24 мая - день славянской письменности и культуры

"Моя основа, азбуки язы,
Свод вечности и мудрости, и грусти,
Мой коренной, непостижимый русский -
Души моей, судьбы моей язык.

Язык Державина и Лермонтовских струн,
Ты - половодье рек, разлившихся широко.
Просторный гул лесов и птицы Гамаюн,
Глухое пенье виолончели Блока.

Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг,
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих!".
             (Всеволод Рождественский).

    В историческом центре Москвы часть бывшей площади Ногина,
примыкающая к скверу, называется Славянской площадью.
На ней сооружён памятник братьям - просветителям святым
равноапостольским Кириллу и Мефодию.
Открытие его, двадцать четвёртого мая приурочено к международному
празднику - "Дню СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ и КУЛЬТУРЫ".
Многие славянские народы приняли христианскую веру из
восточно-римской империи. Для того чтобы создать славянскую
письменность потребовалось перевести церковные книги на
славянский язык, до девятого века у славян не было письменности.
  Первыми славянскими просветителями стали учёные -
монахи братья Кирилл и Мефодий. В середине девятого века
Кирилл создал на основе греческого алфавита славянскую азбуку.
С помощью Мефодия он перевёл на славянский язык греческие
книги.
   Кирилл и Мефодий были посланы Византией проповедовать
христианскую веру среди западных славян. В последствии их
ученики, преследуемые  немецким духовенством, обосновались в
Болгарии. Они перевели на славянский язык множество греческих
книг.
Из Болгарии славянская письменность распространилась на Руси.
Болгарская славянская грамота утверждалась с помощью государства.
   В первых своих указах, при вступлении на престол, царь
Симеон провозглашал:
"...Языком моего народа, на котором будут проповедовать Божье
    слово, утверждаю благозвучный язык славяно-болгар моего
    государства..., лето восемьсот девяносто третьего года".

  Кирилла и Мефодия уже не было в живых, но были живы их
ученики Климентий Охридский, Ангеларий Константин Преславский и
Григорий Пресвитер Мних. В значительной мере благодаря им годы
правления Симеона получили наименование "Золотого века"
болгарской  литературы.
   Праздник славянской письменности и культуры, что с 1986 года
начали отмечать в Советском Союзе, стал в какой-то мере
традицией, проявившейся в соединении его с какой-либо датой
отечественной словесности.
Поэтому этот светлый, замечательный праздник двадцать четвёртого
 мая смело пошёл по русской земле. Хроника его проведения
начала свой отсчёт, так как славяне - люди, рождённые от
Божественной любви. Именно в этом кроется смысл великой
русской души.
Но иногда возникают вопросы просвещения. И один из них -
какие даты связаны с именами Кирилла и Мефодия в их историческом
рассмотрении.
Валентин Распутин в Киеве сказал: - "Этот праздник не только
потому, что приходится на день святых великих просветителей
народа, но и потому, что этот день приходится на ту пору,
когда расцветает и благоденствует жизнь, всё природное и
человеческое!".

Широко отмечаемый международный праздник славянской письменности
и культуры обрёл множество поклонников на земле Приднестровья.
Красочно и ярко отмечают  праздник на этой территории, где
следы обитания славянских племён наблюдается историей ещё до
начала нового летоисчисления и чётко прослеживается с шестого
века.
Двадцать четвёртого мая праздник славянской письменности и культуры отражает всю духовную, культурную и научно-образовательную жизнь Приднестровья.
И, как всегда в этот день, возле памятника А.С. Пушкина,
выполненного лауреатом Государственной премии Вячеславом
Клыковым, на площади у центральной библиотеки Тирасполя
развернётся оформленная иллюстрированная книжная выставка
на эту тему, где соберутся  любители поэзии и литературы.

 Самое большое желание в славянской среде - объединение
 всех славянских стран в международное сообщество.
 Славяне должны заключить между собой договоры о неучастии
 их войск в войнах или других акциях против славянских народов.
 Подрастающее поколение славян-русов должно воплотить в себя
 все прекрасные черты и обычаи своих предков.


Рецензии