Розыгрыш

После окончания четвертого курса нам предстояло пройти производственную практику. А так как мы учились в институте инженеров водного транспорта, то и практику должны были проходить в речном флоте. Мне выпало стать третьим помощником механика по електрооборудованию на одном из судов Ленского объединенного речного пароходства и целую навигацию проплавать по реке с таким  загадочным женским именем Лена.  Плавсостав. Одно только это слово внушало уважение. В девятнадцать лет на мир смотришь через дымку романтического ореола. И воображаешь себя стоящим на палубе с трубкой во рту. Ну и естественно татуировка с якорем, тельняшка и фуражка с крабом – неотъемные атрибуты плавсостава. Несмотря на свой юный возраст, я успел  поработать грузчиком в порту Поярково на Амуре и електромонтажником в Тобольском порту. Но вот бороздить речные дали …. . Перед глазами стояли чужие незнакомые порты, волны перекатывающиеся через палубу и восхищенные глаза девчонок на берегу.
Еще во время учебы преподаватели предупреждали нас о всевозможных розыгрышах над неопытными студентами-практикантами. То заставят отпиливать ножовкой по металлу лапу у якоря, потому что он слишком тяжел. То дадут ведро и попросят принести парочку
ахтерпиков, а то подпилить мачту, потому что вода высокая и судно не сможет пройти под мостом. Поэтому на борт танкера ТР-1022 я ступил, готовый ко всем неожиданностям. На палубе я встретил чумазого парня в замасленной спецовке.
- Где капитан – спросил я его.
- В машинном – махнул он рукой вниз.
Я спустился в машинное отделение. Там работало два человека. Они были в спецодежде и в моем представлении явно не тянули на капитана. Никого в кителе и фуражке с крабом там я не заметил. Обманул гад – подумал я. Подошел к одному, который что-то там варил. Я хлопнул его по плечу. Он поднял маску и обернулся. Это был парень немного больше двадцати лет.
- Где капитан?
- Я капитан.
- Ты. – я от удивления замер.
Что за шутки. Что все прикалываются надо мной что ли.
- Не. Я серьезно. Меня прислали третьим помощником механика по электрооборудованию.
И я показал ему направление. Он улыбнулся, взял направление и сунул его в карман.
- Я капитан. – повторил он и кивнул головой.
Только позднее я узнал, что у нас самый молодой капитан на Лене, всего двадцать шесть лет, и это его первая навигация в этой роли. И он был самый старший в экипаже нашего танкера, кроме поварихи. Он подозвал к себе паренька лет восемнадцати.
- Иди, устраивайся. Покажи ему каюту.
И мы направились наверх. 
- Рулевой-моторист. Вася.
- Сергей. – ответил я.
- Это каюты капитана и старпома. Вот моя. Остальные выбирай на вкус. Ну, все побежал.
Я сидел в каюте и не знал чем заняться. Через некоторое время в каюту ввалился парень, которого я первым встретил на палубе.
- Николай. Второй штурман. – сказал он и протянул мне руку.
- Сергей. Третий поммеханика по электрооборудованию.
- Ты откуда. Из НИИВТа.
- Да.
- У нас прошлую навигацию тоже был электрик из НИИВТа. Даже жил в этой же каюте. Ну ладно. Давай пойдем со мной, поможешь мачту поднять.
Я насторожился. Ага, начинаются приколы.
- А она что лежит что ли.
- Ну да. Лежит. Надо ее поднять.
- Пошел на х….. – ответил я. Меня не проведешь, подумал про себя.
Он как-то странно глянул на меня и ушел. Так состоялось мое знакомство с судном, на котором мне пришлось прожить полгода. Я тогда еще много чего не знал. В том числе и про мачты. Оказывается они действительно опускаются вниз для того чтобы заменить сигнальные огни или проплыть под низким мостом. Как то был сильный туман. Мы подходили к Осетрово. Перед мостом пришлось положить мачту. После моста полезли на рубку поднимать мачту.
- Мужики, давайте бегом. А то х… стоять не будет. Сверхвысокое електромагнитное излучение. – сказал Николай и кивнул в сторону вращающейся антенны локатора. Они бегом поставили антенну и один за другим как пожарники на учениях слетели вниз. Я трясущимися руками пытался вставить штекер в разъем. С опаской оглядываясь на антенну. Перспектива, предсказанная, Николаем меня явно пугала. Ничего не получалось. Так всегда бывает, когда волнуешься, ну ничего не идет, все буквально валится из рук. Я кинул все и пулей слетел вниз в рубку.
- Подключил? – спросил кэп.
- Нет.
- Что, неисправность.
- Да нет. Облучение. Надо локатор выключить.
- Ты в своем уме. Судно на мель посадить хочешь. А ну марш наверх. -  рявкнул он.
Я пулей залетел наверх. Когда я спустился назад. В рубке все смеялись.
- Что, боишься за свое хозяйство? – спросил, смеясь кэп.
- Я ж еще молодой.
- Не слушай ты этого балабола. За пять минут ничего с тобой не случиться.
В начале навигации у нас не хватало одного рулевого-моториста, и я стоял вахту за него с третьим штурманом.
Как-то раз у нас была напряженная ночная вахта. Швартовка к плавучей нефтебазе, слив  подсланевых вод. А нас было трое: кэп, третий штурман и я. Остальных не будили. Под утро капитан ушел спать. Третий вел судно, а я сидел, зевая  рядом. Голова после напряженной вахты ничего не соображала.
- Серега, там у нас на палубе кнехт немного кривой. Надо его чуть-чуть осадить.
- Чем?
- Кувалдочкой.
- Без проблем.
Я парень спортивный, штангист. Что мне кувалдой помахать. Одно удовольствие. Я нашел кувалду и спустился вниз. Кнехт – это такая металлическая болванка, на котором крепиться канат или трос при швартовке судна к берегу или другому судну. Кнехты расположены не металлической палубе. Да и вообще судно сплошной металл. Причем танкер шел пустой. И я начал молотить по этому кнехту со всей дури. Шесть часов утра. Все спят. Это все равно, что кто-то сидит в бочке, а по бочке молотком. Такое эхо пошло… .  Сначала в окне своей каюты показалась голова старпома. Потом выскочил капитан.
- Что случилось? В чем дело?
- Кнехт осаживаю.
- Тебе что делать нечего.
- Третий сказал
- Эй ты, придурок. Нашел время шутки шутить. – крикнул он вверх в рубку и начал смеяться.
Я посмотрел наверх. В рубке уже собралась почти вся команда. Я смотрел на их веселые лица и понял,  что меня развели. Развели как последнего лоха. Кинул кувалду и пошел наверх в рубку.


Рецензии