Робинзон и робинзоны

    Одна из удивительных страниц в летописи океанических островов – драматические истории о моряках, по тем или иным причинам, оказавшимися в положении литературного героя знаменитого английского писателя Даниэля Дефо.
     Вымышленный Данеэлем Дефо персонаж по имени Робинзон Крузо, проживший в одиночестве на затерянном в океане острове по прихоти занимательного пера 28 лет, 2 месяца и 19 дней,  стал почётным гражданином республики Тринидад и Тобаго на вечные времена. В честь полюбившегося читателям персонажа знаменитой книги в островном  государстве воздвигнут монументальный памятник. Хотя, если сказать по чести, разумнее было бы создать мемориал в честь самого Даниэля Дефо, вечного должника, трижды стоявшего у позорного столба в благочестивой Англии.
     Скульптурное изображение Робинзона Крузо стоит, тем не менее, и перед отелем «Робинзон» в Шотландии, которая, кстати говоря, тоже остров и, ко всему прочему, является родиной истинного Робинзона. То есть, родиной именно того человека, чья жизнь и приключения  послужили для Даниэля Дефо канвой при создании им  своего легендарного образа. Это Александр Селкирк, боцман английского брига «Пять портов». Четыре года провел моряк в вынужденной изоляции на острове Мас-а-Тьера в Тихом океане. В 1868 году на скале, где находился наблюдательный пункт Селкирка, была установлена памятная чугунная плита, а в 1962 году по решению правительства Чили остров Мас-а-Тьера удостоен чести быть переименованным в остров Робинзона.
     Славу удобного пристанища для «робинзонов» снискал и остров Святой Елены. Его история тесно связана не только с пребыванием на нём в изгнании французского императора Наполеона. Значительно раньше, в начале шестнадцатого века, на протяжении тридцати лет единственным жителем это безлюдного участка земли посреди Атлантического океана являлся португальский робинзон по имени Фернандо Лопес.
     Были, кроме всего, и кубинский, и испанский, и швейцарский робинзоны. И с каждым из них прочно связана биография того или иного острова. 
     В середине девятнадцатого века в числе собратьев по несчастью появился и русский робинзон – юнга Николай Фокин. Волею неожиданно разыгравшегося шторма Николай двое суток провел на необитаемом острове, после чего был счастливо спасен. В память об этом драматическом событии капитан судна зачеркнул в «Судовой роли» неблагозвучную на английском языке фамилию Фокин и  собственноручно вписал «Робинзон Крузо».
     Островные робинзонады происходят и ныне. Так, робинзонами острова Пиколетт в западной части Тихого океана на несколько дней стали в 1976 году члены команды и пассажиры небольшого судна, потерпевшего кораблекрушение.
     Однако современные робинзоны являются по большей части добровольцами. Исследователи ставят перед ними  задачи на выживание в экстремальных условиях. Так, на затерянном коралловом острове целый год прожила австралийка Терии Реджуэй. Парадоксально, и тем не менее, уединившаяся от людей женщина была вынуждена покинуть романтический коралловый риф из-за частых и надоедливых посещений любопытных туристов и разнообразных интервьюеров.
     Пять лет и четыре месяца провёл на абсолютно необитаемом атолле Суворова новозеландец Тим Нил. За это время доброволец написал и издал книгу о своих испытаниях и наблюдениях, после чего остался ещё на десять лет.  В феврале 1977 года, когда к атоллу подошло советское научно-исследовательское судно «Каллисто», энтузиасту-отшельнику исполнилось семьдесят лет.
     В 1979 году на безлюдном острое Корнат в Адриатическом море в целях научного эксперимента высадились сразу тридцать человек, однако из-за скудности рациона экспериментаторы стали быстро терять в весе и на девятый день шутливой робинзонады опыт пребывания человека  в первобытной природе  был срочно прекращен.
     В сентябре 1975 года на крохотном островке-скале в прибрежных водах Шотландии инкогнито уединились 48-летний Джон Беллорд и 56-летний Сидней Миллер. Впоследствии, как выяснилось, первый из названных   сторонников теории возврата к природе был директором, а второй - президентом компании «Суасерн оргэнс групп», владеющий в южных графствах Англии широкой сетью магазинов по продаже церковных музыкальных инструментов.   Перед уединением, сговорившись, президент и директор украли из кассы компании миллион фунтов стерлингов. Когда международная полиция отыскала, наконец, любителей первозданной тишины и спокойствия, каждый из бизнесменов-робинзонов получил по шесть лет тюремного заключения. Да, но украденный мошенниками миллион так и остался в их тайнике.
      Не далее как в 2008 году мир облетела сенсационная весть, шокировавшая родных и близких тайваньского рыбака ставшего по воле рока "Робинзоном Крузо"  на 27 лет и неожиданно вернувшегося домой..
      Этот скиталец, 58-летний Ху Вэнху (Hu Wenhu),  рассказал, что в 1981 году рыболовецкое судно, на котором он служил, сделало остановку на французском острове Реюньон в Индийском океане, расположенным  восточнее  Мадагаскара. Предполагалось, что судно пробудет на берегу  не менее 15 дней.  Во всяком случае, по словам Вэнху, так обещал капитан. Ху Вэнху отправился на несколько дней вглубь острова, а когда вернулся, обнаружил, что судна уже нет.
     За годы, проведённые на острове, рыбак выучил    французский язык, открыл свой собственный китайский ресторан, и даже трижды был женат.
     Вэнху рассказал родным, что вернулся на Тайвань, потому
что очень соскучился по своей пожилой матери. Однако  выяснилось, что его мать умерла 21 год назад. В ближайшее     время тайванец планирует вернуться на остров Реюньон, где его ждёт беременная жена. Вэнху собирается оформить французское гражданство.
      Современный мир полон трагических и смешных парадоксов, впрочем, как минувший, так будущий. И встаёт вопрос: кого же, по-нормальному,  можно считать подлинным Робинзоном?  Не папуасы ли это Новой Гвинеи, с которыми когда-то общался великий русский путешественник-исследователь Н.Н.Миклухо-Маклай? Возможно, что это негроидные племена, поныне обитающие в горных тропических лесах Адаманских островов и сохранившие первобытный образ жизни? Лишь антропологи изредка посещают этих робинзонов ХХI века, оставляя для них на морских пляжах ткани, гроздья бананов, пакеты с рисом.
     В связи со сказанным позволительно провести следующую параллель. Среди семи тысяч островов, представляющих собой архипелаг Филиппины, есть остров Себу с городом того же наименования. В 1521 году здесь высадился на берег первый кругосветный мореход, португалец Фердинандт Магеллан. На этом месте высится воздвигнутый впоследствии  в честь этого события  огромный и чёрный, католический крест.  После гибели Магеллана в сражении с филиппинским вождём  Лапулапу прошло пять с лишним столетий.  За это время произошли исторические события, перевернувшие уклад и обычаи целых народов и государств. Но вот,  всего несколько лет тому назад, в гигантском кратере потухшего вулкана, затерявшегося в непроходимых филиппинских джунглях, было обнаружено досель неизвестное науке племя. В нём насчитывалось тридцать семей. Люди этого племени называют себя «таобатто», что означает «народ, живущий в пещерах, устроенных в стенах вулканического кратера».
    С океаническими островами связаны также многочисленные истории о пигмеях и о людях-гигантах. По смелым предположениям учёных-антропологов, легендарная раса гигантов (или «титанов») вполне могла существовать на нашей планете, а затем вымерла по каким-то неизвестным пока причинам. Жалкие остатки их уцелели на удалённых островах. Таким представляется ныне и мифический остров Полифема населенный циклопами, куда занесло ветром  однажды древне-греческого аргонавта Одиссея. Верится, легендарное знакомство Одиссея с Полифемом, чуть не стоившее жизни героическому греку, действительно состоялось.
    Гигантов нет, но сообщениями о пигмеях и сегодня пестрят газеты мира. Одно из них – о трагедии племени аэта, проживающего на филиппинском острове Лусон. Аэта – невысокие (мужчины примерно 150, женщины – 140 сантиметров), но это сильные и ловкие люди. Когда-то они вели жизнь свободных земледельцев и охотников. Теперь на острове военно-воздушная база с ресторанами и пивными,  с теннисными кортами, с военными мастерскими и псарнями сторожевых собак. Цивилизация теснит и роль мусорщиков на их собственном острове  отведена  робинзонам-пигмеям  из племени аэта.
     Впрочем, робинзонами, в широком смысле этого слова, являются на островах не только люди, но растения и животные. То есть, островные флора и фауна. При этом, удивительное дело, весь комплекс природных условий на островах: свойства почв, продолжительность дня, интенсивность солнечного освещения, влажность атмосферы, изолированность от внешнего мира и многие другие факторы – всё способствует тому, что островные растения и животные развиваются либо пигмеями, либо гигантами.
     Интересно, что на островах Корсика и Сардиния в Средиземном море, заселённых человеком с древнейших времен, существуют свои, издавна сложившиеся породы лошадей – малорослые пони. Родина самых мелких представителей северного оленя – архипелаг Шпицберген. Значительно разнятся размеры благородного оленя с островов Средиземноморья и живущего на материковых образованиях суши. На островах Мальта, Кипр, Сардиния и Сицилия находят кости ископаемых слонов, едва превосходящих по своим размерам обыкновенных лошадей. На Целебесе, самом восточном из Больших Зондских островов, водится буйвол-лилипут, не превышающий ростом одного метра. А тигр, ещё недавно встречавшийся на индонезийском острове Бали, был почти в три раза меньше своего бенгальского собрата. Всего за 37 лет,  со времени своего открытия в 1419 году, на острове Порту-Санту (в группе островов Мадейра) в лилипутов превратились выпущенные здесь моряками «нормальные» кролики, и объяснением этого загадочного факта занимался сам Чарльз Дарвин в своей капитальной работе «Происхождение домашних животных и искусственный отбор».
     На некоторых островах, наоборот, многие островные животные,  птицы и пресмыкающиеся гораздо крупнее своих материковых родственников. Например, никобарский голубь достигает в длину 36 сантиметров. Ещё крупнее, до 75 сантиметров,  голуби, обитающие на Новой Гвинее. А на Маскаренских островах (Реюньон и Маврикий) проживала когда-то особая разновидность голубей Додо или голубь-дронт. Эти птицы были настолько велики и тяжелы, что не могли подниматься в воздух и летать. Первые европейцы, появившиеся на Маскаренах в начале шестнадцатого века, быстро истребили дронта из-за очень вкусного мяса.  В наше время лишь старые рисунки да изредка встречающиеся археологам скелеты голубя-гиганта могут дать представление об истинных размерах этой исполинской птицы.
     На просторном Дальнем востоке поистине огромным природным феноменом предстаёт перед нами остров Сахалин. Отправляясь в загородную прогулку или на пикник в местные горы-сопки, сахалинским жителям ни к чему брать с собой зонтик. В ненастье и в солнцепёк искусственное сооружение с успехом заменяет обыкновенный по виду лопух.  Однако по своим гигантским  размерам это растение здесь  не уступает спасительному зонтику. Хорошо знакомая ботаникам «медвежья дудка»  вырастает на Сахалине  как дерево и её высота в два-три раза превышает рост человека. Некоторые травы на сахалинских лугах могут скрыть с головой даже всадника. В каком-нибудь тенистом распадке не перестаёшь восхищаться исполинским, гипертрофированным местной природой хвощам, папоротникам, конскому щавелю. Зайдёшь в луговое разнотравье и оказываешься как бы в молодом древесном лесу.   
     Сельскохозяйственные культуры на Сахалине тоже великанские. Чеснок дает урожай до 350 центнеров с гектара, капуста белокочанная – более, чем по тысяче.
     Необъяснимой пока  загадкой нашей  Земли, способной конкурировать с космическими тайнами, является то обстоятельство, что из обычных семян, завезённых на Сахалин с материка, через некоторое время получаются гиганты, а сахалинские растения, доставленные на материковую часть в целях повышения урожаев, в новых условиях со временем превращаются в обычные. 
     Сродни сахалинской природе удивительная флора и фауна канадского города Монреаль, расположенного  на нескольких скалистых островах в русле  многоводной реки Сан-Лоран. Буквально десятки и сотни отличий, содержащиеся  в местной флоре и фауне, характеризуют особенность монреальской природы. Здесь, в частности, широко распространена, так называемая, серая белка. 
     Этот вид представлен также в Великобритании, Ирландии и Южной Африке. Однако традиционно считается, что родиной серой белки является  Северная Америка. И, по-видимому, правильнее было бы назвать серую белку монреальской, ибо, как я полагаю, именно в условиях особой островной изоляции этот вид развивался здесь и только затем распространился по другим регионам.
     В России и по сей день живут потомки  Николая Фокина – русского Робинзона Крузо. Вникнем в историю чуть поглубже.  Крепостной крестьянский парнишка, церковный служка при монастыре бежит из родного села на Соловки, оказывается в Архангельске и поступает на торговое судно вначале юнгой, а затем матросом.
     Однажды, во время  очередного дальнего плавания, юноша, посланный вместе с небольшой командой на шлюпке на разведку необитаемого острова и застигнутый штормом,  проводит на берегу вместе со своим товарищем по несчастью несколько суток. После того, как оба матроса  были спасены, капитан судна, человек, видимо, не лишённый чувства юмора, выдал молодому моряку Николаю Федоровичу Фокину документ на новую фамилию - Робинзон Крузо.
     Так в России не по своей воле появился ещё один человек с иностранной, английской фамилией.  Сохранилась и семейная фотография тех времён. На  оборотной стороне  старинного фотоснимка рукой отставного матроса Робинзона Крузо, а может быть его сына, сделана надпись: «Первые Робинзоны Крузо - отец Николай Федорович, мать - Аполлинария Ивановна, сыновья: Николай, Виктор, Александр и Иван, дочери Анна и Татьяна. Снимались 20 апреля 1910 года».
    Что же касается самого Робинзона Крузо, а  именно матроса Александра Селкирка, то было бы любопытно познакомиться с сообщением из Шотландии. В далёкое путешествие к островам архипелага Хуан-Фернандес, включающего в своем составе  Мас-а-Тьера, отправился на яхте двадцатилетний студент Алан Джордайн. Он достиг цели своей поездки – навестить «вторую родину» своего отдалённого, в седьмом поколении предка Александра Селкирка.
     Как тут не вспомнить весёленькую прибаутку российского песнопевца  Михаила Боярского: 
     «Третью ночь подряд вижу тот же сон,
     Снится остров мне, снится Робинзон.
     Бьёт о скалы прибой, и чайка вдаль летит,
     И Робинзон грустит.

     Робинзон, бедный Робинзон,
     Скоро жизнь изменится твоя,
     Станет вновь светлым горизонт
     И ты увидишь мачту корабля.
     Робинзон, бедный Робинзон,
     Скоро жизнь изменится твоя,
     Станет вновь светлым горизонт
     И ты увидишь мачту корабля.
     Робинзон». 
     На целых сорок дней добровольными робинзонами стала в  2009 году команда украинских путешественников-экстремалов "Equites". Отважная тройка  - Константин Могильник, Андрей Супрун  и лидер команды, 48-летний Владимир Вукста - задалась целью на 15-метровой яхте "Гаруда" пересечь Атлантический океан, из Европы в Америку по историческому маршруту Христофора Колумба, не съев ни грамма пищи. И это им удалось.
     После сорокадневного "голодного" перехода  через Атлантику  Константин Могильник сбросил в весе 17 килограммов,  Андрей Супрун – 28 кг  и Владимир Вукста – 25.
     Разумеется,     "голодальщики" были на борту яхты не одни. Их сопровождал врач Адриаан ван дер Варт (он родился и вырос в ЮАР, ныне работает в Канаде), капитан и владелец яхты херсонец Виталий Зелёный, матрос Анатолий Бабарика и один из лучших украинских кинооператоров Сергей Михальчук (он режиссер-постановщик фильмов "Мамай", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Любовник"). Михальчук был первым кинематографистом Украины, номинированным на "Оскар".
     Эксперимент был посвящен Рождественскому посту. Экспедиция стартовала из Испании как раз в первый день поста - 28 ноября. Первую неделю все трое экстремалов держали сухой пост. Затем Константин Могильник и Андрей Супрун начали пить воду, а лидер команды, 48-летний Голтис (Владимир Вукста) продержался без воды ещё одну семидневку. Недельное воздержание от питья -  феноменальный результат, а двухнедельное - это уникальное явление.
      На очереди у отважных экстермалов – документальный фильм об экспедиции. Отснят богатый материал, написан сценарий. Есть договоренность с актером Жераром Депардье - самым известным киношным Колумбом (фильм Ридли Скота "1492: Завоевание рая"). Фильм будет часовой. И будут книги.

                *****
   Опубликовано:
   Газета West-East,1(593)3-9 января 2012 года
   1001news.ca
   Опубликовано:
   Газета West-East,2(594)1-16 января 2012 года
   1001news.ca


Рецензии