Лопата

Был 1942 год. Июнь месяц. Второй год войны с немцами. Новый урожай ещё не созрел, а прошлогодний съели весь до последней крошки. Вынужден был работать пастухом овец, телят и коз на Калдае, а дом был в Курлове (12 км по лесной дороге). Ночевал «по чередам», т.е. каждый день переходил из избы в избу.

Работать-то начал с 1-го мая, и вот в июне страшно захотелось побывать дома. Пригнал я своё стадо, переоделся и пошел, на ночь глядя. Прошел уже километров пять. Иду по одному из самых глухих участков пути и вдруг вижу – впереди, чуть справа от дороги, что-то белое покачивается из стороны в сторону.

А нужно сказать, что за год войны в деревнях появилась много  разных суеверий, гаданий, молитв (именно тогда я на всю жизнь выучил «Отче наш», чем удивлял своих товарищей по жизни впо-следствии). Молитве научили старухи, у которых я ночевал (без этой молитвы они не разрешали садиться за стол с едой).

Но особенно развился жанр устных рассказов о сновидениях и вообще всяческих видениях, явлениях и, уж конечно, о привидениях, которые всегда «являлись» темной ночью и в чем-то белом (по-моему, во всем мире они именно так и делают).

А тут и ночь-то темная, и лес-то глухой, и мне-то всего десять (два месяца до одиннадцати лет осталось)! Страшно! Ведь на всей дороге не было ни одной деревни. Всё лес, глухомань и почти заброшенная, еле заметная дорога, кстати, очень древняя, сделанная ещё до появления в этих местах железной дороги. И была эта дорога с глубокими кюветами по бокам (как они там появились, я расскажу далее, см. «Муромская дорога»).

Первая мысль: повернуть назад, но домой страшно хочется. Но назад все же посмотрел, а там ещё темнее, чем впереди. По краям дороги канавы, поросшие кустарником. Забрался я в левую канаву: и ползком, ползком вперед. Ползу, никуда не смотрю, головы не поднимаю, думаю, что проползу мимо НЕГО, а когда ОНО останется сзади, выйду из канавы и побегу.

Долго полз. Исцарапался весь: в канаве-то ежевика росла, а она зверски колючая. Наконец решился! Поднял голову, а ОНО прямо передо мной. Тьфу ты, черт подери! Лопата! Деревянная. Осталась, видимо ещё с зимы. Стоит она, прислоненная к кусту в правой канаве, черенком вниз. И немного покачивается из стороны в сторону.

Дальше шел уже героем!  Даже не помню, как прошел остальной участок пути. На всю жизнь запомнилась мне эта лопата-«привидение», и воспоминания о ней часто помогали преодолевать действительные и мнимые препятствия, которые так часто встречаются на жизненном пути.   


Рецензии