Счастливые островитяне

     Флора и фауна «клочков суши, окруженных водой», сами являясь островитянками, а стало быть и робинзонами, придают удивительный и неповторимый облик местам своего обитания. Поэтому: сколько островов – столько чудес.
    Не так давно, например, ученые установили, что воды, омывающие  остров Ява, самые «тихие» в Мировом океане. В среднем, в год, здесь бывает всего двенадцать штормов.
    На некоторых островах экваториальной части Тихого океана произрастает дерево, замечательные плоды которого местные жители называют «орехами-свечами». Оказывается, эти плоды служат людям и пищей, и для освещения жилищ, так как горят ярким пламенем без дыма и запаха.
     Особым спросом пользуется бальзовое дерево Антильских островов и тропиков Южной Америки. У него чрезвычайно плавучая, самая легкая и в то же время очень прочная древесина. На Кубе его называют «шерстяным», на Гаити - «заячьим», а на Сальвадоре – «хлопчатником». Здешние обитатели используют волокно бальзы для подушек, матрацев, делают из него грубую ткань. Во время второй мировой войны бальза считалась стратегическим материалом. Она использовалась для изготовления отдельных частей самолетов и планеров, для поплавков минных заграждений, спасательных поясов. Бальза, кроме всего, – это звуконепроницаемые перегородки, потолки, подставки, уменьшающие вибрацию станков, обшивка рефрижераторных машин.
     Замороженное масло, например, в бальзовом ящике трое суток остается твёрдым даже при наружной температуре воздуха плюс двадцать семь градусов. А девять бальзовых бревен, скрепленных верёвками, позволили Туру Хейердалу и его отважным товарищам совершить своё знаменитое путешествие от берегов Перу до островов Полинезии.
     Когда-то дважды, а то и трижды в своих ежегодных кругосветных круизах заходил на острова Сен-Пьер и Микелон советский теплоход «Александр Пушкин». Расположенный в самом подбочии канадского полуострова Ньюфаундленд, этот знаменитый архипелаг – единственная территория в Америке, которое нынче  принадлежит Франции и  является  её заморским департаментом.
     На специально оборудованном стадионе футболисты «Алекснадра Пушкина» встречались в традиционных товарищеских матчах со сборной архипелага. Учреждены были переходящий кубок и памятная медаль. А один из аттракционов для морских туристов – ловля кальмаров на свет. Средний улов рыбака – 500 килограммов кальмаров в течении ночи. Но есть и такие ловкачи и умельцы, что вылавливают по две тонны. Нет только белоснежного лайнера «Александр Пушкин» -- в одном из кругосветных круизов он затонул у берегов Новой Зеландии.
     Как крупная база виноградарства и виноделия известен всему миру архипелаг Мадейра, неподалеку от Португалии. Цепь удивительных случайностей связана с созданием здесь знаменитой мадеры. До семнадцатого века это вино практически не отличалось от европейских вин. Но вот местные виноделы стали вывозить свой товар в далёкую Индию. На пути к ней крепкие дубовые бочки с вином дважды пересекали тропики. И странное дело! Горячие лучи тропического солнца, океанские штормы и ураганы, которые так закаляют настоящих моряков, удивительным образом преобразили и вино. После длительного путешествия оно оказалось гораздо приятнее на вкус, приобрело устойчивый цвет, букет и, что особенно важно, стало неуязвимым для времени.
     «Лазурный берег тропиков»  -- это Багамские острова. Так  называют их многочисленные рекламные проспекты. Печатное слово обещает путешественникам «90 тысяч квадратных метров чистого воздуха, синего неба и солнца». И ещё: это подлинный рай для подводных охотников за пиратскими сокровищами, потерянными или спрятанными в районе Багамских островов.
     «Жемчужина в оправе Индийского океана» – Маврикий. Кажется, вся флора планеты собрана здесь в одном из крупнейших ботанических садов мира. Маврикийскую родословную имеет гвоздика, завезённая затем на Занзибар, ставший «гвоздичным островом», а также корица, произростающая на Сейшелах, мускатный орех, имбирь и перец.
    В ботаническом саду Маврикия можно увидеть также самые диковинные деревья и цветы мира, обретшие здесь вторую родину.
     Рядом со столь распространенным в Индии баньяном шелестит здесь бархатными иголками «филао» – австралийская сосна. А вот, переломленная надвое ветка издает характерный горьковатый запах – это камфарное дерево. Ползучее растение на лужайке даже не отличишь от клешни рака. Поодаль – колбасное дерево со свисающими с веток плодами-сардельками. 
     Чуть дальше -- ещё одно чудо с крепким тёмным стволом. Проведёшь ногтем по  его коре – и ярко-красные капельки смолы, называемые местными жителями «кровью дракона» текут на землю.
     Главное же чудо Маврикия – знаменитое талипо – пальма-самоубийца. Такая пальма спокойно живет сто лет, но в  самом конце своей жизни  всего на один день она выбрасывает стебель с желто-бело-розовым цветком и умирает.
     Горбатых быков «зебу» разводят на Мадагаскаре, столица которого Антенанариву звучит в переводе как «Город тысячи воинов». На земном шаре не так уж много мест, природа которых, подобно Мадагаскару, хранит в себе столь много неизвестного, а известное окружено столь многими загадками.
     Оригинальность и неповторимость флоры и фауны «Великого острова» настолько  поразительны, что заставляют ученых выделять Мадагаскар и окружающие его мелкие острова в самостоятельные зоо- и флорогеографические зоны. Здесь произрастают палисандр, дающий лиловую, розовую, бордовую древесину, и эбен – знаменитое чёрное дерево, обладающее уникальными свойствами. Здесь встречаются более 500 видов орхидей, произрастающих исключительно на Мадагаскаре. И кроме красоты – несусветные дикости.
     Фантастическим блеском древней легенды, существующей  в среде разных народов, окутано, например,  дерево-людоед. Неизвестно, в сущности, каково соотношение правды и вымысла в рассказах о нём, существует ли оно?  И тем не менее, прототипом такого чудища  вполне может послужить так называемое «когтистое» дерево, издревле произрастающее на  Мадагаскаре.
    Это редчайшее растение в мире. Его гибкие ветви, увенчаные цветками, спускаются до самой земли и, когда поднимается ветер, кажется, что десятки змей пытаются охватить свою жертву. Семенные коробочки гарпагофитума – так называется дерево – представляют собой страшные приспособления, как бы сплетенные из рыболовных крючков. Болтаясь на извивающихся по ветру змееподобных ветвях, эти крючки вонзаются во всё живое, и пока подцепленное деревом животное старается освободиться от одной ветки, ветер склоняет над ним ещё несколько веток, и тогда жертва оказывается схваченной сразу сотнями, если не тысячами крючков.
     Кувшинки-мухоловки, родина которых тоже Мадагаскар, были первыми насекомоядными растениями, о которых узнали в Европе в семнадцатом веке. К рассказам о растении-хищнике относится также описание гигантской древовидной крапивы, жгучие силиконовые волоски которой вызывают болезненные ожоги, а у детей и смерть.
      Есть и другие красивые растения, обнаруженные на Мадагаскаре только в 1971 году, чье яркое цветение вызывает аллергические заболевания  со смертельным исходом.
     С лемуром из семейства индризидов – единственным бесхвостым и дневным лемуром Мадагаскара, умеющем лаять и ходить на задних лапах, связан миф о человеке с пёсьей головой и клыками. Устанавливая истину, современные учёные получили сведения, что в горных лесах острова живут странные существа-полуобезьяны, которых туземцы-мальгаши считают своими предками.
    В результате настойчивых наблюдений исследователи  узнали, что некоторые племена мальгашей приручают этих полуобезьян и используют их как собак для охоты. Наконец, зоологами были обнаружены и  кости гигантских, почти в рост человека, лемуров, причём некоторые из скелетов оказались абсолютно бесхвосты. Интересно также, что район, в котором бытует легенда о собакоголовых людях, почти точно совпадает с ареалом распространения уже известных нам индризидов, индри...
     Следующей, но более возвышенной легендой об исчезновении древнего материка Атлантиды освящены Канарские острова. Семь крупных и шесть мелких островов этого архипелага в эпоху античности назывались Счастливыми. Ко времени их вторичного открытия в пятнадцатом веке они были густо заселены туземцами, в то время как на других островах в Атлантике – от Азорских  до островов Зелёного мыса, коренного населения не было. При этом, современные этнографы считают, что древние канарцы принадлежали к европеидной расе, без какой-либо примеси негроидного элемента. С названием архипелага связано и название маленькой певчей птички канарейки.
     Лучшим в мире жемчугом, добываемом с океанского дна, славится остров Цейлон или, как его называют ныне, Шри-Ланка. История  беспристрастно повествует о том, что римский император Гай Юлий Цезарь подарил своей жене Сервилии жемчуг стоимостью в 120 тысяч франков, и что царица Египта, несравненная Клеопатра для поддержания желаемого цвета кожи растворяла жемчуг в уксусе и пила его. Причём каждый стаканчик стоил во французской валюте 150 тысяч франков.
     На острове Сакотра, близ Аравийского полуострова, на островах архипелага Рюкю и многих других в качестве денежной единицы имела и имеет хождение раковина морского моллюска – каури. Их собирают на мелководье, бродя по щиколотку в воде, под камнями. Это чаще всего серо-голубые бляшки с желтым овалом, вид которых называется «аннулюс» (колечко) или желто-белая монета.
      Обитатели Океании верят, что в каури живёт дух богини плодородия, шёпот которой можно услышать, приложив раковину к уху. На некоторых островах Тихого океана ею касаются рыболовных сетей в качестве талисмана, веря, что это принесет хороший улов. Каури дарили невестам, чтобы они могли иметь детей. Раковины каури радуют глаз формой и цветом, из них легко делать различные украшения и, естественно, что они нашли широкое применение в прикладном искусстве аборигенов.
     Уже в глубокой древности каури попали в самые отдалённые уголки земли. Их находят в захоронениях неолита Центрального Китая и в египетских пирамидах. Знали и очень ценили раковины каури и скифы. Начиная с девятого века нашей эры, эти моллюски как украшения используются на нижнем Одере, на территории Швеции, Литвы и Белорусии. Найдены они и на территории нынешней псковщины, издавна пользуются особым спросом у мордовских и чувашских женщин, у башкир и киргизов.
     В качестве денежной единицы «курс» каури колебался в разные периоды и сильно зависел от географического положения страны, в которой имел хождение. В середине прошлого века в Судане за одну раковину можно было получить иголку, горсть бобов, луковицу или же чашку холодной питьевой воды. В Новой Гвинее до сих пор за связку раковин можно купить пищу, землю и невесту. Маленькие раковины – невольная причина горя и отчаяния многих тысяч людей, так как именно этой монетой расплачивались работорговцы за живой товар.
     В 1624 году в Камеруне чёрного невольника продавали всего лишь за две-три горсти каури (60 штук). В Уганде вплоть до конца девятнадцатого века раб стоил двести-триста таких раковин. Впрочем, некоторые каури и сейчас – настоящие драгоценности для коллекционеров и стоят по нескольку тысяч долларов.
     Говоря об удивительности островов, нельзя не сказать хотя бы несколько слов об устрицах, бананах и кокосах. Именем последнего названы остров в Тихом океане, неподалеку от Панамского канала, и целый архипелаг в Индийском океане. Создав удивительный плод, природа позаботилась и о разнообразии. Есть пальмы высокие, есть чуть выше трех метров. На одних растут орехи, дающие только молоко, на других – с высоким содержанием масла, на третьих – с особыми вкусовыми качествами.
     Волокнистая оболочка кокосового ореха идёт на прочные канаты и верёвки, циновки и щётки, используется в строительстве. Листья, широкие, прочные, словно литые, служат отличной кровлей. Плетут из них также корзины с замысловатыми узорами, шляпы и веера, гамаки и коврики, а искусные резчики вырезают из пальмовых стволов статуэтки легендарных героев, духов, драконов и рыбаков. Отполированные, они приобретают почти осязаемую шелковистость и теплоту, будто впитав в себя горячие лучи тропического солнца.
     Что касается устриц, то это один из основных видов питания многих островитян и деликатес цивилизованных европейцев. Причем устрицы – единственное блюдо в рационе человека, не вызывающее несварение желудка.
     Столь же привычным в меню северян и желтенький банан. А «банановым раем» считается Гренада – экзотический остров в теплых водах Карибского моря. Ну, как тут не вспомнить  веселую и добрую песенку из давнего мультика о Чинганчуке:
                «Наше счастье постоянно –
                Жуй кокосы,
                Ешь бананы!»
     Наконец, коралловые острова. Атоллами их называют на языке одного из народов, населяющих Мальдивские острова. Из любой точки этого государства видно море. Еще бы! Мальдивы – это более двух тысяч коралловых атоллов и крохотных островков. Заселено лишь двести с небольшим из них. Ко всему добавим, что Мале – единственный город страны и её столица – расположен на самом большом острове архипелага площадью два квадратных километра.
     Мальдивы интересны сами по себе. Секрет приготовления «мальдивской рыбы» - вяленого на солнце тунца – передается здесь по наследству, и этот деликатес пользуется большим спросом в азиатских странах. Одной из статей дохода мальдивцев является добыча уже известных нам каури. Любопытно, что единственная в стране судоходная кампания «Мальдивс шиппинг лимитед», являющаяся крупнейшим в масштабах страны источником поступления валюты, была создана всего лишь лет тридцать назад на базе спасённого судна, севшего на мель у Мальдивских островов.
     Но более всего удивительно здесь то обстоятельство, что стены домов, заборы и мостовая в столице Мале – всё это изготовлено из кораллов. И в то же время подлинными шедеврами искусства выглядят даже примитивно обработанные коралловые бусы.
     Каждый, так сказать, отдельно взятый коралл --  это удивительный симбиоз кишечно-полостного животного и водоросли. При этом они не выносят воды холоднее двадцати градусов, им нужен свет и чистая свежая вода нормальной океанической солёности, поэтому они остро реагируют на неблагоприятные явления, происходящие в водной среде и служат своеобразными индикаторами.
     Словно чьей-то могучей рукой разбросаны по поверхности Мирового океана коралловые атоллы, достигающие в диаметре десятки километров. Они повсеместны: и в Тихом океане, и в Индийском, и в Атлантике. Уже более ста лет ищут учёные разгадку происхождения этого изумительного феномена природы.
     Внешне атолл – это коралловое кольцо: внутри – глубокая бухта-лагуна, а с океаном её соединяет узкий залив. Именно эта особенность привлекла внимание американского профессора Пинкхота в семидесятые годы. Учёный сделал интересное предложение по выращиванию китов на океанских «фермах».
      Если загнать китов в коралловую лагуну, а пролив перекрыть, то «ферма» почти готова. Главное – загнать.
 
               
  Опубликовано:
   Газета West-East,6(598)7-13 февраля 2012 года
   1001news.ca


Рецензии