Воспоминание из прошлого

      В театре на Таганке давали спектакль «Жизнь Галилея» по пьесе Бертольда Брехта с Владимиром Высоцким в главной роли в постановке Юрия Любимова. Билетов, конечно, не было, а так хотелось попасть на этот спектакль. Пришлось применить массу усилий, обзвонив всех знакомых- театралов. И удача улыбнулась мне, билеты достали, да какие – на первый ряд партера. Восторг и ожидание чуда переполняли мою душу. До того я бывала в столь модном в те времена театре, но с живым Высоцким мне предстояло встретиться  впервые. Я надела в театр свой новый джерсовый костюм, сделанный на заказ – лучший в моем гардеробе. Вечер складывался прекрасно. В хорошем настроении мы с другом заняли свои места и стали ждать предстоящего волшебства.
     Спектакль начался. С одной стороны сцены стоял хор монахов, символизирующий силу, значимость церкви и власть общества. По другую находился хор мальчиков, он олицетворял собой надежду на то, что в итоге новое в жизни должно восторжествовать. В зале попеременно звучало и хоровое пение, и современная музыка, что, по сценарию, должно было подготовить зрителя к печальному финалу, но при этом давало надежду на победу прогресса. Всем известно, что Галилео Галилей - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, был влюблен в науку и жизнь. Для него открывать новое, делиться своими знаниями с людьми было также важно, как и дышать. Осталось в памяти изречение Галилея, что именно Аристотель научил его удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают рассуждения, а не только авторитет учителя. 
     Жажда жизни, смешанная с жаждой знаний, влюбленность в науку, его энергетика – все это было в образе, который нёс зрителям Высоцкий-Галилей. Галилей не был затворником,  для него мир был просторен, обширен, свободен от оков предрассудков и предубеждений и простирался вглубь, к звездам. Именно такого Галилея должен быть предъявить зрителям Владимир Высоцкий.
      Постановка спектакля не была традиционной. Стены декораций были выстроены из картонных ячеек для яиц, а в руках персонажей пьесы были современные портфели, сигареты, что, по задумке режиссера, символизировало связь времен.
      А на сцене тем временем разворачивались сложные события. Священники резко и громко обличали Галилея в ереси и требовали его жесткого наказания. Налицо был неразрешимый конфликт между наукой и мракобесием. Не зря же на сцене находилось два хора – хор мальчиков и хор монахов. Один из хоров поддерживал ученого, другой — осуждал, понуждая его к отречению.
      Самого Галилея пока на сцене не было, действие разворачивалось как бы в его комнате с весьма условным декоративным оформлением. На краю сцены у самой рампы стояла большая емкость, доверху наполненная водой. За ней я наблюдала с большим подозрением с тех самых пор, как только мы заняли свои места в зале. "Для чего столько воды", – думала я с опаской. Высоцкий-Галилей решительно вышел на сцену из боковой двери, он был полуодет, быстро подбежал к заждавшемуся его тазу с водой, набрал в ладошки воду и забросил её на себя – в подмышки, на грудь, на лицо. Он мылся по-настоящему, резко и быстро. Во все стороны полетели брызги. Я же сидела напротив него. И как же я горько пожалела, что не взяла с собой в зрительный зал, условно говоря, зонтик, потому что через секунду была уже абсолютно мокрой. Мой новый, дорогой, первый раз надетый, шерстяной костюм мгновенно намок, прямо на мне. Еще бы, в тазу  воды было, сколько хочешь. Собравшиеся на сцене персонажи пьесы о чем-то громко говорили актеру, он им также эмоционально отвечал. Но я этого уже не слышала. Потому что все мысли мои удалились от Галилея уже далеко, и я только и думала о том, как я буду выглядеть перед моим другом, когда зажжется свет в зрительном зале. Я понимала, что картинка будет еще та – вид мокрой курицы никого не красил. Кроме того, я начала замерзать, потому что прямо на нас шёл поток холодного воздуха, поступавшего из почему-то открытого запасного выхода.
      Краем глаза я увидела, что Высоцкий со сцены исчез. Я подумала – не к добру. Так и получилось. Он вернулся на сцену, и на этот раз в его руках была огромная и уже раскрытая на середине книга, видимо, Библия. Он что-то прокричал священнослужителям, подошел к краю сцены на то самое место, где стоял таз с остатками воды, и резко, с шумом захлопнул книгу. Из неё поднялся и сдулся сквозняком в мою сторону огромный столб пыли или пудры, уж не знаю точно, которая тут же села на мой многострадальный и уже абсолютно мокрый костюм.
      Я поняла: это все. Реквизиторы хорошо постарались и напудрили книгу от души. А Высоцкий-Галилей со свойственным ему темпераментом и энергией большого и мощного  актера, убеждал священников в своей правоте и, конечно, ничего не видел и не слышал. Он играл спектакль на одном нерве, с полной отдачей, и все чувства у него в этот момент были настоящими. Да и что увидишь в тёмном зале...
     А для меня это был конец. Я чуть слышно прошептала своему молодому человеку, что мне надо выйти, и тихонько встала со своего места. В этот момент мечтала только об одном – уйти незаметно, пока меня в таком виде никто не видит. Когда пришла за пальто в гардероб, тамошние работники с удивлением посмотрели на меня, но ничего не сказали. Им ведь не объяснишь в двух словах, что произошло на самом деле. Да и кто поверит, что такое возможно в театре. Наверное, спектакль был хорош. Наверное, он прошёл на одном дыхании. Потом я читала великолепные отзывы об этой  работе и Ю.Любимова, и В.Высоцкого, и вообще о спектакле в целом. Так оно и было, я не сомневаюсь. Но я в этот театр с тех пор не ходила, слишком много впечатлений для одного раза.
     Но все-таки даже короткое соприкосновение с актерской работой В.С. Высоцкого оставило во мне ощущение его мощного темперамента и неповторимости таланта.
      А со своим молодым человеком я больше не встречалась.

Картинка из Интернета.


Рецензии
Яркое, впечатление у Вас осталось от встречи Галилеем-Высоцким )))
Зато, Ваш отзыв самый неординарный. Эх, жаль, что так и не досмотрели спектакль до конца.

Галина Фомина   19.09.2019 16:54     Заявить о нарушении
Что верно, то верно - не досмотрела спектакль. Зато впечатление осталось от встречи с талантом. Спасибо за отклик, удачи во всем Вам,

Алла Изрина   19.09.2019 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.