Ворона

Морозный тихий солнечный день. За окном, на высокой липе, на самой её макушке сидит ворона. Большая такая, толстая, и смотрит по сторонам – то на Волгу, покрытую льдом (недавно только замерзла), и ей это интересно, то на городские улицы, очищаемые от снега машинами-снегоуборщиками, небось, думает, чего же это они Волгу-то не очищают! А может, любуется – как чисто все стало! Попробуй отгадай – ведь ворона самая мудрая из птиц! Нет, скорее всего, огорчается, что теперь никакой вкусной корочки не найдешь.

Про воронью мудрость есть такой рассказ. Под дорогой проходила труба, в которую втекал ручей. В ручей бросали кусочки пищи для птиц. Все птицы устремлялись в эту трубу и возвращались без этих кусочков: темно и страшно. И только ворона сразу летела на другую сторону дороги и ждала, когда появится очередной кусочек. Так пишут. А вот какая ворона живет около нашего дома. Один человек, которого я хорошо знаю, любит гулять по улице и, проходя через площадь, разбрасывает крошки хлеба для птичек. Они слетаются, поднимают возню и т.д. Но иногда он этого не делает, и ворона скачет за ним через всю площадь как привязанная. Но и этого ещё мало - она встречает его в начале пути через площадь. Или такой пример: знакомые женщины зимой купили на базаре крупного судака и положили его на балкон, завернув в газетку и завязав веревочкой. На следующий день, прогуливаясь, они заметили, как две вороны, уцепив этого судака с двух сторон, уносят его к себе «на расправу». Пропала уха!

Так ли уж они бесчувственны - эти живые существа? У них ведь тоже какие-то эмоции есть. Ну, например, гнев. Когда они сердятся, они же явно что-то переживают. И даже дерутся. Как и люди в коммунальных квартирах типа «Вороньей слободки». Или родственники в плохих семьях, которые в этом смысле мало чем отличаются от жителей коммуналок.

Или вот другой пример – танцующие журавли, ласкающие друг друга лошади... Да мало ли других примеров. А о преданности собак я уж не говорю – они умирают от тоски по хозяину. И, может быть,  в чем-то прав Экклезиаст (Экк. 3.22): «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?».

Оглядываясь на отношения людей в современном обществе, вполне можно проникнуться подобными сомнениями. Сколько теперь эгоизма, ненависти, жестокости! Ведь только подумать, сколько появилось беспризорных детей! Их стало больше, чем во время самой кровопролитной войны всех веков и народов – Отечественной войны 1941-1945 гг. Той самой, во время которой погибло почти 30 миллионов человек только нашей страны.

Говорят, что религия смягчает нравы. Может быть, может быть, однако верующих, как и религиозных организаций, стало значительно больше, а душевных отношений становится всё меньше. Но ведь духовность и духовенство – слова одного корня, почему же эти корни как-то расходятся, или, выражаясь научным языком, не коррелируют?

Я не понаслышке это говорю. На собственной шкуре пришлось испытать сиротское детство с десяти лет, как раз в самое военное лихолетье. Сейчас я профессор, доктор наук, преподаватель вуза. И всё это в значительной степени случилось благодаря теплому человеческому сочувствию моему сиротству на всех этапах жизни. Вряд ли из меня получилось бы что-то дельное, окажись я в подобной ситуации сейчас.

К грустным мыслям привела меня эта ворона на верхушке липы, стоящей на самом берегу замерзшей и заснеженной Волги.
Но, с другой стороны, предупреждает же всё тот же мудрый Экклезиаст (Экк. 7.10): «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?» потому, что не от мудрости ты спрашиваешь об этом».


Рецензии