Анафема

Анафема – проклятие – инакомыслие –  нетерпимость – процессы над ведьмами – аутодафе – Джордано Бруно – сталинские   репрессии – враги народа – «чёрные вороны» - деспотия идей и личностей – управление общественным мнением

Шлю проклятия всем,
по-другому живущим.
И неважно, кто хуже,
неважно, кто лучше.
Просто Ты не такой,
Я тебе  не пример
И не эталон
всех ценностных мер. /2008/

* Абсолютной демократии никогда не было. И будет ли она вообще? Недемократическая власть устанавливает шоры человеческому сознанию и общественному мнению, переписывает историю общества и культуры в своих интересах. Из поля зрения исчезают имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписываются в шаблоны, диктуемые принятой идеологией.

В сталинские времена недоступным стало русское искусство начала ХХ века, были изъяты из библиотек книги русских философов-идеалистов, эмигрировавших писателей. В 30-е годы только в Москве  были уничтожены Храм  Христа Спасителя, построенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном. Пал Чудов монастырь в Кремле и множество других памятников архитектуры, созданных талантом и трудом народа.

** Бойкот – отказ от общения с человеком, нарушившим нравственные нормы и традиции. Индивидуалист Ларра из рассказа Горького «Старуха Изергиль» нарушил законы племени. Знак проклятия на  челе сделал его невидимым, не существующим для всех людей.   Бойкот – это приём политической и экономической борьбы.

*** Маргиналы – люди, выпавшие из своего круга, общественного слоя. Примером может послужить любой современный «бомж». Бомжей мы обходим стороной.

**** Эмбарго. Экономическая блокада Кубы Америкой. Один из методов воздействия на непокорных.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС «Уроки толерантности»
Форма: ситуативная ролевая игра «Построим дом» с обсуждением её результатов.

     Начальная работа с дефиницией «толерантности». Все ли присутствующие знают значение слова?
     После информирования о форме работы в аудитории распределяются роли из нижеследующего списка, причём участники могут пополнить список ролей самостоятельно.
Роли:
1 - осторожный («Семь раз отмерь – один раз отрежь»),
2 - нерешительный («А может не надо?»),
3 - удалец («Одним махом семерых побивахом»),
4 - Тяпкин-Ляпкин («И так сойдёт!»),
5 - рубаха-парень («Раззудись, плечо!»),
6 - рабочая лошадка («Раз-два, взяли!»),
7 - прожектёр («Ах, вот если бы…»),
8 - ходячий калькулятор («Что почём?»).

     Роли распределены, и перед участниками вывешивается плакат «Стадии строительства дома».
I -   проектирование,
II -   утверждение сметы,
III - закладка фундамента,
IV - возведение стен и перекрытий,
V -    дизайн помещений,
VI - внутренние отделочные работы,
VII - регистрация права собственности в государственных органах.

Задача для участников – распределиться  по разным стадиям строительства дома, используя две модели поведения:
1 - все участники слушают только себя, исходят из собственных побуждений и желаний, диктуемых ролью;
2 - участники стараются прислушиваться друг к другу и совместными усилиями найти соответствующее роли место каждого на стадиях строительства, руководствуясь общей пользой дела.
Обсуждение после игры.
1) Почему в первой игровой ситуации диалога не получилось, задание не могло быть выполнено?
2) Какие трудности возникают при толерантном варианте общения?

Итоги. Современная культура общения включает уважительное отношение к собеседнику, стремление увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения другого человека. То есть ещё перед началом диалога человек должен сформировать в себе психологическую установку на наличие у собеседника другого мнения по любому вопросу, на терпимое собственное отношение к такой возможности. И это будет способствовать достижению «консенсуса», потому что каждый человек – это целая Вселенная мыслей, чувств и образов. Эта аксиома – одно из оснований толерантности – необходимого условия существования гуманного общества.

        ДИСКУССИОННЫЙ  КЛУБ
1. Какой смысл имеет существование идейной оппозиции?
2. Кто становился жертвами инквизиции в Средние века?  Почему инквизиция взяла в руки «карающий меч» и не стала дожидаться Судного дня? Не противоречит ли это христианскому учению?
3. Можно ли в годы политических репрессий сохранить в себе Человека?
4. Как превратить «голос народа» в марионетку?
5. Иногда под знаменем свободы слова совершают безнравственные поступки. Что такое истинная «свобода слова» и действительно ли она входит в противоречие с этическими нормами?
 
        ИСКУССТВО
* Образ Жанны Д’Арк в живописи и кино. Национальная героиня, ставшая жертвой инквизиции.
* Верди Дж. Опера «Травиата». Дама полусвета («падшая» женщина) никогда не будет «на одной ноге» с аристократами. Высший свет игнорирует «выскочек». Браки с ними - мезальянс.
* Рахманинов С.В. Соната ре минор для фортепиано. В первой части воплощены романтические черты гётевского героя Фауста – неудовлетворённость и сомнения, стремление к самоутверждению, неустанные поиски. Борьба противоположных начал – мятущегося, ярко индивидуализированного и эпически-величавого – определяет содержание  первой части. Герой идёт на сделку с совестью, с Мефистофелем. Мотив Мефистофеля – колючие пунктирные ритмы. Фауст – потенциальный объект для анафемы.
*        Экранизация романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Центральная проблема – достижение внутренней свободы личности при тоталитарном режиме.

2009
_____________________________________
Графиоль автора


Рецензии