Анархия
Вихри враждебные воют и веют,
В душах сомненья, сумятицу сеют.
Как в темноте лабиринта прожить,
Отпустив, утеряв путеводную нить? \2008\
Большинство людей не против разумной власти, направляющей повседневную жизнь в необходимое русло, решающей возникающие проблемы в обществе, следящей за правопорядком. Но не всегда власть бывает разумной, она может быть недемократичной, коррумпированной или деспотичной, донельзя ограничивающей свободу личности. И тогда люди восстают против власти, свергают её, наступает период безначалия, до выборов новых общественных руководителей.
Идейные анархисты – нигилисты в отношении государственной власти, отрицающие какие бы то ни было авторитеты; ратующие за самоорганизацию и самоуправление. Но анархия ведёт к хаосу, при котором невозможно не только созидание, но и нормальное функционирование общества. В любом природном животном сообществе есть определённая иерархия, определённая структура с непременным лидером. Даже в среде анархистов выделяются лидеры, примером чему служит широко известный батька Махно времён гражданской войны в России.
Из Хаоса рождаются земля и небо в греческой мифологии. Хаос разделяется на свет и тьму. В буддизме из Хаоса возникает Яйцо Мира, Вселенной. Таким образом, неопределённость стремится к определённости, всегда являясь прародительницей чего-то. «Анархия – мать порядка!» Поэтому структуризация человеческого сообщества представляется неизбежной. И часто люди, узнав, почём фунт лиха при анархии, соглашаются на ещё большую узурпацию власти каким-либо человеком, чем та, которую уничтожила революция.
Беззаконие, нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне – таков смысловой ряд, соединяющийся с анархией у обычного человека.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
1. Возможно ли политически индифферентное существование индивида?
2. Человек – существо иерархическое или свободное?
3. Есть ли у отдельно взятого человека реальная власть над кем-либо?
4. «С волками жить – по-волчьи выть»?
ИСКУССТВО
* Дейнека А. Крестьянское восстание. Эскиз. Горящая усадьба, бегущие вооружённые люди.
* Дейнека А. Кто кого? На заднем плане картины – Зимний дворец и устремившиеся к нему солдаты со штыками наперевес. Это прошлое. На переднем плане рабочие и работницы, строящие новый мир.
* Малявин Ф.А. Бабы. Вихрь. Цветистость зелёных и красных платков, режущая глаза яркость алых сарафанов сливались в этих картинах в безудержную красочную стихию. Стремясь поразить зрителя, художник писал широкими мазками, используя резкие сочетания ярких красок.
* Хэппенинг. Концепция: мир – цепь случайных событий, личность должна быть анархически свободна и субъективно ощущать свою полную свободу действия, но на самом деле она подчинена единому действию, ею манипулируют. Постановки хэппенинга заранее спланированы, подчинены либретто и режиссёрскому замыслу, при этом индивидуальное поведение актёров импровизационно.
* Какофония – неблагозвучие, разноголосица, музыкальная бессмыслица, хаотическое нагромождение звуков (при одновременном исполнении разных мелодий или при настройке инструментов в оркестре). Как художественный приём используется в конкретной музыке (музыкальный авангард), основанной на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде.
* Бородин А.П. Половецкие пляски. Из оперы «Князь Игорь». Неистовство. Движение, которое стремится не к ясной цели, а к хаосу. Здесь много пылкости, энергии, игры, но в опьянении вихрем движения нет смысла, это движение ради движения, страсть ради страсти.
2009
_______________________________
Графиоль автора
Свидетельство о публикации №212020101692