странная лекция отрывок из романа

Странная лекция (отрывок)

-Видишь ли, все, что мы видим вокруг, на самом деле совсем не то, что мы об этом думаем! – Медленно начал Профессор, задумчиво потирая подбородок.- Помнишь, в древнейшие времена люди считали, что Земля, - диск? Где-то рассказывали в школах и университетах, что она покоится на слонах, где-то,- что на черепахе, плавающей в океане. Космическое пространство представлялось хрустальным сводом с прикрепленными к нему солнцем и звездами…Сомнение в правильности этой теории зародились только после путешествия Колумба к берегам Индии, в результате которого была открыта Америка. В лучших умах того времени зародились сомнения в правильности существующих теорий… И только кругосветное путешествие Магеллана убедило самых закоренелых скептиков! Человечество, наконец-то, осознало, что живет на шарике, плавающем в космической бездне! Но, к слову сказать, даже тогда, перед лицом явных доказательств, некоторые закостенелые «ученые» мужи отрицали очевидное! Они выступали с мечом и огнем, во главе религиозных течений, против новых «вредоносных» теорий!
Понимаешь, люди, по природе страха своего, не склонны принимать на веру никаких свежеиспеченных теорий. Мы все, в той или иной мере, заражены скептицизмом, и, зачастую, даже не хотим слышать ничего нового. Даже серьезные ученые, мыслящие и вполне адекватные, тяжело принимают на веру любые теории, расходящиеся с общепринятой точкой зрения. Вспомни хотя бы Джордано Бруно, выдвинувшем теорию о бесконечности Вселенной и множественности миров! Его сожгли на костре вместе с написанными им трудами! А ведь он имел сан священника и открытия свои сделал в тиши монастырских библиотек! Кого, как не его должны были поддержать ученые мужи того времени! Тем более, что он вовсе не отрицал существования Бога! Ан нет, проще было откреститься от неудобной теории, спрятать голову в песок и делать вид, что ничего не произошло! А иначе, - пришлось бы пересматривать существующие теории и напрягаться!
Собственно, сейчас мы имеем ту же ситуацию в науке, - люди ведь всегда остаются людьми… Посмотри: ресурсы планеты нашей многострадальной практически выработаны, развитие технологий через несколько десятков лет потребуют новых источников энергии. А где взять то их? Земля-то у нас одна, и недра ее истощаются! А мы выкачиваем, выкачиваем, выкачиваем их.  Человечество тупо и методично рубит сук, на котором сидит. Где-то в воздухе витает необходимость качественного скачка в науке…Закон диалектики, так сказать.. Беда в том, что любой скачек,- это выход за пределы традиционных научных представлений! А они ведь сковывают не хуже железных цепей!
Вот теперь ответь,- разве будут маститые ученые мужи, сделавшие себе имена на господствующих ныне теориях, всерьез рассматривать мысли, не укладывающиеся в общие рамки? Да нет, конечно! Мало того, они, родимые, все сделают для того, чтобы задушить «крамолу» на корню. Кому охота терять ученые степени и признавать, что всю жизнь шествовали дружным строем к тупику? Гораздо приятнее осмеять новую мысль и продолжить почивать на лаврах. Тем более, что в этом случае, у уважаемых в своих кругах ученых, есть  большая вероятность спокойно уйти на покой, не потеряв своего статуса!  В противном случае, слишком велик риск, потерять свои драгоценные регалии, а с ними, и денежки! 
Вот и получается, дорогая моя, что научная мысль находится под постоянным, пристальным контролем закостеневших, эгоистичных умов, прямо или косвенно заинтересованных в ее неизменности. В результате, мы и имеем мы сейчас то, что имеем!
-То есть, - не сдержавшись, перебила я учителя, - получается, что развитие науки тормозиться самими учеными?
-Частично, - согласился Профессор. – Но, кроме них, есть и еще одна сила. Колоссальная сила! Это бизнес, дорогая!
-Как это? – С удивлением спросила я. – Мне казалось, что именно бизнес заинтересован больше всего в развитии технологий!
-Да? – Хитро улыбнулся Учитель. – А подумай, Маш, получше! Вот, например, ситуация с нефтью. Всем известно, что запасы этого ресурса на нашей планете стремительно истощаются. Но, знаешь ли ты, что нефтеперерабатывающие компании, автопромышленный комплекс со всеми его дочерними предприятиями,- все эти бизнес-сообщества платят огромные деньги, выкупая патенты по всему миру? Патенты, которые позволили бы исключить нефть в качестве топлива? И, разумеется, компании эти делают это для того, чтобы затормозить развитие научной мысли в этом направлении! И патенты эти просто прячутся в дальний ящик и, поскольку правообладатели не желают использовать мысли, изложенные в них! И, заметь, согласно законодательству большинства стран, никому другому это тоже отныне не позволено!
-Это для того, чтобы не заниматься переоборудованием производства? – Спросила я. – Чтобы не терпеть убытки?
-Это для того, - невесело ухмыльнулся Вахрушев, - чтобы не разориться! Кому нужны будут все эти нефтяные вышки, все эти заводы по производству машин? Тут не переоборудованием пахнет, а полным уничтожением существующей структуры бизнеса. Ну, а поскольку, все основные ресурсы, в том числе и денежные, как раз находятся в руках бизнесменов (а вовсе не политиков, как принято думать), то они и пытаются, как могут, обезопасить себя!
-Ничего себе! – Обалдело произнесла я, представив себе картину заговора против научной мысли. – Получается, что всем наплевать и на экологию, и на целесообразность?
-Конечно, - согласно кивнул Учитель. – Тем более, что альтернативное топливо давным-давно открыто! И сколько-нибудь серьезный ученый в этом даже сомневаться не может!
-Да, я в шоке! – Протянула я. – И выхода нет?
-А это уже философский вопрос, Мария и он выходит за рамки нашего обсуждения. – Задумчиво ответил Вахрушев. – Но, мы с тобой опять отклонились от темы. Мы, помниться, обсуждали развитие научной мысли, не так ли?
-Ну, да, - согласилась я, - мы говорили о том, что снобизм уже давным-давно начал тормозить развитие науки…
-Правильно, - согласился Профессор. - А начался весь этот научный снобизм еще в средние века. Развивалась техника, проводилось все больше и больше исследований и экспериментов. Постепенно, шаг за шагом, многие представления древних о мире были или опровергнуты, или забыты. Трактаты брахманов были осмеяны. Сегодня, к примеру, каждый школьник знает, что Земля - круглая и имеет диаметр более 12 тысяч километров по экватору. Ты вот, например, еще недавно рассмеялась бы мне в лицо, если бы я тебе сказал, что это не так, правда? Что диаметр нашей планеты – более 16 тысяч километров, и что при некоторых условиях она вовсе не круглая! А сегодня ты, Маш, сама прекрасно знаешь, что шарообразная она только в нашем измерении. Ты ведь сама позавчера видела ее в виде диска!  И не плавал ли этот диск в чем-то таком, что сильно напоминало океанскую бездну? Так может, древние-то были правы? И не стоило так буквально трактовать их слова? Может, и к лучшему, что не далось их глубокое знание в руки нам, неразумным? Мы ведь с этими знаниями,- как обезьяна с гранатой!
-Так что, представления современной науки не правильны?- Неуверенно попыталась я подытожить слова Учителя, воспользовавшись возникшей паузой.
-В некотором смысле, дорогая моя, они правильны, а в некотором смысле,- нет. Вернее сказать, что каждая научная теория имеет свои ограничения. Вот, например, в средние века большинство математических и физических моделей было основано на Евклидовой геометрии, предусматривающей линейность пространства. Законы Ньютона казались тогда единственно верными. И вот, вдруг, является Эйнштейн и выдает, что они имеют определенные ограничения при высоких скоростях! Оказалось, что существует зависимость между массой и скоростью! Или еще, - тот же Эйнштейн заявляет об искривлении пространства вблизи массивных тел! Если согласовывать все это со средневековыми представлениями о мире,- то выглядят эти теории записками сумасшедшего!
Но и сейчас все не так однозначно! Физика уже упомянутого Эйнштейна была основана на том постулате, что скорость света,-  максимально возможная. А теперь понятно, что это вовсе не так! Уже открыты частицы, существование которых можно объяснить только в том случае, если предположить, что скорость света,- вовсе не предельна!
Да мало ли еще утверждений, которые ждут своего опровержения! Ну, например, в скором времени человечество будет иметь честь узнать о том, что существуют не только гравитационные и электромагнитные, но и эфирные взаимодействия. А там уж не далеко и до открытия ментальной энергии! И именно с помощью этих новых знаний смогут, наконец, ученые, создать Единую Теорию Поля, о которой так давно мечтает человечество.  Правда, применить новые знания у них не получится. Не дадут! – Учитель замолчал и задумался о чем-то. - Знаешь, смешно, но эта пресловутая Теория уже была открыта, да! Дважды! Тот же Альберт Эйнштейн, а незадолго до него,- Никола Тесла… Грандиозные мыслители! Но, дорогая, у них хватило ума уничтожить свои записи, когда им Посвященные объяснили, к чему эти знания могут привести.
Правда, до Эйнштейна все это не сразу дошло. Слышала, наверное, историю об американском эсминце «Элдридж»? Ну, когда боевой корабль со всем экипажем вдруг пропал, словно растворился в пространстве? Это наш знакомец Альберт засандалил его в эфирный коридор. Вот, - сначала засандалил, потом испугался, да уничтожил свои работы. К счастью, американцы сами до смерти перепугались и не стали ему препятствовать!
-Так что же, наука не должна развиваться? – Несмело спросила я.
-Сложный вопрос. И да, и нет! Давай обсудим этот вопрос позднее, ладно? Я думаю, что ответ на него ты найдешь сама, когда получишь достаточно информации. Знаешь, все это я тебе рассказываю только для того, чтобы ты поняла, что мир совсем не соответствует современным представлениям о нем. Только отстранившись от вбитых в голову постулатов, мы можем воспринять что-то новое и необычное. Моя задача сейчас, - заставить тебя взглянуть на вселенную свежим взглядом. Снять с твоего сознания шоры,- вот моя сегодняшняя цель!
-Ну, положим, я поняла, что не все так просто в этом мире. Я старалась говорить, тщательно подбирая слова. - Неясно для меня вот что,- вы-то, откуда все это знаете? Как глубоки ваши знания? И, наконец, кто вы?
-Вот мы и подошли к главным на сегодня вопросам! - Облегченно выдохнул Профессор. – Я, а с сегодняшнего дня, и ты,- принадлежим к цепи ученической преемственности, берущей начало в глубокой древности. Знания, которые мы передаем из поколения в поколения, остаются неизменными на протяжении уже нескольких тысячелетий.
Начиная изучать науку о мире, мы даем клятву,- не искажать мудрость веков, не трактовать знания и передавать его ученикам дословно! И это не простая формальность. Если бы мы не соблюдали этот принцип, то через несколько поколений имели бы искаженное знание. Примеров тому множество. Взять, хотя бы миф о том, что мир,- это блюдо на спине черепахи. Красивое образное выражение! Основа этого мифа, безусловно, правдива, ты позднее в этом сама убедишься, а вот трактовка,- бред полный! В общем, как в детской игре «испорченный телефон»! Один красиво выразился, а второй,- понял слишком  буквально. А результат,- более чем плачевный: убежденность современных ученых в том, что древние находились в иллюзии и ничего не знали о строении вселенной!
Внезапно Учитель замолчал, словно задумавшись о чем-то своем. Проходили минуты, а он все не нарушал звенящей тишины, повисшей между нами. Я же, тем более, не смела открыть рот и разрушить торжественность момента. Передо мной словно приоткрыли занавес, скрывающий реальный мир. Я увидела вдруг, как на сцене жизни идет игра, а актеры даже не догадываются, что играют роли в пьесе по чужому сценарию. 
 


Рецензии