Картина маслом

«Тёмен жребий русского поэта» - сокрушался Максимилиан Волошин. Но столь же тёмен жребий и русского художника. Ещё год назад у нас в десятитысячном Бирюче жили два профессиональных художника – и в один год их не стало. Ушёл из жизни ленинградский живописец Геннадий Черников, нашедший приют в провинции, и сгорел в собственном доме выпускник Суриковского училища Виктор Толстолуцкий.
После обоих осталось большое творческое наследие. Но напрасно станете искать их картин в публичных залах Бирюча – не найдете. Полотна Черникова хранятся у его вдовы невостребованными, картины Тостолуцкого рассеяны по частным домам и собраниям.
А ведь Бирюч – родина ещё и Заслуженного художника России Бориса Пупынина. Работы мастера украшают лучшие галереи Белгорода, их знает столица и заграница, и… совсем не знают на родине.
Здесь прожил всю жизнь самобытный пейзажист Владимир Михайличенко, оставивший несколько сотен картин и акварелей. Он интересен уже тем, что запечатлел город, окрестности и его людей, которых уже нет. Михайличенко историчен и тем бесценен.
Здесь в прошлом веке работал мастер общерусского накала Вадислав Ежевский, последователь русской реалистической школы. К счастью, хоть и собранные в Воронеже, его картины нынче выставены в городском краеведческом музее. Но Боже, сколь же трудна оказалась дорога Ежевского к землякам! Случилось так, что полотна Ежевского оказались в частном собрании, и хозяин его попросил за них с города один миллион рублей. Ну – понятно, что в администрациях города и района денег не окаказлось. Хотя беда в том, что там ценителя живописи не оказалось. Тогда горожане через районную газету бросили клич: соберем деньги, спасём собственное богатство!
Так что ж вы думаете! Тут камнем на пути начинания легло районное управлении культуры! Нельзя, дескать, заниматься кому зря денежными операциями – налоговая служба забодает. А само управение, которому заниматься можно, тоже оказалось без человека, способного оценить Ежевского.
И тогда ценителям живописи удалось выйти на председателя областной Думы Анатолия Яковлевича Зеликова. Тот заинтересовался, нарочно приехал посмотреть на картины. И вопрос был решен ! Распоряжением губернатора картины мастера Ежевского были куплены.
Однако и тут вышла заковыка. Мне заместитель районной администрации равнодушно заявил: «Наш Ежевский уходит в областную Художественную галерею, поскольку заплатила за собрание область»!
Я кинулся к тому же Зеликову, тот испросил губернатора. Ответ был окончательным : «Картины купены для Бирюча».
Нынче Ежевского можно видеть в городском краеведческом музее. На основе собрания в прошлом году канал «Культура» снял целый фильм в серии «Письма из провинции».
И кажется, что при наличии такой мощной художественной школы в Бирюче просто обязана быть своя картинная галерея. Тем более, что здесь пустуют несколько превосходных старинных залов и особняков. Несколько лет уже хлопает на ветру коваными ставнями и медленно разрушается прямо в историческом городском центре здание превосходного торгового зала. Выполненный в стиле русского классицизма с элементами готики, зал этот словно изначально закладывали под картинную галерею!
…Нет. И рассыпаны картины по частным собраниям, по чердакам да случайным местам. Днями захожу в коридор Дома быта, а там прямо за дверью, в сыром морозном воздухе коробится и идёт паутинками трещин работа Виктора Толстолуцкого «Петр I в Бирюче». Это жанровое полотно – часть исторического диптиха. Двадцать лет назад частный предприниатель Виктор Петрович Бондарев начал реставрацию Бирюченских торговых рядов, подземную часть их. И для открывшегося там трактира «Старый город» он и заказал Виктору Тостолуцкому диптих. По преданию – во время пребывания на воронежских верфях Петр Великий побывал в городе. Вот это и попросил хозяин отразить на полотне.
Полотно вышло мастерским, размером где-то метр на два с половиной, оно запечатлело императора в трактире в кругу горожан. Я не буду тут давать оценку картине. Скажу лишь, что во время предвыборной избирательной кампании 1996 года на диптих сразу положил глаз Жириновский. Он предлагал за картины любые деньги, но тогда Бондарев устоял перед соблазном.
Там же, в трактире «Старый город» посетители восхищались и другой картиной диптиха «Утро на ярмарке в Бирюче». Здесь хорошо видна та же школа русского художственного реализма, что отличает и работы Ежевского. Художник Толстолуцкий только эскизов сделал два альбома, он подбирал типажи, изучал народный костюм. Эту картину вы и видите при этом очерке.
И так и были доступны картины диптиха горожанам и посетителям , пока райпотребсоюз не выкурил предпринимателя из торговых рядов. Ему выплати какие-то деньги, но за картины платить отказались. Ну – откуда в райпотребсоюзе ценители живописи? Это то же управление культуры, разбирающееся лишь в норковых шубах.
И предприниматель упаковал диптих на складе. Когда опомнись, город попытался купить у него картины для музея. Но тут нашла коса на камень: Бондарев знает им цену, требует именно её, а чиновники денег жалеют, потому что цены картинам даже не представляют.
И вот я увидел картину с императором сразу за морозной входной дверью. Она откровенно гибнет.
Бить в колокол и призывать к совести наших чиновников бессмысленно. Я уже пробовал отстоять самого художника: год назад полицейские захватили его с хмельным душком на улице. Правильно – а кого хватать, кроме художника? Кто ж за него вступится!Да и что я для них со своими возмущениями? Вот административная комиссия и оштрафовала безработного Толстолуцкого на тысячу рублей.
Для тех, кто задерживал и штрафовал тысяча рублей – так, мелочь на спички. У Виктора таких денег нет. Он перестал выходить на улицу, потому что теперь задерживали за то, что не платит проклятой тысячи. Перестал выходить на улицу – полицейские начали ездить к нему домой. На сколько при этом сожги бензина – о том неведомо. Но вот художник Толстоуцкий сгорел в собственном доме. Буквально сгорел вместе с домом.
Остались картины. Где-то, возможно, сохранились и бесценные альбомы с эскизами к ним.
Осталось ещё много того, ради чего городу нужна картинная галерея. Я понимаю, что просить о её создании местные власти – бессмысленно. Вот вип-баньку из оцилиндрованного церковного леса отгрохать в городе – тут находятся и деньги, и заводилы.
Видимо, опять придётся обращаться к губернатору и каналу «Культура». Туда, где понимают и ценят живопись.


Рецензии