К 125-летию Токтогула Сатылганова

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Сохранение памяти о Дмитрии Любивом" (Часть четвёртая)

В этой части описывается история перезахоронения останков Дмитрия Любивого и его сестры Марии, история открытия памятника-могилы Любивого–Герасимова в парке пгт. Токтогул, а также общественная деятельность, направленная на сохранение памяти о борце с басмачеством и бандитизмом Дмитрии Игнатьевиче Любивом. Школьный отряд его имени, музейные экспозиции, традиционные посещения памятника, речи на торжественных собраниях, приезды в пгт. Токтогул детей Дмитрия и других родственников, переписка и обмен новыми сведениями о герое – всё это звенья сохранения памяти, которая передаётся из поколения в поколение. Интересно, что многие мероприятия сопровождаются совместным показом материалов, связанных с жизнью народного акына Токтогула Сатылганова и Дмитрия Любивого, которые были друзьями.
Раздел открывается стихотворением Валерия Любивого, посвящённым отцу. Это его единственное стихотворение. Оно написано в 1948 году – после того, как автор переехал в Киев. Приведена и обработка этого стихотворения.

РЕЧЬ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЁННОЙ 125-ЛЕТИЮ РОЖДЕНИЯ ТОКТОГУЛА,
10 МАЯ 1989 ГОДА

Подрисуночная надпись:
У памятника-могилы Токтогула Сатылганова

Дорогие товарищи! Разрешите передать вам горячий пламенный привет от братской Украины.
Имя акына Токтогула Сатылганова известно в каждом уголке нашей страны. Непреходящее значение жизни и творчества этого демократа и революционера для народа Киргизии так же велико, как для украинского народа – значение жизни и творчества Тараса Шевченко. Особенно чтут Токтогула в нашей семье.
Токтогул был царём акынов, борцом за счастье народа. Находясь в ссылках, Токтогул Сатылганов преподнёс нам уроки интернационализма, говоря о «добрых орусах». По возвращении в Кетмень-Тюбинскую долину он продолжил дело единения народов, развивая и поддерживая хорошие отношения с людьми других национальностей – русскими, татарами, казахами, узбеками и другими братскими народами нашей страны.
Моя мать Виктория Константиновна часто рассказывала нам, какой это был добрый, чуткий, отзывчивый человек. Она его часто слышала на тоях, в частности у Керимбая, помнит, как состоялся айтыш между Токтогулом и Эшмамбетом.
А мне он запомнился по трагическим событиям в нашей семье. Токтогул Сатылганов был другом моего отца Дмитрия Игнатьевича Любивого. Отец возглавлял отряд по борьбе с бандитизмом и погиб от рук басмачей в 1931 году. Мне тогда было 3,5 года, и живым я его не запомнил. Помню лишь, как его убитого везли на дрожках через весь город, и люди бежали следом. На похоронах моего отца Токтогул пел о храбром Митьке, чьё имя будут долго помнить жители Кетмень-Тюбинской долины.
Чингиз Айтматов писал: «Мекен – по-киргизски Родина, тагдыр – судьба: «Мекенимдин тагдыры» – судьба Родины моей. Какое сердце не встрепенётся при этом, какая душа не переполнится чувством сыновней привязанности и благодарности к родной земле». Вот и я каждый раз приезжаю, чтобы поклониться своей земле, своей Родине. Приезжаю, чтобы полюбоваться природой, напиться воды из Чичкана... Это всё для меня моя Родина.
Но любя свою Родину, одинаково любишь и украинского Кобзаря, и русского поэта, и киргизского акына. Так я понимаю дружбу народов.
                Валерий Любивый


Рецензии