Новый Колизеум и рабское сознание

Здравствуйте, тут полагается написать «уважаемые читатели» или «дорогие читатели» или «друзья» или «господа». Но это всё мне не подходит. Даже «читатели» не подходит, потому что вы ведь не только читатели, не просто читатели – вы же люди. Поэтому хочу написать не как принято, а как есть: Здравствуйте, люди. Будучи в прошлом году колумнистом в известном информационном портале GZT.RU, я написала несколько статей на тему образования и воспитания в контексте текущих явлений жизни и современной жизни вообще. Т.к. воспитание и образование детей и людей происходит не столько за учебниками и школьными партами, сколько в жизни, во всём том, что окружает человека, происходит вокруг него. К большому сожалению, сайт закрылся. К большому не только потому, что они были первыми СМИ, взявшими у меня интервью о моей книге, а в дальнейшем предложившие мне сотрудничество по ведению колонки, посвящённой теме образования и воспитания. Не только поэтому.

Дело в том, что это единственное из известных мне СМИ, к которому можно было применить понятие «свобода слова». А известно мне этих других СМИ немало, со многими пришлось общаться не только на предмет интервью, но и на предмет моих статей и аналитических материалов, причём не только мне, но и некоторым хорошо известным мне людям. Наш опыт говорит об одном и том же: если ты без имени, без денег и хочешь о чём-то писать, то, «ладно уж, если так просишься, пописать тебе разрешим, но, гляди, не увлекайся и держи своё мнение при себе, ограничиваясь информационной частью писанины». Порассуждать, конечно, чуть-чуть тебе позволят (чтоб не скучно было потом читателю скользить мылким взглядом по выхолощенному и безликому материалу), но серьёзную аналитику, логические выводы – не-е-ет, этого тебе уже не позволят. Этого наши демократические и свободолюбивые СМИ не любят. Сами себе они, конечно, многое могут позволить сказать, когда им надо, всё напишут, и какие им надо факты разыщут, и даже если таковых и не существует в природе – найдут, и какие им надо выводы подведут. Но «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Каждый сверчок знай свой шесток.

Поэтому я до сих пор с трудом верю, что имела возможность сотрудничать с такими людьми, которые не просто давали возможность писать то, о чём хотелось, но и не лезли с поправлениями, ограничениями, не пытались обкорнать мои тексты, лишив их полноты и ясности, заодно просовывая свои взгляды и ракурсы (как делают в других СМИ: или напиши по-другому, так-то и так-то, или твой материал не пойдёт – всё, разговор короткий).
Это было беспрецедентное и поистине замечательное сотрудничество! Спасибо GZT. Но так как некоторые мои материалы (из последних) прожили короткую жизнь – я хочу выложить их теперь здесь. Для вас. Для неравнодушных и умных людей.

Новый Колизеум и рабское сознание

Часть первая. Рабы не мы?

Мы любим обвинять политиков, высших чиновников и остальных, а себя называть ни в чём не повинными «стрелочниками». Дескать, наше дело маленькое, от нас ничего не зависит. Тогда как именно стрелочники, исполнители претворяют в жизнь все планы всех этих непорядочных или недалёких политиков, коррумпированных чиновников и т.д. Не было бы директоров учебных заведений, исполняющих любые приказы и решения сверху, не глядя на качество и последствия этих решений и приказов, – не было бы самих этих приказов! Не было бы директоров школ, держащихся за свои тёплые, мягкие директорские кресла и боящихся, не дай бог, шевельнуться в сторону своего начальства, дабы не потерять насиженного места – не было бы сегодня платного школьного образования, не было бы всех этих реформ, преобразований, от которых плохо всем: и учителям, и ученикам, и их родителям, но зато неплохо руководителям учебных заведений. И чем лучше они исполняют и реализуют эти реформы, тем крепче и комфортнее сидят на своих местах. Такие люди всегда нужны системе.  Сейчас часто слышу от, казалось бы, умных известных людей очень не умную мысль о том, что коррупция – это воровство. «На Руси веками воровали, и будут воровать» – скажет кто-нибудь в очередной дискуссии о коррупции в стране. Нет, коррупция – это не просто воровство, это целый клубок сложных взаимоотношений, завязанных, безусловно, на наживе, но коррупционеры – это не просто воры: пришёл, украл и убежал до следующего раза. Это люди, сидящие на руководящих местах разного уровня и управляющие различными учреждениями и жизненно важными процессами жизни общества не на благо участников этих процессов, а на благо своего круга, и, главное, не дающие другим людям нормально жить и работать. Вот что такое коррупция. Если бы они только воровали! Они не дают другим людям жить и работать – вот что они делают! Ведь иначе нормальные люди вытолкают их взашей, если дать людям развиваться, видеть чуть дальше своего носа, позволить иметь своё мнение, затрагивать и решать проблемы, одним словом, если делиться с людьми своей безграничной и неподсудной властью, сделав её подсудной, прозрачной, ответственной, законной (что, конечно, очень отличается от сегодняшнего повсеместного беззакония, тотальной безнаказанности властьимущих).

Всё это я так хорошо разглядела в директорах и завучах школ за годы работы в различных школах, а также во всей их гопкомпании в лице их приближённых: тесного кружка из подружек, родственников, знакомых из департаментов, и просто очень удобных людей, которые стали такими удобными, дабы получить свою крошку с барского стола. Эта свора сидит и за всех всё без их ведома решает, всё лучшее делит между собой, друг друга нахваливает, неугодных или неудобных они ставят на место «в стойло» или вообще устраняют из заведения, например, устраивают травлю, заставляющую человека уволиться и т.д. Ничего вам это не напоминает, скажем, внешнюю политику ряда так называемых развитых цивилизованных современных государств? Так вот, эта самая модель общества имеет место быть и во всех других сферах жизни и жизнедеятельности, а не только в школах, и не только в нашей стране. Эта же самая модель поведения лежит в основе большой политики, когда кучка ухоженных мужичков и баб в дорогих костюмах сидят тесным кружком, междусобойчиком, в так называемых международных органах и решают, кому быть, а кому не быть. Точно так же, как директриса школы решает, кому быть и учиться в её школе, а кому нет. Они сидят и запросто, на голубом глазу на весь мир провозглашают никем даже не доказанные «преступления Каддафи» (с которым позавчера обнимались, когда им это было выгодно), ровно точно так же, как это было с «этническими чистками Сербами Албанцев» (тоже так до сих  пор и не доказанными, и никому-то эти доказательства и не нужны, а нужен был лишь предлог), ровно так же, как это было и с С. Хуссейном (ни химического оружия у которого, ни атомной бомбы, – послуживших тоже лишь предлогом, – так и не было найдено). Они Боги, которые имеют право не только обвинять кого-то в чём-то, но и уничтожать неугодных: бомбить целые страны вместе с простыми мирными людьми, с детьми... Только чтобы принудить уйти в отставку неугодного им правителя. В то время как остальной мир, молча, за этим всем наблюдает. Это как на школьном дворе: местные хулиганы бьют какого-то парнишку, а остальные дети и взрослые, видят это всё и проходят мимо – «зачем связываться, ещё и нам попадёт; бьют, значит, есть за что, а если даже и не за что, то всё равно нам-то какое дело». Или даже такие мысли: «Всё равно эти будут кого-то бить – так хорошо, что не меня, а этого».
 
Вот главные законы современного «прогрессивного» общества! Войди в круг властьимущих и выжимай соки и кровь из всех остальных. Вот кто настоящий хищник на планете Земля. Такой человек, такой «венец природы», что любой самый кровожадный лев по сравнению с ним – просто невинная букашка, божья коровка, бабочка, одним только нектаром цветочным питающаяся.

Но вот вопрос – таким ли человек рождается? Нет! Дети дошкольного и младшего школьного возраста не демонстрируют такие модели поведения: у них отсутствует это желание создать кружок по управлению и подавлению одними других. Да, они ссорятся, даже могут подраться из-за игрушки, да, они обижаются друг на друга, капризничают и др. – но всё это продиктовано совсем иными мотивами: слишком непосредственным и открытым, плохо послушным ещё механизмом эмоционального восприятия и ответного поведения, отсутствием владения регуляторами этих внутренних движений, этого богатой и разновекторной внутренней жизни. Более того, большинство из этих раздражителей и побудителей негативного внешнего поведения лежит если не в плоскости самозащиты (обороны, а не агрессии), то уж точно по лекалам окружающих их примеров поведения взрослых людей; отражая подсмотренные и усвоенные образцы примеров подобного поведения. Но никогда не в движении к какому бы то ни было, даже бессознательному превосходству. Ребёнок обижается на своего друга, потому что тот что-то такое сказал или сделал, что демонстрирует нелюбовь или недостаток любви к этому ребёнку. Ребёнок протестует: всё, я с тобой не играю. Так же со взрослыми: ребёнок кричит на того взрослого, который в глазах ребёнка недостаточно его любит. В то же время дети сразу прощают и очень быстро забывают все обиды, потому что для них важна не самость и её ущемление, а дружба, любовь, совместная жизнь! Вот приоритеты маленьких детей. Но среда и законы жизни взрослых дают быстрые плоды: уже ко второму-третьему классу дети научаются держать обиду, мстить, сплетничать, собираться во враждующие группировки, гнобить одиночку, гнобить тех, кто слабее. Всему этому они научились у главного хищника планеты Земля. А детство своё они, к сожалению, забывают, они забывают, какими они были в раннем детстве, как они были добры и простосердечны, беззлобны и бесхитростны (какая же это хитрость, если она предупреждена и наглядна, открыта для всякого постороннего).
 
С ранних лет детей приучают к конкуренции – будь лучшим хоть в чём-то, не в математике, так во вранье и умении оправдаться, выкрутиться, или манипулировать другими (т.н. лидерские качества), или в умении сделать вид, что ничего не видел (хотя видел). Детям с рождения навязывается установка: не будь хорошим, а будь лучше кого-то. Человек, верящий (а мы почти все так верим), что он лучше кого-то – не может быть хорошим человеком, не может не впасть в соблазн кого-то объехать, прижать, или просто на кого-то наплевать. Человек, думающий, что он лучше других, не может быть хорошим по отношению к другим людям, к животным, к природе. Думая, что другие хуже, ниже его по развитию и т.п., он начинает их нелюбить или неуважать, вредить им (пусть и невольно): начиная от бытовой ерунды и заканчивая бомбёжкой стран и городов. Об этом хорошо сказано у Ф.М Достоевского в «Преступлении и наказании», которого и в школе все проходят, и за границей читают, вот только ума почти ни у кого от этого не прибавилось, к сожалению.

Сейчас как никогда модны и даже признаются самыми продвинутыми методики и подходы по воспитанию детей в условиях сугубо жёсткой конкуренции, специально подпитываемой организаторами таких образовательных программ и мероприятий – все эти клубы для избранных, советы по управлению школой или отрядом в летнем лагере, конкурирующие молодёжные движения – все построены на одном и том же принципе – превосходства избранных над остальными, на иерархии и управлении одних другими. «Мы не просто ученики, как все, мы особенные, мы Совет школы или лагеря», избранный педагогами или по результатам какого-то конкурса, судимого незнамо как, вернее, известно как (как и все наши пресловутые Выборы): учителя продвигают своих любимчиков и об объективности здесь говорить просто смешно! Избранные детки начинают понимать своё исключительное положение: теперь мы лучшие, мы первые и имеем право распоряжаться тем, как будут существовать в данном пространстве остальные дети. Не просто клуб юного натуралиста, а тайный клуб чего-то там, опять превосходство перед теми, кто этой какой-то тайны не знает. А эти игры в государство или управление корпорациями – так популярные в частных детских лагерях, да и вообще теперь везде! Ах, как это нравится родителям этих деток, они и рады с малых ногтей готовить их к управлению быдлом-стадом и пестуют их самость и желание руководить! Тут же поспевает и предложение – организаторы подобных лагерей и школ знают, что нравится их клиенту! А есть сейчас и такие частные школы, где руководство и педсостав пошли дальше – они устроили полное детское самоуправление в детском коллективе, где детки самых богатых родителей гнобят более простых и скромных, и всё это на глазах у всех. А возмущающиеся родители ставятся администрацией школы перед фактом: у нас такая система, не нравится – идите в другую школу. Но таких родителей мало, основной массе такая система нравится.

И ведь находится же целая армия учительниц, согласных за зарплату работать в таких школах, лагерях, по таким программам и принципам и бессовестно, не моргнув глазом, отвечать родителям «не нравится – уходите»! А ведь всё опять исполнители. Их хата с краю. Не они ведь принимают решение лететь и бомбить кого-то, но летят и бомбят именно они, родимые! Не инженеры и конструкторы военных самолётов, не механики принимают решение бомбить кого-то, …но они создают и подготавливают эти орудия для убийства, они поддерживают их в боевой готовности, готовят к боевому вылету, обеспечивают подвоз топлива и заправку, навигацию в небе, готовят для них аэродромы и взлётные полосы, кормят пилотов горячим кофейком с круассанчиком… А потом обвиняют «плохих» политиков. Маленькая кучка мужичков и баб в деловых костюмах управляет многомиллиардным населением планеты, не баранами, не стадом невменяемых, с капающей слюной, неумных существ, но… – вот оно главное слово – послушных, управляемых людей (от которых человеческого, при желании управляющих, остаётся – ноль без палочки)! Которые всё время плачут и жалуются (как в сказке Корнея Чуковского «Тараканище»), не понимая одного: они сами своими руками и мозгами работают на эту систему. Они сами учат своих детей не быть добрыми, а быть лучше кого-то и получать больше кого-то и т.д., «а не умеешь стать хищником – сиди и помалкивай, твоё место в стойле». Ну, в общем, как в ещё одной литературной метафоре, где «умные» старшие братья Иванушке-дурачку всё время говорили: «Сиди на печи, да не высовывайся народ смешить!» Хотя в конце-то смеёмся всё же почему-то над ними, а не над Ванькой-дураком…

А откуда же из обычных, простых и вроде бы неплохих, добропорядочных людей берутся эти самые – послушные исполнители, покорные винтики уродливой системы? А оттуда, что каждый хочет своё кольцо пусть не Всевластия, ну так хоть какой-то властишечки или принадлежности к таковой, прислужения. Сам не выше других, так пристроится к сильному и будет у него на побегушках, зато как у бога за пазухой. Да, он исполняет чужой приказ, но он чувствует, что за этим приказом стоит власть, пусть чужая но, власть, превосходство!!! А он, маленький, так хочет быть к ней хоть каким бочком причастным! У больших начальников большие, широкие, тяжёлые кольца власти, у других поменьше, не такие блестящие, а у большинства маленькие и пусть даже паршивенькие, кривенькие колечки, из помоишной проволочки, но всё же каждый так и радуется, если ему есть что показать перед другими, у кого и таких нету, есть чем покрасоваться, похвастать! Хоть что-то. Лучше, чем ничего. И главное как удобно: если что-то плохое совершится, всегда можно сказать: «это не я, я человек подневольный, что хозяин сказал, то и выполняю». Уже стотысячный раз в очередных телерасследованиях на тему нарушений чьих-либо прав, каких-нибудь преступлений и т.д. – видим одну и ту же картину: забор, или закрытая дверь и охранник, не пускающий внутрь журналистов. «Приказ никого не пускать», а на вопросы «как, да что, да почему, что там за забором и т.п.» отвечает всегда одно и то же: «А я-то что, я ничего не знаю, стою у двери и выполняю инструкцию». И давайте не будем забывать – он ведь зарплату за это получает, т.е. продаётся (т.е. его молчание и безмозглость, безрассудительность и покорность – просто покупаются). А кто там чего, кого убили, кого обокрали, чьё награбленное охраняю – не моё дело. Или работники коммунальных служб: те, кто последние городские деревья спиливает перед очередной застройкой, кто собак бездомных убивает – они ведь тоже люди подневольные, где им приказали рубить, там они «бедные» и рубят, где им приказали убивать – они убивают. За деньги. Покорные солдаты на службе царя-батюшки (имя которому – денежка, мошна, Мамона, или по-простому деньги, которые потому во всём мире и называют грязными, что те получают их за своё добровольное подчинение и послушание в выполнении приказов, за то, что другие, точно так же, выполняют за них, родименьких, ещё более грязную или более кровавую работу, и одни «христопродавцы» помельче не многим отличаются от других, чуть пострашнее). Или судебные приставы и работники соцзащиты, отбирающие детей у малоимущих (по чьему-то высокому мнению, по какой-то оценочной шкале, непонятно кем и на каких основаниях определённой), или выгоняющих кого-то бомжевать на улицу по решению суда (суда святых мучеников и угодников праведных, не иначе) – вот она сила «простых» исполнителей!

Итак, кредо жизни: не можешь стать лучше кого-то в чём-то (нет таланта ходить по головам, толкаться локтями, крутиться-вертеться, вырывать кусок из чужого горла и т.д.), тогда сгодишься на роль обслуживающего персонала: шестёрки-охранника, шестёрки-водителя, шестёрки-юриста, шестёрки-диетолога, шестёрки-менеджера и т.д. Сгодишься на роль покорного и безмозглого, бессловесного лакея «чего изволите-с»! У Достоевского и про это великолепно написано, за что его так не любят многие представители нашей придворной культуры, обслуживающие заказ власти общественные авторитеты. Да и не только у Достоевского, почти вся русская литература на эту тему – признанная классика во всём мире. Ещё один пример из жизни. Одна частная контора (одна из тысяч подобных), её сотрудницы время от времени жалуются своей коллеге на тамошнюю начальницу: то она это не то, то она такая-растакая. В общем, постоянно сквозит: «вражина, житья не даёт». Но стоит этой «вражине» появиться в офисе, как все эти сотрудницы начинают бегать, как угорелые, вокруг неё и по её заданиям на цыпочках, щебеча так ласково и нежно... Вдруг, у той коллеги, к которой всё бегали жаловаться, возник конфликт с начальницей, после которого последняя решает избавиться от неудобной сотрудницы и отдаёт приказ одной из тех жаловавшихся на вражину-кормилицу (обратите внимание на это словосочетание) сотрудниц позвонить попавшей в немилость и поставить её в известность об увольнении.  И получившая приказ коллега, ослепленная колечком директорского всевластия, тут же достаёт своё толщиной в волосок колечко и давай не просто звонить и докладывать о свершившемся, а самым высокомерным, официальнейшим  тоном (не тем дружеско-заискивающим тоном, как было обычно) объявлять той «несоответствие» и т.д. соответствующими словами. Вот типичная, просто рядовая модель общественного, со всех сторон согласного, добровольного подлого, трусливого существования. Не просто исполни приказ начальника, но ещё и клюнь от себя, почувствуй себя на одну секундочку начальником, т.е. выше. При этом они все искренне верят, что их начальница плохая, а они хорошие. Но если присмотреться повнимательней – на самом деле они гораздо хуже своей начальницы, потому что она клюёт тех, кто априори ниже её, пусть хотя бы даже и формально ниже, а они клюют своего брата из их же курятника (равного им по положению), и не за что-то, а только ради наслаждения причастностью к минутному и жалкому превосходству.
Да, легко сказать, а жить-то как, а детей как растить?! Нужны деньги на жильё, питание, на всё необходимое, да на досуг, да на образование…, и без пресмыкания, без лизоблюдства их не добыть (если тебе не повезло с фамилией или оказаться у кормушки)… Нужно же как-то зарабатывать на хлеб-то с маслом?.. Ребята, враньё, т.е. правда, но искажённая, только в том смысле, как её всем выгодно понимать, провозглашать, оправдывая текущее положение вещей. Неправда, что «на хлебушек с маслицем», нет, и даже не на машину с кондиционером! Как показывает повсеместная практика, присосавшийся клещ так и сосёт, пока не лопнет (не важно как это произойдёт, или пусть даже не с ним, а с его близкими, если его это, конечно, вообще остановит, не факт, случается и лопнет, и на каталке уже с кислородной маской – классика Голливуда – а всё «вопросы решает», всё сосёт и сосёт, уже и оторваться не может). И одним автомобилем, пока хорошо сосётся, ещё никто не ограничивался, и двух мало, а потом уже и двух домов мало, и трёх!.. И все эти оправдания: уж если не хлебом с маслом, то семьёй, потомством, которое тоже «кормить надо» – заканчиваются ровно там же, поскольку и они не с голоду пухнут, когда папаша шестерит на супер-должности на какого-нибудь вора в законе (не по фене, а натурально и легально в законе, как все вокруг). И своих детишек заботливый отец семейства так же не ограничивает одной машиной, и двумя не ограничивает, если есть возможность, они не ограничиваются домом с одной спальней, им к выпуску из МГИМО покупают дом с десятью, или даже двадцатью спальнями… Так что хлеб с маслом тут не причём! И это банальная и всем известная как мир истина.

Меня, как и многих других людей того времени воспитывала одна мама, да бабушки немного помогали. С моим рождением мама поменяла работу на такую, чтобы проводить со мной как можно больше времени, заработок был минимальный, подрабатывала. Но хватало и на полноценное, вкусное питание, и на всё необходимое, и на досуг (оплата танцев, бассейна). Да, не путешествовали по миру. Но от того, моя жизнь была не скучней жизни подростков из нынешних обеспеченных семей. С некоторыми из них и поговорить-то не о чем, скучные до ужаса, хотя уже полмира объездили, чего только не видали и не попробовали: и сёрфинг, и дельтаплан, и дайвинг, и крокодилов ели и дорогими коктейлями запивали, и чью-то шкуру домой припёрли. Вот счастье-то: купить за бешеные деньги шкуру убитого животного и на стену повесить! Мне во дворе было интересней, чем им на экзотическом острове за тридевять земель.  Вот она разница-то! У меня были иные радости, например, когда мы в государственном доме отдыха щенков местной собачки столовскими котлетами кормили, а они нам руки тёплыми язычками лизали. Да, такие радости со шкурой с мёртвой африканской антилопы и оленьим мясом на тарелке не сравнятся, что вы, куда там! «Ой, мы видели живого оленёнка! Какие они забавные, красивые!» – кричат они после экскурсионной поездки в финский заповедник, а через час: «Ой, какое нежное мясо» – говорят они же в ресторане, поедая мясо этих же самых «красивых» и «забавных», только теперь уже мёртвых.

А что, ведь есть же «дураки» – мясо, рыбу не едят. Ни тебе шашлычков, ни котлет, ни колбас, ни икры, ну что за жизнь – каторга! А эти «дураки» говорят: «А вот я как представлю, как корову, да не дай боже телёнка, режут, шкуру сдирают, кровь по коленям течёт – так мне этот кусок мяса в рот не лезет. А у меня тут свежий домашний винегретик, да со свежим хлебушком, да с зелёным лучком, да в соль макну – вкуснота!». Идиоты, что тут скажешь! Другое дело нормальные люди, которым уже и икры из последней, вымирающей на земле рыбы мало, и традиционной дичи – никакой новизны, мало впечатлений, им подавай мясо черепахи (которое они даже не отличат от куриного), или ещё кого-нибудь исчезающего животного. Как зачем? А деньги-то мне на что?! Хочу и могу себе позволить, так сказать, чтоб завидовали, или для своего же собственного тщеславия! Хочу всего и побольше! В общем, бессмертная сказка о золотой рыбке. А конец её известен? Кому-то да, а кому-то нет, хотя читали и слышали все. А ведь вот оно самое – что нуждается в пристальном изучении, как образцовая патология – меднолобость хомосапиенсов.  Ведь заправляют всем на планете не первые из выше упомянутых (вегетаринцы), а вторые, которым подавай всех живых убитыми и побольше, и поразнообразней. Ну недостаточно французам гусиных мяса и потрохов, они ещё и поиздеваются над птицей перед смертью, чтобы какой-то там особенно нежный деликатес от мучений птицы получился, особенный вкус. Особенный, несравненный вкус, когда знаешь, что паштет из соловьиных язычков!

Тут уже и наше подобострастие перед всем заграничным тоже не отстаёт, тоже не дураки, просвещаемся и учимся, приобщаемся к подлинным, так сказать, ценностям по примеру лучших гурманов и ценителей прекрасного! Да и вообще непонятно: зачем же себе представлять всякие гадости-то – «режут», «сдирают», «кровь»?.. Меньше думаешь – лучше спишь! А ещё лучше – совсем не думать, живёшь зверюшкой, хрю-хрю, поел, поспал, посмотрел зрелище, ещё какие-нибудь потребности справил или удовлетворил, хрю-хрю, о прайде позаботился, снова поел-поспал-развлёкся!.. Вот это жизнь, зашибись! 
«Подходи, не скупись, покупай живопись!» Сфотографируйтесь с заморенным удавом и с таким же замученным орлом на Красной площади! «Ну как же без этой фотографии – все же фотографируются, а мы, что, хуже что ли?!» Сводите детей в цирк, где вам под грохот музыки покажут таких же зверей, всю жизнь промаявшихся в тесных клетках, без дневного света даже (я уж не говорю о методах дрессировки, к ним применяемых). Но это никому не интересно, интересна гремящая музыка, огни мигают, костюмы блестят блёстками, шум-гам, ты на других смотришь, другие на тебя, вот он ты – не хуже других, тоже своих детей сводить можешь, заботу об них показываешь! Сами-то животные тебе, естественно, до одного места, они тебе только для галочки о посещении, для фотографии, показать другим, что и ты развлекаешься как все, не хуже, вон, веселимся, а как же, вот, смотрите! И не надо нам тут настроение хорошее портить – в рожу нам тыкать, дескать: за чей счёт мы тут веселимся и приучаем к таким радостям маленьких детей, какую цену платим! Какую ещё цену, цена на билете указана!

Новый Колизеум и рабское сознание

Часть вторая. Мы не рабы?

Меня много спрашивают, даже укоряют: ну вот вы раскритиковали школу, поставили диагноз, а дальше что, что делать-то со всем этим?! Вопрос резонный, правда, задают его в основном те, кто сам ничего делать и не собирается, а хочет посмотреть, как другие будут это делать, некие СПЕЦИАЛИСТЫ, не абы кто. Ну что ж: смотрите, как всё сделают без вас, без вашего участия, участия каждого человека в меру его сил, …но, боюсь, вам не понравится результат. Потому что эти специалисты будут это делать для себя, а не для ваших детей и не для учителей-трудовых лошадок. Потому что эти специалисты живут под лозунгом «я и мои близкие лучшие и первейшие, а остальные на вторых и сотых планах». Однажды услышала такое: ну сменят какого-нибудь нехорошего директора, так на его место придёт новый такой же и т.д. Дескать, что толку что-то делать? Да, если только сменить того или иного руководителя, но не поменять законы системы, механизмы управления – ничего не изменится. Значит, нужно менять законы системы! Но кто ж даст это делать?! Те самые в костюмчиках? – Да они на пушечный выстрел не подпустят к своей тёплой насиженной вотчине тех, кто угрожает текущему положению вещей, в котором они – Боги! Зачем им это надо-то, их устраивает именно такое положение дел?! Вот и всё – на этом, надеюсь, вопросы по изменениям и предложениям закончились.

До тех пор, пока мы живём в псевдодемократии, а именно в ней мы и живём (причём весь мир), мы ничего не можем, кроме как мириться, покритиковывая, или жаловаться и плакать. Мы же не можем голосовать (не в интернете, а на настоящих выборах, референдумах) за принятие или отмену тех или иных законодательных норм, регулирующих нашу жизнь, мы же не можем выбирать модели развития тех или иных сфер – нам разрешили только выбирать фамилии в галстуках, о которых подавляющее большинство избирателей ничегошеньки не знает, или знает только то, что им положено знать. Да и выбор-то весьма невелик и отнюдь не разнообразен! Те, что вчера были коммунистами, сегодня уже перекрасились в либералов – где сытно и тепло, там и они, и неважно под каким флагом. Поэтому многие вообще не ходят на выборы. А их родственники нет-нет, да и напомнят им об их гражданской несознательности. Это те самые родственники, которые в свое время голосовали за Ельцина, а потом с нетерпеньем ждали, когда же он уйдёт с президентского поста. Потому что нет совершенно никакого механизма снятия по требованию народа неугодного ему правителя (что ставит людей перед выбором единственной альтернативы в виде никому не радостных «экстремистских» методов – типа восстания или революции). Надо терпеливо ждать, когда он сам соизволит уйти на заслуженный отдых. И всё равно ещё не факт, что огромная и хорошо устроенная свита, из метящих на его место, свита из десятков Гнилоустов, даст ещё что-то изменить, поменять, посадить в кресло не их человека…
Поэтому менять нужно не сверху – там ничего не изменится, как не меняется уже не одно столетие, «слишком далеки они от народа» и всегда будут далеки, и всегда будут делать своё, им самим в первую очередь выгодные дела (а все остальные, включая государство и его народ – во вторую). А идти можно только путём воспитания человека с самых младых ногтей, т.е. детей, в духе истинной гуманности и равенства всех, и ответственности за благополучие всех на этой земле: и пташек, и жучков, и даже крокодилов (который чувствует то же самое, что и человек, когда с него сдирают шкуру с живого, чтобы кожа была эластичнее!).

Основополагающими принцами любого детского учебно-воспитательного учреждения (как государственного, так и частного), а также семейного воспитательно-образовательного процесса должны быть, Первое: Воспитание в духе сотрудничества, взаимопомощи (противоположность конкуренции, которая должна быть абсолютно исключена).

Второе: Воспитание и обучение без похвалы результатов учёбы, или вообще каких бы то ни было жизненных достижений ребёнка (и порицание недостаточного результата) – вместо этого воодушевление в процессе учёбы и похвала за старания, а не за результат. Тогда тот, у кого результат выше, не будет иметь превосходство перед менее успешным в этом деле, при этом результаты его труда не потеряют ценность, а, наоборот, обретут истинную ценность вне контекста тщеславия. Кстати я далеко не первый педагог, понявший и говорящий о том, что конкуренция и жёсткое нацеливание ребёнка на результат – мешает процессу развития, и нередко даже вызывает серьёзные психологические проблемы у ребёнка, которые выливаются в асоциальное, преступное поведение, а то и убийства или самоубийства. Здесь сделаю уточнение: я не подпеваю в дуду нынешним реформаторам, ратующим за сокращение школьной программы и учебной нагрузки. Сама по себе нагрузка, т.е. количество учебных часов ничего не определяет, главное – содержание и форма учебного процесса. Если они будут интересными и правильно организованными – дети вполне успешно справятся с сегодняшними учебными нагрузками. Реформаторы, бессовестно прикрываются заботой о детей, преследуя совсем другие цели.

Далее. РАВНОПРАВИЕ детей, различающихся по уровню всего и вся, по-разному талантливых в разных областях, имеющих разные качества и степени их проявления, различные степени владения ими и мн.мн.др. Что недостижимо при таком явлении, как любимые ученики и более любимый в семье ребёнок. Всё общение с детьми должно произрастать из следующего посыла: все разные, но при этом все хорошие на равных основаниях – каждый по-своему и все (чтобы каждый ребёнок понимал, что и он сам хороший, и все его друзья, братья, одноклассники тоже хорошие). Необходимо избегать в общении и работе с детьми сравнения их между собой или сравнения их результатов, порождающие превосходство одних и приниженность других. Забыть такие привычные клише, как «Посмотрите, какой у Коли красивый почерк, не то что у Саши: как курица лапой», «Вот твоя старшая сестра: и оценки хорошие из школы приносит, и то, и сё, а ты совсем не то». И надо видеть, какие оттенки и выражения самодовольства и превосходства возникают на лице у старшей сестры, как она потом начинает пренебрежительно общаться с младшей сестрой и вообще со всеми, кто её младше. А младшая начинает завидовать и отравляться ядом зависти на всю жизнь или потихоньку превращается в пофигистку – это такой внутренний механизм защиты от зависти. И т.п. до бесконечности. Это не значит, что никогда нельзя ставить кого-то кому-то в пример, бывают случаи, когда это необходимо, но нельзя злоупотреблять такими вещами – они не должны проходить красной нитью в процессе воспитания и преподавания. И делать это надо очень внимательно, так, чтобы ребёнок, которому ставят кого-то в пример, захотел этому примеру последовать, а не обиделся, пусть даже глубоко в душе, чего невнимательный взрослый даже не заметит.

Что касается оценок в школе. Учёба должна быть ради процесса познания, вникания, анализа, мышления, развития, а не ради циферки или буковки в листочке, констатирующей степень твоей успешности в учёбе, циферки, отражающей количество ошибок, допущенных тобой в контрольной работе или на экзамене. Поэтому, либо их вообще быть не должно, либо оценки должны ставиться за труд и старания, а не за результат. А особо успешные (с хорошими результатами) будут иметь возможность проявить свои способности и достижения как в классной, так и во внеклассной деятельности, но не ради красного диплома или грамоты, а ради самого дела, предмета – почувствуйте разницу. Хорошую оценку должен получать не только ребёнок с врожденной грамотностью и т.п., и уж тем более не богатенький отпрыск, натасканный дорогими частными преподавателями, которые за него и домашние задания выполняют, и всё остальное (что сплошь и рядом сейчас), а в первую очередь те, у кого нет денег на репетиторов, у кого нет врождённой грамотности, но кто старается, при этом, не всегда даже достигая желаемого результата (проболел, отстал, учитель скучно или неудачно объяснил материал, не понял, не справился с контрольной, или сложно даётся конкретный предмет или тема и т.д.). Некоторые хорошие учителя негласно исповедуют именно такой подход на практике (что порицается официальной педагогической системой): да, я знаю, что ошибок много в этой работе, но я знаю уровень стараний, усилий этого ученика, поэтому я ему плохую оценку не поставлю. Но подавляющее большинство учителей ставят оценки исключительно по количеству ошибок. 1-2 ошибки – четвёрка, 3-4 – тройка и т.д. А надо ввести обратную систему, чтобы все работали, как первые из упомянутых учителей, которые зрят в корень, а не пляшут по глупой, бездушной букве инструкции, основанной на количественном критерии, а не качественном, а не человеческом.

А ведь это всего-навсего тот практический минимум, с которого нужно начинать прежде, чем переходить к другим, более непростым и трудоёмким задачам реформирования текущей порочной системы и практики. Конечно, все согласятся что порочной, «но как же разорвать сей порочный круг», привычно вопрошают они снова и снова, уже давно не замечая формальности своих стенаний, поскольку борьба с текущей «порочностью» диктует необходимость перемен в области такого привычного и удобного положения вещей, таких привычных и приятных законов и моделей поведения.

Между тем многие взрослые люди теперь знают о том, что мир под угрозой, что начинаются серьёзные экологические проблемы, необратимые изменения в природе, что есть угроза экономического коллапса и начала хаоса. Многие взрослые недовольны социальной несправедливостью, неравенством, бесправием одних и безнаказанностью других, многие недовольны качеством жизни, а многие уже строят бункеры для того, чтобы пережить возможный природный катаклизм или мировую войну (за пресную воду, например, которой всё меньше: реки пересыхают, многие реки так сильно загрязнены, что их очистка уже не возможна, поскольку стоит гигантских средств…). В некоторых странах Европы уже несколько лет, как учат детей не выливать оставшуюся воду из кружки (бутылки и т.д.) просто в раковину или унитаз, а использовать её, скажем, для полива комнатных растений или ещё как-то. А самое главное – такие уроки (касающиеся одних только продуктов жизнедеятельности, одних только бытовых отходов, не говоря об уроках отношения к животным и растениям, друг к другу и т.д.) проводятся у них не один раз в год Первого сентября (или в День Земли)! И не для того, чтобы отбубнить что-то там по теме, и тут же забыть: с глаз долой – из сердца вон!

Одним словом данные проблемы уже только самый меднолобый и близорукий может считать надуманными. Но при этом, в то время как в Иордании воду людям развозят раз в неделю, у нас большинство людей как лили воду из крана часами, так и льют. Как к соседке не зайду, у неё вода из крана хлещет с бешеным напором, а сама другими делами занимается, по телефону разговаривает и т.д.  А на мировом рынке уже установлена цена на пресную воду, и никто не обращает внимание на голоса «трёх калек», настаивающих на том, что вода никогда, ни при каких условиях не должна становиться товаром, потому что вода, как и земля, как и воздух, как и солнечный свет – принадлежат всем и это необходимый всем и каждому источник жизни людей! Никто не может продавать другим право на жизнь – это право не предмет торговли, не предмет чьей-то выгоды, нет такого права на разрешение кем-либо вообще: кому жить, а кому – нет, что жизнь позволяется только тому, кто заплатит кому-то там деньги. Вот что нужно проходить в школе!, а не изучать кучи дат и бессмысленных теорий уровня «реагирует ли нервная система лягушки, на пропущенный через нее электрический ток»!, вне контекста явлений и процессов в целом, их взаимодействий, тонкости этой нерукотворной системы и очень связанных друг с другом её частей… Вместо изучения новоявленных «гаджетов», которых всё больше и больше, разделяя радость вместе с президентом от их новых возможностей (вне контекста цены вопроса, цены, которую мы затем платим за эти чудеса науки и техники; какова цена Чернобыля, а недавней аварии в Мексиканском заливе, с миллионами тонн разлившейся нефти, а Фукусимы, кто платит за все эти чудеса т.н. научно-технического прогресса, а за разрушение озонового слоя, грозящего по расчетам тех же самых учёных полному уничтожению всего живого, а необратимые уже процессы в мировом океане???). Или всё это только параноидальный бред, как возражают одним учёным другие (правда, щедро финансируемые с целью опровержения «слухов» и «домыслов» заинтересованной стороной, как потом оказывается). Вот о чём нужно говорить с детьми.

А вместо этого взрослые люди продолжают воспитывать своих детей так, как будто мы живём в золотом веке, веке полного благополучия, где есть место только для развлечений и некоего саморазвития вне связи с окружающим. Пиэспи, мобилки, компьютерные игры, всякие другие примочки, пропитывают всю жизнь современного ребёнка и в этом переизбытке развлекаловки и барахла у него нет ни малейшей возможности понять кто он, где он, и как ему жить в этом мире. Он вынужден всё время только потреблять, сидеть, уставившись в какую-нибудь игрушку, требующую полного завладения вниманием ребёнка, или планировать, что ещё можно потреблять, чего можно ещё пожелать иметь. Воспитываясь в лицемерном обществе, делающем вид, что всё ОК (когда и ежу понятно, что всё далеко не ОК), и создающем вокруг ребёнка иллюзию изобилия и благополучия, современный ребёнок, подрастая, теряет способность и желание видеть и сопереживать проблеме как таковой – вместо этого он видит только свою амбицию на фоне этой проблемы: делая школьный проект о проблемах окружающей среды, он не переживает за природу и животных, а демонстрирует своим учителям, родственникам, одноклассникам и самому себе – какой он умный, вон сколько всего знает – далеко пойдёт! Его так приучили – этого-то от него и ждут. От него и не ждут того, что он серьёзно посвятит жизнь борьбе за охрану природы, охрану от антиприродной, сырьевой государственной политики, от корпораций. Борцы, Дон-Кихоты такому обществу вообще не нужны – они ему противны и опасны. Общество смеётся и издевается над Дон-Кихотом, называя его сумасшедшим придурком. Системе нужно общество расчётливых приспособленцев, общество потребителей, а не любители природы, которые мешают безотчётному и ненасытному потребительству. А Земле нужны добрые Иванушки-дурачки, что, поймав ночью в поле Сивку-Бурку, отпустят его, когда тот попросит. В отличие от ковбоя Джона, который вообще целый век только по закону кольта жил, а не то, что говорить о таком бескорыстном, простосердечном поступке. У него в сказке он быстренько бы захомутал Сивку в свой табун, без всяких разговоров со скотиной. Зачем же такому добру в поле пропадать – я его в бизнес пущу, выжму из него всё, что можно. Выдою Землю-матушку себе на новый гаджет (на ложку и тарелку с плоскими экранами в них, да на туалетную бумагу с фотокамерой и прямым выходом на Ютьюб). 
Я не к тому, что теперь нельзя веселиться, что нужно теперь отказаться от вещей и других благ цивилизации – как тут же начнут передёргивать оппоненты. Я не против вещей, я против вещизма, повального, вне цены вопроса, вот и всё. Есть разница? А поза мыслителя, или радетеля и благодетеля, маска духовности и прочие – такие модные сегодня забавы и лицедейства – это не ко мне! Это ко всем тем, что стонут от модных эко-тенденций в области эко-косметологии, или эко-кулинарии, или ещё от какой-нибудь эко-модности и био-актуальности, что следуют тенденциям (т.е. живут не своей головой, а по чужим лекалам), с модой на очередную «практику самосовершенствования», или на какой-нибудь «путь познания», «кармического очищения» (чистка кармы – не реже раза в месяц!), как и на йогу, как и на благотворительность и прочую профанацию заботы о ком-то-чём-то, о природе, или о детях, или вообще о человечестве, о душе и т.д. Вот в этом лицемерном «я за мир во всём Мире», при полном циничном «положить» на всё, что не есть мои личные интересы – и проживает большинство идеологов потребительской системы ценностей, которое только и делает, что сетует на обстоятельства, да кивает по сторонам, «а я чем хуже всех других», тоже хочу жить червём: с одного конца вошло, с другого вышло, вот и всё, что оставит этот человек после себя (дети не в счёт, они по образу и подобию проживут жизнь так же). И не ратую я за отказ от веселья и радостей, вот только не всякое развлечение и не все удовольствия несут радость, а главное – это то, что и радость не должна быть ценой чужой безрадостности, чужого невеселья и неудовольствия. А уж плясать и пировать во время чумы или во время пожара, и даже не на соседней уже улице, не у соседа (что так всех всегда утешает), а уже у себя под носом – это, как минимум, недальновидно, не пришлось бы пожалеть.

И кролик, в значении его существования, в смысле его жизни на Земле (смысле, очень далёком для понимания современным «умным» человеком, если только вне того единственно доступного ему сегодня смысла – что всё вокруг только для употребления в своих нуждах или прихотях, т.е. с утилитарным назначением, как это внушается обществу потребления, для обеспечения непрерывного конвейера этого потребления) – ничуть не хуже человека – пусть не такое же, конечно, другое существо, но тоже нерукотворное создание, чудом рождения сотворённое, живое, одушевлённое создание. Он просто другое существо, более слабое и глупое (а что, разве грудные дети не слабые и не глупые, но их же не убивают на этом основании!), хоть и разговаривать не умеет, и уравнения не решает, и оружие не мастерит, а сидит тихонько под кустиком, носик на солнышке греет.
Хотя, вот пишу «не убивают же слабых и глупых», а ведь в последнее время всё чаще слышу «рациональные» и очень аргументированные доводы в пользу логики очищения общества от обузы социальной заботы о всяких неизлечимо больных, слабоумных, бомжей, и даже лишения различных гражданских прав (или их ограничения) неуспешных, не имеющих «ума» зарабатывать, социально неадаптированных, не заточенных под систему.

Нельзя делать на кролике опыты во благо человека – для изобретения какого-нибудь лекарства, стирального порошка или губной помады. Научитесь изобретать такие зубные пасты, которые не нужно ни на ком испытывать – вон, сколько известняков и мела по планете раскидано, так нет, нам же нужно что подороже; чтобы не просто зубная щетка, а с электромоторчиком (а ещё, наверное, сделают и с плеером – чтобы приятнее чистилось под музыку, или ещё с какой-нибудь ненужной-очень-нужной ерундой) или чтобы как-нибудь элитарно и «эксклюзивно», «уникальное предложение», с щетиной из какого-нибудь редкого, желательно, вымирающего животного и т.д. Благо на чужой крови и страданиях – это не благо, это зло для всех. Потому что все мы на этой планете едины, и пока мы этого не поймём, мы будем продолжать страдать и гадить себе же на голову (пока какие-нибудь страшные катастрофы или техногенные аварии, или биоинженерные достижения мутации, или изменения климата, или исчезновение животных и растительных видов и пищевых цепочек... не остановит всю эту вакханалию человеческого ненасытного насыщения, потребительскую паранойю. Потому что закон природы таков: если ты охотишься на кого-то, то будь покоен – уже и ты на прицеле у кого-то или чего-то, и с тебя должок спросится. Выгребая из планеты всё, что только можно и нельзя, до чего только дотянутся загребущие ручонки, а взамен отдавая природе только газы и дым в атмосферу, отходы в реки, моря и океан, и т.д. – мы обворовываем самих себя, или своих детей и внуков (о которых мы, дескать, очень сильно заботимся, скребя им на машину)! Мы убиваем кроликов, а нас убьют чужая халатность, или преступное «моя хата с краю», или бандит и наркоман, взращенные системой потребления, или неуравновешенный циник – прилежный ученик и воспитанник лидерских качеств, хищничества и агрессии,.. или террористы, также произрастающие из порочности этой несправедливой или алчной системы и её ценностей, приоритетов, или армии более могущественных государств… Мы используем беззащитных братьев меньших в своих целях, а нас наши правители используют в своих. Всё по-честному: кто сильнее – тому всё можно. Кстати это не закон джунглей, в джунглях, в дикой природе всё не так примитивно, как у нас хомосапиенсов. Там бывает так, что тигрица грудную обезьянку удочерит – сама, умных даже книжек никогда не читая, без вмешательства высокодуховных и высокоразвитых учителей и проповедников, духовных лидеров, культурной и интеллектуальной элиты... И вообще много чего там не так, как в наших просвещённых и прогрессивных каменных джунглях, чему бы нам ещё поучиться.

Не человеком сотворены все эти глаза и перепонки, мягкий и пушистый мех, способность бегать на своих быстрых и сильных лапах или скакать, одним прыжком запрыгивая на высокую ветку дерева, или умение плавать, как дельфины, быстрыми и гладкими своими телами рассекая волны и даже высоко выпрыгивая из воды, не человеком разукрашены тончайшие и переливающиеся крылья бабочек… А потому и не человеку решать и судить – кому жить, а кому украшать своим трупом, своим чучелом или одной засушенной головой, или шкурой его стену в спальнях и сортирах, не человеку – ни одной рыбьей чешуйки для рыбы не создавшему – убивать животных для удовлетворения своих прихотей и тщеславия, для красования в чужой коже на своих плечах, ногах, руках, перед себе подобными!..

Японцы веками и по сей день жестоко убивают одних из самых великолепных созданий Земли – китов – несмотря на запреты международных организаций, несмотря на протесты защитников животных – плевали они на всех и на всё – хотят жрать именно китов и использовать их мёртвые тела в косметических и других целях, и будут это делать! А потом «Бац!» и смыло за полчаса японцев с их благами цивилизации. Жалко? Конечно, жалко, но не больше, чем китов и всех остальных истребляемых людьми жителей планеты. Тут меня сейчас закидают тухлыми яйцами: «вот дура-то! ставит каких-то там рыбин и тупых кроликов на одну ступень с человеком!». Так вот, пока люди не осознают, что мы все имеем равные права для жизни на Земле, что человек не имеет права истребить на земле всё, до чего только дотянутся его загребущие ручонки – всё будет плохо, и никакие рецепты и реформы вам не помогут. Максимум, что реформы могут, это создать видимость благополучия, как в Европе, например, но всего лишь временного благополучия, или внешнего. А может, вам это-то и нужно, а как всё на самом деле вам и не важно: лишь бы матрица всегда была рядом, пусть розовые очки вместо глаз, зато в красивой оправе?! Как там говорил Сайфер (предатель из «Матрицы»): лучше жрать бифштекс в искусственной реальности, чем в настоящей реальности, но кашу.  «Понимаете, ведь я знаю, что этот бифштекс не существует. Я знаю, когда сую его в рот, что это Матрица сообщает моему мозгу, какой он сочный и восхитительный. Но знаете, что я понял спустя девять лет? … Неведенье – вот счастье. … Я хочу все забыть. Все! Вы понимаете? И я хочу быть богатым. Кем – это не важно. Например, актером. Вы же можете это сделать, верно?»

Хотели рецепта, ответа на вопрос «что делать?» – пожалуйста. Но что-то мне подсказывает, что он вам не понравится. Потому что вы не хотите меняться и менять свою жизнь на благо другим – вы хотите, чтобы другие менялись и меняли свою жизнь на благо вам, а это огромная разница.

Жизнь на земле будет уничтожена не ядерным оружием, а бальзамом с ополаскивателем и кондиционером «три в одном»; нас сотрут с лица земли не террористы и маньяки, а краснощёкий добропорядочный семьянин, весельчак и балагур, любящий природу на фотографиях в своём компьютере, да в виде шашлычка из неё родимой, из матери своей, «матушки-природы».

Рим погубили не варвары.

«Колизеи» и «Новые Колизеи», «Калигулы» окружают нас сегодня со всех сторон. Думаете, хозяева заведений с такими названиями не знают – что собой представляли и символизируют до сих пор эти их кумиры?! Собственно, самим этим явлением уже сказано не мало…

Зинна.


Рецензии