Семь лет в городе - 6

Предатель.
……….  Шли школьные дни. Быстро пролетели зимние каникулы – с ёлкой в школе, катанием на больших горках на Набережной, поездкой с мамой в город Северодвинск, в гости к тёте Ане: маминой сестре. И там Сашка услышал, что в этом городе делают большие атомные подводные лодки. И тётя Аня работает на этом заводе. Во, здорово!  И Сашка решил: когда вырастет, то обязательно будет работать на этом заводе. Если сумеет, конечно…
Через неделю после каникул, Санька предложил: - Пошли в кино? Про войну. Я видел уже… Там фашисты захватили в плен нашего танкиста и заставили работать на их заводе. А он украл у них наш танк и уехал по их стране ездить. Он и ещё трое пленных солдат.
- Далеко? – чуть боязливо спросил Сашка. Он помнил историю с  «мушкетёрами».
- Не! Здесь на Новгородском. В клубе Строителей.  И днём…
- Ну, тогда: пошли…
Фильм Сашке понравился очень… А когда, в самом конце, наш танкист – уже один – ехал на их аэродром, чтобы сломать ихние самолёты, на дорогу выбежал фашистский мальчик и упал. И заревел. И когда наш танкист выпрыгнул из танка и побежал спасать этого мальчика – один немец выстрелил и убил нашего танкиста… И так стало жалко этого танкиста, что у Сашки на глазах появились слёзы…
- Сашка, ты чего? – Санька склонился к нему. – Это же кино… Не будь девчонкой.
Сашка тогда ничего не ответил, но с тех пор он ещё больше не взлюбил человеческую несправедливость.
А определение «девчонка» в свой адрес, Сашка услышал от друга через две недели, когда они отправились на массовое катание на коньках на стадион «Динамо»…
Там было красиво и интересно. Ледовое поле стадиона заливал яркий свет. Играла музыка. И много-много народа. Девушки, парни, ребята и девчонки. И даже взрослые дяди и тёти. И даже – Сашка увидел – три старика… И все на коньках!
Сашка, конечно, умел кататься на коньках. Ещё в посёлке он катался на катке около клуба. Но на «снегурках», которые надо было привязывать к валенкам верёвками… А здесь, мама принесла с работы, - «дутыши». Коньки были непривычны на вид и приклёпаны к подошве ботинок. И когда Сашка первый раз вышел на них на сверкающий под прожекторами лёд, то едва устоял на ногах. Не было голенищ валенок, которые помогали не подгибаться ступням… Но страх перед огромной разноцветной толпой заставил Сашку целый час привыкать к новым конькам на маленьком пятачке в углу стадиона среди поливальных машин.
Но через час с небольшим он решился влиться в общий круг и медленно покатился по краю ледяного поля…
- Ты куда пропал?! – Санька появился откуда-то из-за спины. – Я ищу его. Ищу… Слушай, тут Танька из 18 квартиры с тобой познакомиться хочет. Поехали!
- Да плохо я ещё еду, - чертыхнулся Сашка. – Давай в следующий раз.
- Ну, смотри… Ладно, учись. Я поехал, - и Санька быстро умчался вперёд и слился с толпой…
Ещё через полчаса Сашка освоился и начал более уверенно чувствовать себя. Но надо было, наверное, собираться домой – времени должно бы быть  уже много. Мама расстроится и в следующий раз не отпустит. Надо было искать Саньку. Но где?
Сашка подкатился к кромке поля, на несколько секунд присел на снежный вал. Начал внимательно наблюдать за катающимися, стараясь в этой разноцветной массе отыскать Саньку. И вздрогнул от неожиданности, когда прямо над головой раздался грозный окрик: - Пацан, тебе домой не пора?
Сашка вскинул голову. Над ним возвышался длинный молодой дядька в конькобежной шапочке. На левой руке, краснела повязка.
«Дружинник», - понял Сашка и ответил: - Я не знаю. У меня нет часов.
- Пора, пора, - снисходительно улыбнулся дружинник с высоты своего роста. – В какой школе учишься?
- В одиннадцатой… Пятый класс…
- Ладно… Переодевайся и – дуй домой. Понял?
- Да, - Сашка поспешно кивнул и вылез из снежного вала. И в этот момент подкатил Санька.
- Санёк, - закричал он, - линяй… А то в школу сообщат, - и   быстро помчался прочь.
- Эй! Стой! – заорал дружинник. – Кому говорю!
- Да иди ты! – ответно выкрикнул Санька, исчезая в толпе.
- Так, - дружинник грозно уставился на Сашку. – Это кто?
- Ну, - замялся Сашка, - так… парень…  Здесь познакомились.
- Не ври!...
- Да не вру я.
- Врёшь! Пошли в пункт ДНД. Там разберёмся, – дружинник крепко взял Сашку за локоть.
- Да отпустите вы меня, - плаксиво заныл Сашка. – Пустите… Мне домой пора.
- Хорошо. Тогда так: я завтра скажу твоей учительнице,  что ты  был на катке в позднее время. И у тебя будут неприятности… Двойка по поведению. Согласен?... Говори: кто это был?
- Санька Кушак… Из нашего класса…
- Ну вот: так-то то, - дружинник отпустил Сашкин локоть. – Шагай домой, - развернулся и медленно поехал по кругу, внимательно высматривая школьников и наслаждаясь правом власти. А Сашка, чувствуя себя предателем, понуро подъехал к трибуне стадиона, нашёл на скамейке своё пальто и валенки, расшнуровал ботинки. Переобулся, оделся и направился к выходу…
А через два дня, на третьей перемене…
- Ну чё, предатель, - Санька смотрел презрительно. – Соврать не мог? Эх ты… «Девчонка»…
Сашка стоял, низко опустив голову. Ему было бесконечно стыдно.
Санька постоял в ожидании оправданий несколько мгновений, затем развернулся и демонстративно независимо пошёл по школьному коридору. А Сашка смотрел ему вслед и думал о том, что у него теперь нет друга…
……………………………………………………………………………..

Девочка Таня.
……….   Однажды, после уроков, когда Сашка стоял на школьном крыльце, к нему подошла девочка.
- Здравствуй. Ты – Сашка из пятого «А»?
- Да,
- А я – Таня из пятого «Б». Я живу в том же доме, где и Санька Кушак. В восемнадцатой квартире… Санька рассказывал, что ты Жюль Верна любишь. И фантастику. Да?
- Да.
- Приходи в гости. Часа в четыре. У меня братья Стругацкие есть. «Путь на Амальтею». Интересная книжка.
- В гости? А твоя мама не заругается, что я приду?
- А почему она должна ругаться?
- Ну, ты же – девчонка, а я – парень…
- Ну и что? – неподдельно удивилась Таня. – Мы же целоваться не собираемся…  Приходи.
- Ладно, - Сашка слегка осмелел. – А можно я тебя провожу до дому сейчас?
- Можно. Пошли.
Первый раз в жизни Сашка провожал девочку до дому. Он шагал рядом с Таней. Она что-то говорила, но он не слышал. Он смотрел на встречных прохожих и был горд собой – ему разрешили идти рядом…
У среднего подъезда того же дома где жил и Санька Кушак, Таня остановилась.
- Так приходи… Вон, наше окно на четвёртом этаже… Видишь?
- Угу, - буркнул Сашка.
- Всё, - Таня махнула рукой и исчезла в темноте подъезда…
Эти два часа, до четырёх, тянулись омерзительно долго…  Сашка успел пообедать, сделать уроки, вымыть посуду, подмести пол в комнате – а стрелки на часах, ну никак, не желали идти. Словно время остановилось…
Но, наконец-то…
У Сашки дрожали колени, когда он открыл дверь в восемнадцатую квартиру. В коридоре никого не было. От волнения он забыл в какую комнату ему надо. Хорошо, что на кухне какая-то тётка варила что-то на примусе. Она и подсказала: где…
Комнатка была небольшая, чуть больше той, в которой жил и сам Сашка. Но чистенькая, ухоженная, с розовенькими занавесочками на окне.
- Здравствуй, проходи, садись, - Таня придвинула ему стул. Сама она была в лёгком, в горошек, халатике. Вся такая аккуратная и  воздушная. – Чай будешь пить? Чайник горячий.
- Нет, не хочу, - голос у Сашки дрожал.
- Да не бойся ты, - Таня приветливо улыбнулась.
И тут в дверь постучали…
- Да, войдите, - громко откликнулась на стук Таня.
Дверь приоткрылась. На пороге стояла та самая тётка, что варила что-то на примусе.
- Таня, подойди ко мне на минутку. Помоги.
- Сейчас, тётя Люба, - Таня обернулась к Сашке. – Вон, книжная полка. Посмотри пока. Я быстро.
Сашка остался один…
Большинство авторов было ему незнакомо. «Туманность Андромеды», «Планета бурь», «Страна багровых туч», «Спартак»… А, вот и эта – «Путь на Амальтею». Аркадий и Борис Стругацкие…
Сашка осторожно снял книгу в полки, открыл…
Наконец вернулась Таня.
- Ну, как? Освоился?... Что выбрал?... А-а… Но тогда уж лучше возьми вначале эту: «Страна багровых туч»… Это, как бы, начало, а «Путь…» - продолжение…
Они долго говорили о книгах, Хотя больше говорила Таня, Сашка слушал. И даже, не столько слушал, сколько смотрел в серые глаза, рассматривал припухлые губы, чуть вздёрнутый носик. От Тани шла какая-то непонятная ещё для него теплота. Было состояние умиротворения, покоя, непривычности…
А потом пришла Танина мама и Сашка заторопился домой, хотя его приглашали  ещё остаться…
- Нет-нет, - сбивчиво отнекивался Сашка. – Я пойду. У меня мама уже пришла… Мне ещё уроки делать надо.
- Так книжку-то дать? – Таня протянула ему «Страну багровых туч».
- Да, я быстро прочитаю… До свидания...
Сашка вышел в коридор, чувствуя, что его щёки «горят»…
А на другой день, после уроков, он около получаса писал записку. И после мучений у него получилось следующее: «Таня, я хочу с тобой дружить. Саша»…
Но записку он так и постеснялся передать. Они встречались ещё несколько раз, а затем… А затем, неожиданно для Сашки, маме дали однокомнатную отдельную квартиру. Всё было бы хорошо, но новый дом был далековато…  И Сашка продолжил учёбу уже в другой школе – школе номер 19…
Появились новые приятели. Из старых остался только Санька Кушак…
……………………………………………………………………

Вовка
Увлечение книгами не прошло для Сашки даром – и в хорошем, и в плохом смыслах: он полюбил одиночество. И близких приятелей у него на новом месте жительства, по сути, не было. В классе с ним особо не сближались, а, ввиду того, что новый дом был в прямом смысле «новый» - там люди друг друга ещё не успели узнать. И Сашка всё свободное время проводил в квартире – играл, читал, фантазировал… Иногда садился на автобус и на несколько часов уезжал к Сашке Кушаку. Но это случалось редко. Но, как всегда неожиданно, у Сашки появился новый друг.
Сашка, в тот день, вернулся из школы раньше срока: внезапно заболела «математичка». И  пришлось ждать отца на обед – ключ от квартиры ему ещё не доверяли. Был март и снегу было ещё предостаточно. Ради удовольствия, что он что-то знает «умное» в этой жизни: Сашка рисовал на снегу формулу  a+b+c… и ещё что-то подобное, когда со спины его окликнули: - Слышь, ты тоже в этом доме живёшь?
Сашка резко, от неожиданности, обернулся. Перед ним стоял высокий парень, и почему-то, в кепке. Рыжеватые волосы, слабые веснушки на щеках. Парень смотрел чуточку свысока, но без агрессии.
_ Да, - ответил Сашка, и, чуть помолчав, добавил: – Ты тоже?
_ Ну. На первом этаже. В шестьдесят второй. Тебя как зовут?
_ Шуриком…  А тебя?
Парень усмехнулся.
«От моего имени, что ли?» - подумал Сашка и вслух сказал: - Сашка. Саня, можно звать…
_ Да не тушуйся ты… Всё, Санька, нормально. Я - Старцев Вовка… Ты что делаешь?
_ Батю жду на обед. Ключ у него.
_ Так пойдём к нам. У меня все на работе. Только если Люська – сестра - дома, а так никого.
_ Пошли, - принял Сашка его предложение.
Квартира Старцевых была точно такой же планировки, как и Сашкина, только с лишней комнатой…
- Чай будешь? – спросил Вовка, когда Сашка снял пальто и осторожно переступил порог из прихожей.
- Не знаю…
- Котлеты есть. Суп. Да не стесняйся ты – мы семья простая: отец на заводе слесарем, мама – техничкой в школе, а Люська ещё только в четвёртый класс ходит.
- Да у меня всё равно, отец сейчас придёт на обед…
- Ладно: садись. Что, так и будешь на пороге стоять?
Сашка прошёл на кухню…
От супа Сашка отказался. Но стакан чаю, всё же выпил. Осторожно, почти не дыша…
- Ты чего такой скромный? – спросил его Вовка. – В каком классе учишься? А школа где?
 -В шестом… А школа около Речного вокзала…
- А я – в восьмом. 95-я школа. Слыхал?
Сашка отрицательно мотнул головой.
Да это на ЛДК Ленина… Ну туда, в сторону Варавино… Да минут двадцать на трамвае.
- А почему там? – заинтересовался  Сашка. – Ведь и ближе школы есть. Это каждый день ездить.
- Да чего уж тут – переводиться-то… Три  месяца осталось учиться. Да и друзья все там… Мы раньше на Юросе жили. Поселок за озером.
- А потом куда7
- Потом работать. К бате на завод… А учиться больше не хочу… А-а… Были бы руки, а остальное приложиться… А ты кем хочешь быть после школы?
- Не знаю ещё… Может моряком или лётчиком…
- Учиться любишь?
- Да нет, особенно… Книжки люблю читать. Рисовать. В шахматы хочу научиться играть.
- У меня батя хорошо  играет. Попроси: научит. Он у меня добрый… А у вас телевизор есть дома?
- Не, не купили ещё…А у вас есть?
-  Есть. Пошли в комнату, покажу…
Но тут внезапно хлопнула входная дверь и в кухню вошла небольшого роста женщина. Посмотрела на Сашку, потом на Володю.
- Здравствуйте, ребята – октябрята… Ты мальчик кто?
- Я – Саша из 72-й квартиры…
- А, - протянула женщина. – Хорошо. – И повернулась к сыну: - Вовка, надо срочно съездить до тёти Тани. Полмешка картошки привести… А с другом уж вечером поговорите.
Вовка безропотно поднялся с табурета.
- Ну чё, Санёк, вечером зайдёшь?
- Да… До свиданья, - попрощался Сашка и пошёл к выходу…
………………………………………………………………………………………………

Новый Год.
…….      Как-то на Новый Год мать уехала в Северодвинск. А Сашка поехал отмечать праздник к Саньке Кушаку…
А у Саньки мать с отчимом тоже куда-то ушли, и Санька несказанно обрадовался Сашкиному приходу.
- Ага! – восторженно завопил он, как только Сашка переступил порог. – А я уж думал: одному коротать новогоднюю ночь придётся. Молодец!... Это дело надо отметить, - он хитро подмигнул Сашке. – Возьмём бутылку портвейна?
- Не, - слегка испуганно отшатнулся Сашка. – Я не буду: мамка ругаться будет.
- Да она ничего и не заметит, - убеждал друга Санька. – До утра всё выветрится. Да и закуска у нас замечательная: мать у меня знаешь какие салаты готовит… Да чё ты, в самом-то деле?... Я ведь не предлагаю тебе пить всё: полстакана… Просто компанию составишь. Ну, ты же мне друг. Или как?
После такого довода, возражать было нежелательно. Да Сашке и самому хотелось попробовать и понять: что такого хорошего находят взрослые в вине и водке? Был у него детский опыт употребления водки. Было это три года назад, летом, у отца в деревне. Тогда Сашка с любопытством наблюдал за работой колхозной пилорамы. А мужики к вечеру начали распивать бутылку водки. И шутки ради, или из любопытства, предложили Сашке полный стакан водки. И Сашка выпил…
Удовольствия большого он не испытал, только потом весь вечер побаливала голова. Хорошо хоть, что тогда никто из родственников не заметил…
- Но нам же не продадут, - высказал Сашка последнее возражение.
- Ничего, - Санька начал надевать белую рубашку. – Смотри: как это делается.
Он повязал узенький галстук, надел пиджак, красивое пальто, модную шапку.
- Пошли, - кивнул он Сашке.
По вечерней улице друзья дошли до продовольственного магазина, зашли внутрь. Покупателей было  немного: большинство горожан уже сидели за праздничными столами. Сашка остался стоять в стороне, а Санька смело шагнул к прилавку.
- Мне, пожалуйста, бутылку портвейна. Номер 33, - солидным баском проговорил он. Надо заметить, что перед входом в магазин, Санька полурастегнул пальто, чтобы была видна рубашка и галстук. И сказать честно, Санька выглядел старше своих пятнадцати лет.
Скорее всего, пожилой женщине за прилавком было не до определения Санькиного возраста – она мыслями была уже за встречей Нового Года.
- Рубль тридцать семь в кассу, - бесцветно и устало бросила она, снимая бутылку с полки.
Санька, не торопясь, прошествовал к кассе, получил чек, вернулся.
- С наступающим, - сказал он, забирая бутылку.
- Вам также счастья, - ответила женщина…
- Вот видишь, - Санька победно поглядывал на друга, - всё просто, как в аптеке. Главное: не теряться и ловить удачу.
Сашка согласно кивал: «А куда денешься, коли всё получилось?»
И они вдвоём встретили этот Новый Год. А Сашка тогда выпил целых два стакана вина. Появилось ощущение умиротворённости, желания быть добрым и справедливым. А потом они ходили поздравлять соседей, потом  ушли на площадь, где сверкала огнями большая ёлка и было много народу. Было весело и хорошо. И от радостных улыбок прохожих, и от пожеланий удачи и счастья, и от выпитого вина. Но голова не болела: было просто очень хорошо.
Так Сашка первый раз самостоятельно встретил Новый Год…
…………………………………………………………………..

Подвиг.
Закончился очередной учебный год. И на три месяца Сашка, самостоятельно, уехал  на родину отца, в деревню. Но за два дня до отъезда, случилась история, после которой, он начал очень уважать Вовку и завидовать ему…
- Саня, - в тот день Вовка встретил его на площадке подъезда, - поехали скорее: я взял билеты на «Кавказскую пленницу». Во! кино. Обхохочешься. Давай, торопись…
  Брать ключ от квартиры выработалось уже до автоматизма. А замок на дверях стоял самозащёлкивающийся. И Сашка схватил ключ с тумбочки и выскочил на площадку. Дверь захлопнулась, а в руке оказались маленькие ножницы…
- Ой! – Сашка испуганно смотрел на Вовку. – У нас больше нет ключей. Во, попадёт мне… Я не пойду. Надо отца ждать на обед.
- Так. Не мельтешить, - Вовка, успокаивающе, потрепал Сашку по плечу. – Сейчас что-нибудь придумаем…
Вовка размышлял не очень долго.
- Кто на четвёртом этаже, над вами, живёт?
- Тётя Катя. У них Серёжка ещё в третьем классе учиться…
- Они дома?
- Не знаю.
- Пошли, - Вовка решительно направился по лестнице вверх. Сашка засеменил за ним.
- Звони, - Вовка остановился рядом с дверьми, на которых жёлто блестела табличка с номером квартиры: «75».
Сашка надавил кнопку звонка. Дверь открыла сама тётя Катя. Она сразу же, по Сашкиным глазам, определила его состояние.
- Что-то случилось, Саша?
- Да… Я ключ дома оставил, а дверь захлопнулась.
- Хм, - тётя Катя непонимающе поджала губы, как бы говоря: «Но я же не слесарь».
- Вот Володя говорит, что может помочь. Он знает как.
- Как?
- Тётя Катя. Я просто спущусь с вашего балкона на Сашкин. Вот и всё.
- Да ты что, Володя?! У нас же четвёртый этаж… А если…
- Я сумею, - убеждённо сказал Вовка, а у Сашки от такого предложения друга, округлились в страхе глаза: он бы никогда так не стал делать.
Тётя Катя пристально всмотрелась в глаза подростка…
- Хорошо, - наконец согласилась она. – Пошли… А дверь-то на балкон не закрыта? – обернулась она к Сашке.
- Нет.
Все втроём они вышли на балкон. Вовка, долго не размышляя, перелез через ограждение. Сашка видел, как крепко его пальцы обхватили железные прутья. Володя согнул ноги в коленях, перехватился за нижний продольный прут и спустил одну ногу вниз…
В «хрущёвках» высота до потолка была небольшая…
Затем опустил вторую ногу и медленно начал разгибать локти, повис на руках, нащупал подошвами ограждение Сашкиного балкона, выгнул тело и… аккуратно спрыгнул на нижний балкон.
- Ух, - и тётя Катя облегчённо выдохнула воздух. – С вами до старости не доживёшь… Ладно, беги… Только родителям ничего не рассказывай. До свиданья.
Сашка быстро сбежал по лестнице. А Вовка уже стоял на пороге Сашкиной квартиры и протягивал ему злополучный ключ.
- Всё отлично в танковых войсках, - Вовка широко улыбался.
…………………………………………………………………………………………………………


Рецензии