Кира Муратова. Мелодия для шарманки
Эссе
Недавно я посмотрела фильм "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Он посвящен страданиям детей в современном мире. Вспомнился Достоевский, спор Ивана Карамазова с Алёшей:
- Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя..., в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками....
Я от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка...
Со школьной скамьи знакомые нам строчки из главы "Бунт". С ними перекликаются рассказы писателя - "Мальчик у Христа на ёлке", "Нетточка Незванова" и другие.
"Мелодия для шарманки" перекликается с Достоевским, с веком 19 - ым, давно прошедшим.
Все готовятся к Новому году, наряжают ёлки,накрывают столы, а двое детей бредут голодные по праздничному городу, заглядывая в окна и витрины ярких магазинов.В конце фильма один из них - замерзает.
Режиссёр нашла и надавила на очень болезненную точку нашего общества, и многим стало после просмотра этого фильма неуютно и неприятно, а другим очень радостно оттого, что на экране появилось настоящее кино.
Настоящее, потому что художник не щекочет наше самолюбование, не потакает инстинктам, а будит совесть и общественное сознание, т.е.делает то,что всегда на Руси считалось признаком большого и настоящего искусства.
Это святочный рассказ, но с современным сюжетом и стилистикой. Было большой смелостью, не боясь показаться скучной, вставить в середину фильма большой стих А.М.Плещеева, который читает, замерзающий в конце фильма, мальчик. Это одна из ключевых сцен и потому приведу стих полностью.
Был у Христа-младенца сад
И много роз взрастил Он в нём.
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок Себе потом.
Когда же розы расцвели,
Детей еврейских созвал Он.
Они сорвали по цветку
И сад был весь опустошён...
Как Ты сплетёшь Себе венок -
в Твоём саду нет больше роз?
"Вы позабыли, что шипы
остались Мне", - сказал Христос.
И из шипов они сплели
Венок колючий для Него.
И капли крови вместо роз
Чело украсили Его..
Христос присутствует в фильме, но не декоративно-прикладной, а реально распятый в этих детях. Нет хэппи-энда, но есть катарсис, поскольку фильм вызывает реальные слёзы и стыд, свидетельствующий, что совесть не умерла, а только притихла под накипью гламура и эгоизма. Все призы этого фильма, а это: Гран-при XVIII Открытого фестиваля кино «Киношок» (Анапа, Россия)в 2009 , премия "Ника» в 2010 году в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» - заслуженны, но, не скупясь, можно добавить ещё.
На мой взгляд - это лучшее творение Киры Муратовой, да и лучшая из лент, созданных в последние пару-тройку лет. Фильм глубокий, требует осмысления, но и прост, автор не скрывает смысла, не вынуждает путаться в догадках и искать чёрную кошку в чёрной комнате.
Думаю, что ему предстоит долгая жизнь и через пару тройку лет он займёт почётное место наряду с лентами Филлинни и такими фильмами, как "Форест Гамп".
Свидетельство о публикации №212020101335