,  развивающийся и по сей день, еще больше укрепил мою решимость вплотную заняться исследованием феномена "альтернативной экономики"...
..........
     Я торопился; я понимал, что времени нам всем отведено немного. К  концу января я разработал комплекс идей, связанных с методикой исследования аномальных явлений в мировой экономике. Труднее всего оказалось обьяснить природу, источник и механизмы возникновения "чужеродных элементов". В качестве одного из возможных обьяснений, я выдвинул гипотезу, согласно которой чужеродные элементы в постиндустриальных глобальных экономических связях и структурах  могут возникать спонтанно, как результат взаимодействия, сбоев либо саморегулирования сложных  технологических и управленческих процессов. Т.е., мы имеем дело с аналогом искусственного разума; с той лишь разницей, что речь идет не о копировании человеческого или даже коллективного организма [разума], но о чем-то более масштабном, превосходящем все, о чем мы знаем (кроме, разве что, самого Творца)...
     Если принять на веру данное утверждение, то следует признать, что человечество вплотную подошло к той черте, когда "чужеродные элементы" способны возникать спонтанно, самопроизвольно, существовать и развиваться уже по собственным законам. В свою очередь, этот малоизученный и невероятно сложный для восприятия процесс может принять характер цепной реакции. Более того, на любом этапе этот неконтролируемый, кажется, никем процесс может послужить причиной резкого технологического скачка; последствия которого могут быть как положительными, так и отрицательными. Почему они, последствия,  могут быть отрицательными? Наше мировоззрение, наши законы и обычаи, наконец, наша мораль не позволяют рационально воспользоваться даже тем, чем мы сейчас располагаем. Как и миллионы лет назад, мы все еще остаемся дикарями...
   
     Танака вдруг прервал свои рассуждения. После этого своеобразного сеанса психотерапии и самоуговоров, профессор чувствовал себя несколько лучше. Он даже рискнул выбраться из-за стола. Прошел к бару-холодильнику - чтобы налить себе стакан апельсинового сока.
    Утолив жажду, он еще некоторое время стоял у двери; но так и не нашел в себе силы открыть ее. Танака вернулся обратно; уселся в кресло; взял верхний лист из лежащей на столе стопки. Он даже смог прочесть несколько слов. Но смысла, содержания написанного там - его же рукой - так и не понял.
              МЕНЯ ЗОВУТ ЕСИРЭ ТАНАКА
[skip]
     ...Никто, кроме меня.
     Почему?! Почему другие "сапиенс" не замечают  того, что видят мои глаза и слышат мои уши? Это только в сказках волшебник или колдун способен видимое сделать невидимым; в реальной жизни все обстоит иначе.
       Он вновь заговорил: его голос был едва слышен. Профессор Танака сидел в кресле, ссутулившись, тяжелые веки прикрыты; он разговаривал сам с собой и еще с кем-то, о чьем незримом присутствии мог лишь догадываться.
   -  Двенадцатого февраля состоялись теледебаты, в ходе которых мне оппонировали полудюжина крупнейших экспертов; двое из них являются лауреатами Нобелевской премии. Если честно, то я вызвал огонь на себя. Я им сказал, что у нас - у всех нас - осталось не более месяца времени. Крэйзи Танака... Славные я себе устроил похороны - эти шестеро, выступая поочередно, не оставили камня на камне... так им самим казалось... от моей теории о самозарождении, а также и доступном пониманию и изучению генезисе альтернативной экономики.   
    Двадцатого февраля ряд изданий в Японии, США и Великобритании опубликовали выдержки из моей аналитической записки премьер-министру (утечка была организована через канцелярию главы правительства). Кому-то может показаться, что я сгустил краски... Отнюдь, в действительности дела обстоят еще трагичней, чем отражено в отосланном мною господину премьер-министру докладе. Когда я утверждал, что до часа "Ч" отсталось не более месяца, а потом процессы могут принять необратимый характер, я не шутил, не нагнетал, я говорил именно то, что думаю... То, в чем уверен и сейчас, в данную минуту. Хотя [по-прежнему] толком и не знаю, что вокруг меня происходит и какой сегодня день - двадцать второе февраля или второе марта.
 
   Да, мои оппоненты правы; вероятность самопроизвольного появления - и зарождения  - "чужеродных элементов" бесконечно мала. Вот они ее и игнорируют, такую возможность, не понимая, что статистическая погрешность не всегда тождественна нулю или пустоте.
    Это утверждение тем более верно, если (и когда) речь речь идет о массовом явлении; каждый день моя картотека пополняется новыми сведениями. На этот раз - в своей докладной премьеру - я не собирался ограничиваться построением умозрительных конструкций. Нет, я проиллюстрировал свои построения конкретными примерами. А что вы скажете, господа, - я обращаюсь к ведущим экспертам, биржевым аналитикам, и, в первую очередь, к деловым кругам - что вы скажете, если я приведу примеры существования - уже существующих! - технологических цепочек?! Состоящих исключительно из чужеродных элементов? Уже сейчас, если не смотреть зашоренно, если не оставаться в плену классических представлений о рыночной экономике, вполне просматриваются контуры нарождающихся структур  "альтернативной экономики". Доказательства? Факты? Вы их получите.
    ...Что произойдет, если мне поверят? Каковы будут последствия? Хм...  Последствия могут быть самыми ужасными, и не только для меня и моих знакомых или друзей. Паника? Истерия? Общественный взрыв? Да все что угодно. Но, с другой стороны,  Есирэ Танака, какое ты имеешь право замалчивать сведения о явлении, способном изменить весь ход истории и целиком или частично подчинить или даже отменить всю нашу современную цивилизацию?
            ЕСИРЭ ТАНАКА, У ТЕБЯ РАЗВИЛАСЬ МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ
 
     Профессор еще какое-то время продолжал общаться сам с собой (а что еще оставалось делать в его нынешнем положении). В кабинете звучал его глухой голос:
  -  Мне не с кем посоветоваться. Эта ноша оказалась неподъемной для одного человека. Нужно решиться, нужно выбрать что-то одно: поделиться этим с другими людьми, преложив на их плечи таким образом часть ноши. Или же внушить самому себе, что ты - Крэйзи Танка, что ты и в правду сумасшедший.
    Сегодня, 22 февраля в 06.45 - или же 2 марта в 17.00? (уфффф) - я, Есирэ Танака,  вошел в свой кабинет с твердым намерением принять окончательное решение - я иду до конца или же займу столь любимую моими соотечественниками  созерцательную позицию. При том я совершенно упустил из виду одно важное обстоятельство. А именно, как отнесется КОРПОРАЦИЯ - оххх, я наконец нашел в себе силы сказать это! - к моему правдоискательству? Как они отнесутся к моим жалким попыткам вмешаться в сам процесс, в осуществление их грандиозных и не до конца понятных мне, муравью, планов?
   - Корпорация... - задумчиво произнес ученый. Он закрыл глаза и едва слышно прошептал. - Война Абстракций.
     Итак, существует третий способ решения проблемы - мне [Танаке]  предлагают сотрудничество. Предложение сделано в весьма странной форме, но стоит ли этому удивляться? Организация, способная осуществлять  /тайно!/  столь грандиозные преобразования, должна обладать целым набором специфических приемов, позволяющих ей добиваться подобного [необходимого] эффекта.
      ЕСИРЭ ТАНАКА, ТЫ ГОТОВ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ АБСТРАКЦИЙ?


Рецензии