18. 09. 2010
Сегодня лекцию по литературе читал новый преподаватель. Пожилой, довольно статный мужчина с небольшими пронзительными глазами и волевым сжатием губ. Единственная деталь его портила: артикуляция чем-то напоминала старческую, главным образом за счет характерной работы нижней челюсти. И какой-то диссонанс чувствовался между верхней частью лица и нижней.
В первый раз он не читал собственно лекцию, а выражал свои мысли о литературе, культуре и образовании. Позиция его довольно традиционна, но он подкреплял ее весьма интересными цитатами и примерами на грани фола. Как и многие, заявил нам, что у нас сейчас есть единственный шанс познакомиться с литературой, а потом мы к ней уже никогда не вернемся. По-моему, мнение довольно спорное...
То, что в нас пытаются за эти несколько лет впихнуть все золотое наследие мировой литературы имеет свои плюсы. Если хоть в какой-то степени усвоить эти знания, то кругозор расширяется, появляются структурные знания о путях развития человеческого сознания, что безусловно важно. Но другая сторона чтения - духовное развитие - дело довольно интимное и тонкое. По-моему, оно не терпит никакого насилия и предписания, более того, может быть таким образом заглушено и подорвано. Не стоит возмущаться, что кому-то скучно читать Гоголя: сегодня скучно, а завтра нет, у каждого свои темпы развития. Для себя я решила: с помощью университетских знаний я составлю карту. На ней оставлю белые пятна, некоторые из них заполнятся позже, некоторые не заполнятся никогда. Обычно читаю то, к чему тянет, полностью и с вниманием, а остальное - в кратком. В этом семестре меня тянет на Тургенева, Достоевского и Гюго. Может, проснется что-то еще, но это пока программа минимум.
Свидетельство о публикации №212013101366