Рецензия на книгу Там... Анны Борисовой

Эпиграф к данной статье я бы взяла такой: "Вымысел тоже должен быть правдивым".

Поначалу чтение захватывает. Действующие персонажи изображены психологически точно, выпукло, узнаваемо-реалистично. Сюжетные линии, невидимым образом переплетаясь, находятся в правдивой гармонии, что говорит о несомненном большом литературном даре автора.

Однако когда начинается повествование о посмертном опыте персонажей, то сразу чувствуется искусственность и притянутость религиозной информации к описываемым событиям. Автор собрала воедино религиозный опыт разных конфессий, и в этом ключе, «распределив» персонажей по религиозной принадлежности (или непринадлежности), выписала каждую историю посмертного переживания. Смысл этого, вероятно, в том, что автор попытался выразить принцип «по вере вашей да будет вам».

Однако вера человека и религиозные убеждения – понятия совершенно разные. В этой связи хотелось бы обратиться к фильму А. Тарковского «Сталкер». Там главным героем рассказана история о сталкере по прозвищу Дикобраз. В зоне, куда направлялись герои фильма, находилась комната, которая исполняла любое желание, но только одно. У Дикобраза брат сильно покалечился, и он предпринял путешествие в зону, чтобы в той комнате попросить брату выздоровления. Однако, по возвращении из зоны, Дикобраз стал сказочно богат, «да через две недели и повесился». Оказывается, комната исполняла желания, но не те, которые «хотятся умом», а истинно правящие человеком, преобладающие в нём и его сердце. На тот момент желание богатства было самым определяющим в сердце Дикобраза, оно и было исполнено.

Вернёмся к книге «Там». Все выписанные автором посмертные переживания персонажей кажутся искусственными, подобно «умозрительному» желанию Дикобраза.

От себя посмею добавить, что в рамках религий находится множество их последователей, которые, не имея веры, имеют «религиозные убеждения». Человек по вере живёт естественным образом, а по убеждениям СТАРАЕТСЯ жить (если у него достаточная совесть). Жизнь человека «по убеждениям» подобна стоянию на цыпочках. И, как говорил Мао, «долго на цыпочках не простоишь». Поэтому, когда у человека наступает экстремальная ситуация в жизни, с него слетает чешуя «убеждений» и проявляется вера. Она может быть какой угодно, и тут человек – настоящий. Мне нравится ведическое утверждение: «Человек состоит из веры. Какова его вера – таков он».

В посмертном опыте – как наиболее полном отражении состояния сознания человека – проявится именно вера, а не соответствие религиозным убеждениям, которые он имеет на момент своей смерти. Поэтому мне и показалась часть книги, посвященная посмертному опыту, умозрительной, слабой, в отличие от великолепно написанной первой части произведения.


Рецензии
Вы такая мудрая,Татьяна, по части Веры и религии.Меня просто оторопь берёт.Читаю Екатерину Домбровскую.Необыкновенно привлекательного для меня человека.Истинно православную,убеждённую.Читаю Вас с большим интересом. Понимаю,что Вы,кажется,не сторонник Православия.Но великой разницы между Вашими мировоззрениями не вижу. Вы в чём её видите? Основное - что? Возникшее недоверие после монастыря? Она тоже недовольна нынешним положением там.А я,никогда не верившая раньше, хотела бы просто воздеть руки и попросить кого-нибудь - "Господи,помоги!"

Галина Алинина   06.02.2012 11:12     Заявить о нарушении
Из религиозной литературы православной мне нравится "Современный патерик. Чтение для впавших в уныние" Майи Кучерской. Предполагаю, что если прочитаете, это по-доброму и повеселит, и подбодрит Вас.
К Екатерине Домбровкой я с большим уважением, но она находится в рамках религии. Я же не воюю ни с которой из религий, признаю их необходимость и важность, всех до одной. У меня для этого есть основания.
Моё сознание в данное время - вне религии, и полагаю, что каждый человек когда-нибудь выйдет за пределы религии, поскольку это - далеко не последняя ступень в познании Бога.
Но, позиционируя своё состояние сознания, я не зову никого за собой, понимая, что кому, куда и как следовать - дело Бога, а не моё.)
Спасибо за то, что читаете и так искренне переживаете.
Храни Вас Бог!

Татьяна Васса   06.02.2012 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.