Хор

     Весной 2001 г. я стал посещать немецкий хор. Хор был мужской и создан давно, в 1840 году. Назывался он «Maennergesangverein Eintracht 1840 Soedel», что в переводе - Мужское  песенное  сообщество  «Согласие»  города  Зёдель 1840 г.
     Soedel - небольшой городок и очень старый: в 2002  году ему исполнилось 1200 лет. Рядом – другой тоже маленький город – Woelfersheim. Постепенно разрастаясь, эти городки слились в один, и граница между ними проходит по улице Grenzweg (Пограничная), на которой мы тогда жили в Woelfersheim’е.
     Надо заметить, что в каждом немецком городе, даже очень небольшом, есть хоры - мужские, женские и смешанные. Часто одновременно все эти хоры, и даже по несколько штук. Есть и оркестры. И хоры, и оркестры - на достаточно высоком уровне, потому  что ими руководят профессиональные музыканты.
     Наш хор собирается один раз в неделю, по вторникам, и мы занимаемся 1,5 часа. Некоторые приходят заранее: в том же помещении – пивная, и это, по существу, мужской клуб. После занятий многие там и остаются - играют в малопонятные игры, беседуют и, конечно, пьют пиво. Пьяных никогда не бывает: немцы меру, да и здоровье своё берегут.
Хор разделён на 4 группы: первые и вторые тенора, баритоны и басы. Меня отправили сначала в басовую группу, там был дефицит певцов. Неудобно было признаться, что я вовсе не бас. На втором занятии я сел за пианино и спел что-то из русских из песен. Услышав меня, руководитель тут же отправил меня по назначению, в баритоны.
     Все хористы поют по нотам, хотя нот многие, и в том числе и я, почти не
знают. А у меня дополнительные трудности, – языковые: я должен следить не только за нотами, но и за текстом немецких песен. А их много - ведь все поют давно, по 20 - 30 лет.
     На выступлениях хористы надевают форму – белая рубашка, тёмные брюки и специально сшитые пиджаки тёмно малинового цвета и в тон им - галстуки. Выступления случаются довольно часто: праздников в Германии навалом, да и на всякие юбилеи хор охотно приглашают.
     Примерно раз в полтора или два месяца хор собирается, чтобы отпраздновать дни рождения, а это значит вкусно и обильно поесть и выпить. Собирается в небольшом помещении, предоставляемое кирхой, с которой хор дружит. Все приходят со своими тарелками, ножами и вилками. Еду, и напитки  оплачивают из денег, заработанных хором. Кроме этих застолий бывают ещё юбилеи кого-нибудь из хористов, и тогда все идут праздновать в кафе или ресторан. Каждый раз - это «обжираловки». Немцы едят и пьют пиво, особенно если «на халяву», охотно и много. Вино,  пиво, кока-кола и минеральная вода - всёго очень много. Для любителей крепких напитков - коньяк или водка (как правило, наша, российская, уважают её немцы очень). Основная трудность - вовремя остановиться. А это - ох как трудно! Как правило, варят копчёную свинину. Нарезанная большими ломтями она лежит и пахнет так, что даже сытый человек не может пройти мимо.
     Мне наш хор очень нравиться. И как поют, и как друг к другу относятся. Все только на «ты» и только по именам - никакой официальности. Есть староста, который перед каждой песней раздаёт хористам ноты. Репетируем мы, сидя на стульях и у каждого своё место. В том же порядке выступаем и на публике, но уже стоя. Поёт хор «а капелла», т.е. без музыкального сопровождения
     Особенно много хор выступает в конце года, в дни адвентов (их четыре по числу воскресений, предшествующих католическому Рождеству), Вот и в прошедшее воскресенье была торжественная служба в евангелистской (протестантской) церкви по случаю 2-го адвента. Было много народа, и служба сопровождалась выступлениями нескольких хоров, в том числе и детского хора. Наш хор под аплодисменты исполнил три духовные песни.
     А накануне было годовое собрание хора. Все пришли в местный ресторан с жёнами, пили, ели, танцевали. Ну и пели, конечно. Многие заготовили сюрпризы. Я тоже с  несколькими хористами подготовил старинную русскую песню «Вечерний звон». Первый и последний куплет пел по-русски, остальные все вместе по-немецки. Всем очень понравилось. Немцы вообще очень благодарная публика. На бис я исполнил ещё пару русских песен, аккомпанируя себе на гитаре. 
     В конце 2007 года мы переехали жить в другой город, и мне пришлось распрощаться с хором. Жаль, конечно, было, но ездить далеко. Устроил прощальный фуршет, благо пивная под боком. Все со мной тепло попрощались.
                2001, 2010 гг.


Рецензии