Зимние проводы

Зимой земля смерзается, как камень. И чем меньше выпало снега до начала морозов, тем это более прочный камень. Иногда землю нужно долбить ломом, потому что лопата лишь высекает искру и отскакивает. Зато не нужно бороться с дёрном и корешками, которые так мешают в тёплые времена года - всё смерзается в один прочный монолит.
Главное, скорее прокопать на «глубину промерзания» - докопаться до той части земли, до куда не добирается мороз. И будто бы не было зимы: земля там тёплая на ощупь после снега и пахнет, как летом. Когда спрыгиваешь в подготавливаемую могилу, сразу становится теплее, и ветра там нет.
Пришедшие на похороны мёрзнут в ожидании последней минуты прощания, хлюпая красными носами и кутаясь в поднятые воротники шуб и курточек. Мёрзнем и мы, деликатно отойдя в сторонку и ожидая своего часа, как пахнущие водкой (особенно если покойник за сегодня уже не первый) ангелы смерти в армейских кирзовых сапогах и бушлатах с логотипам кладбища на левой стороне груди.
Покойнику лучше всех. Мало того, что ему уже в принципе не может быть холодно, так его потом ещё и в тёплую могилу опустят, и мягкой кладбищенской не смёрзшейся (хотя уже и остывшей с утра) супесью прикроют сразу, чтоб не мёрз. Наверное от того у покойников часто такие беззаботные лица – отрешённые, спокойные…
Самые страшные лица у самоубийц – ну это особые покойники, раньше их даже на кладбище не пускали, хоронили за пределами. У погибших насильственной смертью, в драках и разборках, тоже лица неспокойные, словно сохраняют иногда они ту ярость, что не успел этот человек реализовать, пока был жив. А в основном – покойник безмятежен, в отличии от пришедших его проводить родных и близких.
Мы получаем какую-то официальную зарплату за свой труд, но главная часть дохода – деньги, которые наш бугор получает от «провожающих лиц». Не считая бутылок и закуски, на которые также не скупятся. Наверное, самые щедро оплачиваемые мероприятия в жизни человека – это похороны и свадьбы. Больше всего гостей съезжается – страна у нас большая, и дальних родственников можно найти за тысячи километров от той точки на земной поверхности, в которой будут поставлены штампы о заключении брака, или где сейчас спокойно остывает себе тело, распрощавшееся навсегда с душой…
Мы споро опускаем гроб вниз и также споро закапываем в несколько лопат могилу. На свежий холмик складывают венки и цветы, ставят фотографию и наливают перед ней стакан…
Часто после этого поведение «граждан провожающих» начинает напоминать день рождения классе в 10, когда родители, отсидев торжественную часть, уходят продолжать праздновать к бабушкам, а подростки понимают, что можно расслабиться: разговоры становятся громче, вполне жизнеутверждающе звякают извлечённые бутылки, лица оживают… Люди не торопясь уходят мимо могил по узким кладбищенским тропам справлять поминки. Там будут блины, кисель, а потом – горячее и щедрый запас горячительного. С работы все отпросились, на часах ещё одиннадцати нет, время отоспаться дома будет…
Погреемся и мы. Зайдём в нашу тёплую подсобку и раскроем переданный нам пакет. Там студень в пластиковой коробочке, пирожки, огурчики и водка. Бугор отсчитает нам денег из своей пачки, мы выпьем, перекусим и немного передохнём… Потом вновь оденем бушлаты и рукавицы и выйдем на мороз. Ещё двоих покойников ждут тёплые окна в потусторонний мир, что мы прорубили для них сегодня с утра пораньше.


Рецензии
"ангелы смерти в армейских кирзовых сапогах и бушлатах с логотипам кладбища на левой стороне груди" - вот это метафора, так метафора. аж дух захватило.

Йозеф Обломов   31.01.2012 20:40     Заявить о нарушении