Утка по-пекински. Часть 1. Запретный город

                Путевые непутевые заметки

Это ни в коей мере не исторические изыскания и ни литературный очерк, – это мои свежевыпеченные впечатления, записанные на ходу или сразу после))).
В Китае я прожила свою самую интересную осень! Об этой стране написано так много, как, наверное, ни об одной стране мира, так что ничего нового я не открою, но наблюдения у людей всегда разные! Не побоюсь иногда показаться немного наивной, потому что этому во многом способствует моё поэтическое восприятие мира))).

Чем больше дней и месяцев удаляют меня от этого путешествия, тем больше оно напоминает мне изящную трубочку калейдоскопа, переворачивая которую, нам с мужем Рейном удалось разглядеть только часть необыкновенного узора этой страны. Хотя мы всё равно увидели немало, стоит честно признаться, что понять Китай, одну из самых необычайных, наикрасивейших, завораживающую воображение страну мира невозможно, даже на протяжении целой жизни. Но можно радоваться тому, что благосклонно сложившиеся звёзды позволили нам своими глазами увидеть горстку разноцветных кристаллов изумительной витражной картины Срединных Земель.


ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД


В долгожданный Пекин мы прилетели ранне-сентябрьским поздним вечером. Добравшись до гостиницы в два часа утра, уставшие от долгой дороги, мы повалились на широченную кровать как подкошенная трава и уснули так, что рядом можно было палить из пушки. Именно о ней была моя первая мысль, когда через час я буквально подскочила на этом "ложе" – вот такой силы раздался телефонный звонок: ни много ни мало – ружейный выстрел! Прозвучи на охоте, он бы насмерть напугал качающихся на воде уток, но и в ночной темноте гостиничного номера эффект был аналогичный. Бодрый мужской голос весело осведомился у Рейна, хорошо ли мы долетели, а заодно обрадовал, что ровно в девять утра у нас запланирована экскурсия в "Запретный город" (Forbidden City), так что после "умыться, собраться, поесть" – с вещами на выход. Кто нам звонил, так и осталось невыясненным, но, играя со временем и совестью в прятки, я мысленно переводила стрелки будильника, точь-в-точь как в конце первой серии кинофильма "Москва слезам не верит" – вперёд-назад… 

Спать хотелось ужасно, но после того, как мы внезапно проснулись, я наконец-то поняла, что же такое кровать-люкс по китайскому определению. Если выразиться в двух словах, то это стол, покрытый простынкой. Заснуть на нём можно только в форме бревна, то есть или по сильной усталости или же с большого бодуна (и непременно сразу), поскольку со второй попытки сделать это уже не просто. Кровать впивалась в меня как путник, жаждущий влаги и, наконец, нашедший её – я сдалась на милость победителя. Вспомнив о том, что "кто рано встаёт, тому Бог подаёт", мне стало легче на душе, и поэтому уже в 9 часов, позавтракав экзотической пищей, которая станет нашей обыденной на несколько месяцев, изобразив на лицах полный энтузиазм, мы сноровисто поспевали за юной вожатой, благо наш отель располагался прямо напротив этой уникальной сокровищницы мировой культуры.

Опоясанный снаружи 50-метровым по ширине рвом (по сути, являющимся рекой – "Золотая Вода"), Запретный Город также обрамлен могучей, высотой метров в десять стеной, так что сокровищница, родные пенаты властителей Поднебесной, охраняется от чужих глаз вполне надёжно, по всем правилам постройки оборонительных сооружений тех времен. Здесь хотелось бы отметить, чем уникальна эта стена – от 8,5 метров в основании она сужается до 6,5 вверху, так что скос этот служит дополнительным гарантом охраны города. Экологически чистый цемент, замешанный на отваре риса с яичными желтками, только добавляет ей ценности и прочности, но!!! подумать только, СКОЛЬКО продуктов было переведено на эту, (и подобную ей) необъятных размеров стену, длина которой достигает почти 3,5 км?

Во всём мире власть имущие всегда высоко держали (и держат) планку привилегированной позиции своей неприкосновенности, взять ли, к примеру, Ватикан,  Кремль или Виндзорский Замок – список пополняется постоянно. Китайцы всегда мечтали оградить от любопытных глаз не только величавый императорский дворец, но и всю страну, главным образом для того, чтобы держать на расстоянии вездесущих иностранцев. Великая Стена и явилась этой физически трудно преодолимой преградой, хотя, с другой стороны, возведение такого непревзойдённого в веках сооружения свидетельствует, с моей точки зрения, и о своеобразном мирном менталитете нации. "Это моя территория, мне чужого не надо, но и ты ко мне не лезь" – так бы я прокомментировала для себя смысл постройки Стены. Американский астронавт Нил Армстронг в свое время сказал, что Великую Китайскую Стену он видел с Луны — единственное рукотворное произведение, выделяющееся на поверхности Земли. За века, прошедшие с момента закладки в её основание первого камня, миллионы людей работали над тем, что является гордостью китайской нации, да и посейчас она реставрируется постоянно. Но я туда еще не доехала, поэтому эмоций ещё нет, это пока только мои догадки и предположения.

Так, раздумывая о разных, больше относящихся к моим школьным познаниям вещах, мы приблизились к Запретному Городу. Крупнейший в мире дворцовый комплекс, который ещё называется Гугун, за более чем пятисотлетнюю историю своего существования принадлежал множеству династий китайских императоров, которые постоянно достраивали и улучшали его внутренне и внешнее убранство.

Забегая вперед, я могу с полной ответственностью сравнить наш визит в Запретный Город с просмотром нового художественного альбома, когда каждая его страница приоткрывает свои тайны и увлекает невиданной красотой. Этому помогает и врождённое любопытство, поскольку именно оно подталкивает читателя вперед на новые открытия, на следующую страницу, и дальше и дальше…  Я заметила, что всегда заглядываю на последнюю страницу прочитанной интересной книги и блуждающим взглядом разглядываю её выходные данные – может быть, подсознательно надеясь на продолжение захватившей воображение истории? Так было и после посещения Гугуна, когда я впервые отдала дань Непросвещённости и Неосведомлённости, поскольку к визиту в Запретный Город мы не были подготовлены с точки зрения изучения его истории. И это правильно, всё равно всего за один раз не упомнишь, разве только кроме всепоглощающей красоты и величественного размаха города, раскинувшегося на огромной плоской территории почти в центре Пекина.

Чтобы планомерно передвигаться по дорогам главной резиденции правителей Поднебесной, мы вооружились электронным гидом, так что начало визита было впечатляющим, и мы успели уловить следующее. Во-первых, постройка города была в точности соизмерена с месторасположением звёзд во Вселенной: жилище 24 императоров династий Мин и Цин должно было находиться в центре земного шара, поэтому ночью над Дворцом Небесного Императора сияет Полярная Звезда. Во-вторых, удивило то, что возводился город всего лишь на протяжении 14 лет, и все строения его были выполнены в одном стиле, с моей точки зрения ужасно весёлом, потому что его основные цвета сейчас, в начале сентября, напомнили мне новогодний праздник – зелёно-красно-золотистые. Множество удивительных, устрашающего вида чудищ: зверей, птиц, пресмыкающихся, расселённых по изящно изогнутым крышам и около дворцовых входов, только дополняли сказочное восприятие города, особенно когда вдруг зазвучит, откуда ни возьмись, дивная мелодия бамбуковой флейты или раздастся нежная трель барабана.
В-третьих, будучи деревянным, город не избежал пожаров и других естественных потерь, так что он до сих пор реконструируется и ремонтируется.

Сложная историческая обстановка Гражданской войны в конце 40-х годов ХХ века заставила правителей Китая спрятать наиболее ценные экспонаты города на Тайване, где они находятся и сейчас, то есть постепенно там образовался новый Гугун,  Тайваньский. Коллекции обоих музеев пополняются постоянно, так как земли древнего Китая потихоньку отдают людям запрятанные в них сокровища — живопись, вышивку по шёлку, изделия из бронзы, жадеита и нефрита, книги, фарфор, мебель, ювелирные изделия, одежды воинов и расшитые золотом шёлковые одежды императоров — для полноты восприятия теперь следовало бы отправиться на Тайвань...

Итак, вступив на территорию города, мы сразу же попали в красивейший сад, где отдельные мелодии деревьев и кустарников, невысоких пагод и уютных вымощенных закуточков, удивительно естественно звучат в унисон и создают в душе ощущение гармонии и покоя. Но тут путник, насладившийся садовой негой и прохладой на фоне 30-градусной жары, встаёт в тупик – дорога ведёт вперёд, направо и налево. И стоите вы на перепутье, как те богатыри на одноимённой картине Виктора Михайловича Васнецова – куда пойти, чтобы не затеряться в хитросплетениях улиц (толку от нашего говорящего компьютера мы больше не добились, поскольку вдруг он начал любезно объяснять, что идите, мол, куда глаза глядят…) Так мы и сделали, отключив гостеприимного друга и взяв в руки проверенную веками обычную бумажную карту. Не только жара, но и явный недосып сильно давали о себе знать, однако мы всё равно долго ходили по Запретному городу. Я охала, ахала и вскрикивала от восторга, особенно восхищаясь названиями дворцов, построек и галерей: "Дворец Сына Неба", павильоны "Соприкосновения Неба и Звёзд" и "Высшей Гармонии", "Ворота Небесной Чистоты", "Беседка, Откуда Виден Приход Весны" — всё настраивало меня на поэтический лад. Иногда казалось, что красивее построек уже не может быть, но дорога звала и будоражила воображение — а что там, за следующим храмом? А там следующий храм, ещё наряднее, а за ним следующий, ещё больше и изысканней...

Жёлтый цвет долго считался в Китае привилегированным, именно поэтому дорогие одежды императоров были сшиты из жёлтого шёлка, и, соответственно этому, крыши их дворцов были тоже покрыты жёлтой (читай – золотой) глазированной черепицей, стилизованной под бамбук. Изготовленная каким-то невероятным способом мощёная плитка тоже была жёлтой. Тут мне вспомнился волковский "Волшебник Изумрудного Города", только с той разницей, что дорога из жёлтого кирпича приводила героев сказки в обычный город, в котором нужно было носить зелёные очки для создания эффекта волшебства, тогда как здесь всё было волшебно-натуральное, и очки требовались только для защиты глаз от жгучего полуденного солнца.

Дворцовые ансамбли выдержаны в одном стиле традиционной китайской пагоды – серые каменные стены домов и изогнутые золотые крыши. Если посмотреть на выступы крыш снизу, то видно, что они отделаны искусной резьбой и раскрашены в яркие цвета с изысканными узорами. В окружении уютных двориков или же расположенные на огромных площадях, дворцы молчаливо хранили свои тайны, притягивающие к себе любознательную (туристическую) часть населения мира, среди которой сейчас находились и мы.
Интересно и то, что в подавляющем большинстве посетителями Гугуна были сами китайцы, ведь свои ворота город-дворец распахнул всего лишь 80 лет назад.

Хотя двери некоторых храмов были открыты для посещения и фотографирования, святая святых осталась неприкосновенной – императорскую спальню с широченной кроватью, покрытую вышитым шёлковым покрывалом посещали только вспышки фотокамер из-за стекла… и тишина...

Запретный город так назывался не просто, потому что это красиво звучит – это на самом деле город внутри города, который императорам вовсе и не было нужды покидать, поскольку 72 гектара земли со зданиями и садами вполне могут удовлетворить даже самый взыскательный вкус. Как и во всяком другом городе, до работы тут тоже нужно было добраться – в Южной части у императоров были, так сказать, офисы, где осуществлялась державная власть, ну, а в северной они жили со своими многочисленными семьями. Построек насчитывается ни много ни мало, а 980, аж о 9999 помещениях. Вполне было, где разгуляться, а интересоваться, как живут подвластные им граждане времени, поди, и вовсе не оставалось.

Время, загадочное и быстротечное... Ещё неделю назад мы жили в Европе, вчера – в Центральной Азии, а сегодня перед нами во всей красе лежали Срединные земли – Восток в полном смысле слова насквозь покорял моё воображение. Но мне почему-то всё время казалось, что передо мной проплывает неизменное всевидящее око "Клуба Кинопутешественников", и что программа вскоре закончится, и очнусь я снова, как в детстве, в кресле родной московской квартиры. О поездке в Китай тогда можно было только мечтать, что я и делала, но, оказывается, что затёртые до дыр слова о том, что "мы рождены, чтоб сказку сделать былью" тоже иногда сбываются!

продолжение следует

все фото авторские



 


Рецензии
Очень интересно написано! Китай - это сказка! Большое спасибо за содержательный очерк. Буду рад если прочтёте мои воспоминания о поездке в Пекин. К сожалению, Великую стену видел только из иллюминатора самолёта.

Владимир Чаплин   14.04.2024 10:46     Заявить о нарушении
Владимир, огромное спасибо!
Удивительная страна, мне посчастливилось там побывать
и пожить и, вижу, что Вам тоже!

Ирина Фетисова-Мюллерсон   16.04.2024 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.