Его коллекция на почётном месте в Британском музее

В январе 2012 года исполнилось 111 лет со дня безвременной кончины Михаила Ефимовича Киборта - глубоко и перспективно мыслившего исследователя фауны Енисейской губернии, с которым охотно переписывались виднейшие представители академического сообщества тогдашней России.

Его пытливый ум и научная интуиция заслуживали непритворного восхищения, например, знаменитого географа, исследователя Восточной Сибири А.Л.Чекановского, не менее маститого путешественника, автора непревзойденных геологических и зоологических изысканий по этому же региону И.Д.Черского, крупного ботаника, основателя Минусинского музея Н.М.Мартьянова и других. 
Михаил Киборт, потомственный дворянин, выходец из прекрасно образованного и обеспеченного семейства, в студенческие годы подавал немалые надежды. Все профессора в один голос прочили ему блестящую научную карьеру. Но они не знали того, что не могло им присниться даже в тяжком кошмаре: что краса и гордость Петербургской медико-хирургической академии состоит членом тайного общества, оказывавшего всестороннюю помощь польским повстанцам. В 1866 году, будучи уже студентом выпускного курса, Михаил был арестован по обвинению в "противуправительственной заговорщической деятельности". Проведя несколько лет в каземате, затем подвергся ссылке в Сибирь. В ноябре  1870 года Киборт прибыл в Красноярск. Полагал, что ненадолго. А отдал этому маленькому  в те времена городку четыре с половиной десятка лет.
И вот ведь парадокс: после кончины этого самобытного ученого-орнитолога не осталось ни одного капитального труда, формализованного должным образом -- печатного или даже рукописного! Исключение составляет реферат о фауне "сибирского моря" -- озера Байкал. Но это отнюдь не помешало созданным  Михаилом Ефимовичем орнитологическим коллекциям стать востребованными не только при формировании экспозиций Красноярского, Минусинского музеев, но и для фондов императорской Академии наук, зарубежных музеев, специальных журналов. Работы Киборта "дошли" не только до "сибирских Афин" -- университетского Томска, но и до Австрии, Германии, Великобритании. Что касается "туманного Альбиона", то коллекция птиц, составленная ссыльным учёным, в качестве одной из "жемчужин" вошла в экспозицию Британского музея! 
По просьбе видного немецкого физиолога, профессора фон Германа, редактировавшего орнитологический журнал, Киборт составил таблицу прилета пернатых в Красноярск и их отлёта без малого за четверть века.
С 1893 по 1903 год Михаил Ефимович служил в Красноярском музее консерватором. К сожалению, никакие заслуги исследователя не приняли во внимание, когда учреждение было передано в ведение Русского географического общества. Киборта практически выставили на улицу, лишив тем самым хоть и небольшого, но гарантированного заработка. В последние годы жизни он сильно нуждался, а нередко и вообще оставался без средств к существованию...


Рецензии