Кира Муратова. Мелодия для шарманки

   
  Эссе

 Недавно я посмотрела фильм "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Он посвящен страданиям детей в современном мире. Вспомнился Достоевский, спор Ивана Карамазова с Алёшей:
   - Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя..., в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками....
Я от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только  замученного ребенка...
    Со школьной скамьи знакомые нам строчки из главы "Бунт".  С ними перекликаются рассказы  писателя - "Мальчик у Христа на ёлке", "Нетточка Незванова" и другие.
  "Мелодия для шарманки"  перекликается с Достоевским, с веком  19 - ым, давно прошедшим.
    Все готовятся к Новому году, наряжают ёлки,накрывают столы, а двое детей бредут голодные по праздничному городу, заглядывая в окна и витрины ярких магазинов.В конце фильма один из них - замерзает.
   Режиссёр нашла и надавила на очень болезненную точку нашего общества, и многим стало после просмотра этого фильма неуютно и неприятно, а другим очень радостно оттого, что на экране появилось настоящее кино.
   Настоящее, потому что художник не щекочет наше самолюбование, не потакает инстинктам, а будит совесть  и общественное сознание, т.е.делает то,что всегда на Руси считалось признаком большого и настоящего искусства.
   Это святочный рассказ, но с современным сюжетом и стилистикой. Было большой смелостью, не боясь показаться скучной, вставить в середину фильма большой стих А.М.Плещеева, который читает, замерзающий в конце фильма, мальчик. Это одна из ключевых сцен и потому приведу стих полностью.

Был у Христа-младенца сад
И много роз взрастил Он в нём.
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок Себе потом.

Когда же розы расцвели,
Детей еврейских созвал Он.
Они сорвали по цветку
И сад был весь опустошён...

Как Ты сплетёшь Себе венок -
в Твоём саду нет больше роз?
"Вы позабыли, что шипы
остались Мне", - сказал Христос.

И из шипов они сплели
Венок колючий для Него.
И капли крови вместо роз
Чело украсили Его..

  Христос присутствует в фильме, но не декоративно-прикладной, а реально распятый в этих детях. Нет хэппи-энда, но есть катарсис, поскольку фильм вызывает реальные слёзы и стыд, свидетельствующий, что совесть не умерла, а только притихла под накипью гламура и эгоизма. Все призы этого фильма, а это: Гран-при XVIII Открытого фестиваля кино «Киношок» (Анапа, Россия)в 2009 , премия "Ника» в 2010 году в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» - заслуженны, но, не скупясь, можно добавить ещё.
  На мой взгляд - это лучшее творение Киры Муратовой, да и лучшая из лент, созданных в последние пару-тройку лет. Фильм глубокий, требует осмысления, но и прост, автор не скрывает смысла, не вынуждает путаться в догадках и искать чёрную кошку в чёрной комнате.
  Думаю, что ему предстоит долгая жизнь и через пару тройку лет он займёт почётное место наряду с лентами Филлинни и такими фильмами, как "Форест Гамп".   


Рецензии