Анархия

Анархия – безначалие – отсутствие иерархии, авторитетов, дисциплины – нигилизм на государственном уровне, в общественном  устройстве – хаос – стихия масс – торжество дионисийского начала – общественный регресс – неизбежность  структуризации общества – смена деспотией

Вихри враждебные воют и веют,
В душах сомненья, сумятицу сеют.
Как в темноте лабиринта прожить,
Отпустив, утеряв  путеводную нить? \2008\

Большинство людей не против разумной власти, направляющей повседневную жизнь в необходимое русло, решающей возникающие проблемы в обществе, следящей за правопорядком. Но не всегда власть бывает разумной, она может быть недемократичной, коррумпированной или деспотичной, донельзя ограничивающей свободу личности. И тогда люди восстают против власти, свергают её, наступает период безначалия, до выборов новых общественных руководителей.

         Идейные анархисты – нигилисты в отношении государственной власти, отрицающие какие бы то ни было авторитеты; ратующие за самоорганизацию и самоуправление. Но анархия ведёт к хаосу, при котором невозможно не только созидание, но и нормальное функционирование общества. В любом природном животном сообществе есть определённая иерархия, определённая структура с непременным лидером. Даже в среде анархистов выделяются лидеры, примером чему служит широко известный батька Махно времён гражданской войны в России.

         Из Хаоса рождаются земля и небо в греческой мифологии. Хаос разделяется на свет  и тьму. В буддизме из Хаоса возникает Яйцо Мира, Вселенной.  Таким образом, неопределённость стремится к определённости, всегда являясь прародительницей чего-то.    «Анархия – мать порядка!» Поэтому структуризация человеческого сообщества представляется неизбежной. И часто люди, узнав, почём фунт лиха при анархии, соглашаются на ещё большую узурпацию власти каким-либо человеком, чем та, которую уничтожила революция.

         Беззаконие, нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне – таков смысловой ряд, соединяющийся с анархией у обычного человека.   

        ДИСКУССИОННЫЙ  КЛУБ
1. Возможно ли политически индифферентное существование индивида?
2. Человек – существо иерархическое или свободное?
3. Есть ли у отдельно взятого человека  реальная власть над кем-либо?
4. «С волками жить – по-волчьи выть»?

        ИСКУССТВО
* Дейнека А. Крестьянское восстание. Эскиз. Горящая усадьба, бегущие вооружённые люди.

* Дейнека А. Кто кого? На заднем плане картины – Зимний дворец и устремившиеся к нему солдаты со штыками наперевес. Это прошлое. На переднем плане рабочие и работницы, строящие новый мир.

* Малявин Ф.А. Бабы. Вихрь. Цветистость зелёных и красных платков, режущая глаза яркость алых сарафанов сливались в этих картинах в безудержную красочную стихию. Стремясь поразить зрителя, художник писал широкими мазками, используя резкие сочетания ярких красок.

* Хэппенинг. Концепция: мир – цепь случайных событий, личность должна быть анархически свободна и субъективно ощущать свою полную свободу действия, но на самом деле она подчинена единому действию, ею манипулируют. Постановки хэппенинга заранее спланированы, подчинены либретто и режиссёрскому замыслу, при этом индивидуальное поведение актёров импровизационно.

* Какофония – неблагозвучие, разноголосица, музыкальная бессмыслица, хаотическое нагромождение звуков (при одновременном исполнении разных мелодий или при настройке инструментов в оркестре).  Как художественный приём используется в конкретной музыке (музыкальный авангард), основанной на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде.

* Бородин А.П. Половецкие пляски. Из оперы «Князь Игорь». Неистовство. Движение, которое стремится не к ясной цели, а к хаосу. Здесь много пылкости, энергии, игры, но в опьянении вихрем движения нет смысла, это движение ради движения, страсть ради страсти.

2009
_______________________________
Графиоль автора


Рецензии