Про весёленькое

                …

 Моя внучка  София просила меня вспомнить что-нибудь  весёленькое  из моего детства .
Странно,  почему- то припоминались не очень приятные моменты . Почему бы это? Хотела я у психологов найти ответ , даже книги полистала. Потом  спросила у Марьи Степановны,у моей соседки, что она вспоминает из детства. Она мне рассказала разные эпизоды,  связанные с её отцом, то как  вывозил на прогулки в степь , то  как учил буквам. Но я не помнила совсем отца, он погиб, когда мне было три года. И опять мне пришло на ум  мудрое  изречение Льва Толстого о том , что в каждой семье радуются примерно одинаково , а горе  каждая  семья переживает  по своему. Цитата не точная, но примерно так. Вот и я так, видимо, неприятности остро переживала и затаила обиду где-то далеко в подсознании , а теперь пытаюсь осмыслить и избавиться.
  Стала  я вспоминать про маму , про её  мастерство портнихи  и, не только,  она и вязала и вышивала. Несмотря на бедность, одевала она нас нарядно, благодаря  рукоделию. Однажды. мама съездила  в Москву к своей троюродной сестре в гости,  но, в основном конечно, по делу. И тогда Москва жила лучше других городов и, тем более, сёл. Туда ездили за дефицитом. В  Гуме стояли на  лестницах огромные очереди. Привезла мама  оттуда детские красивые костюмы и отдала на продажу своёй тётке , так она дорогу оправдала и нам за свою цену в магазине купила  кое-что из одежды.
 И вот я стою на дежурстве в школе (тогда классами дежурили ) следили за порядком . Стою в школьной форме, на груди красный галстук,а сверху кофта из тонкого трикотажа  в бежевую и коричневую полоску и между ними вышитые цветочки. На ногах носочки  в полосочку и бежевые лаковые туфли с ремешком. Это по тем временам  для нашей семьи сказка, чудо.Подходит ко мне учительница по математике(наша классная) и спрашивает, где это мама  достала такие наряды. Все меня окружили и щупали кофту,  даже туфли потрогали. Как же такое не запомнить.   
   Эту кофту мы по очереди со средней сестрой носили . Мама купила её в детском мире , тогда детские вещи намного дешевле были, чем  одежда для взрослых. Мама купила мне   по размеру , а сестра была выше ростом и рукава ей были короткиими, но она их задирала повыше , как будто ей жарко было и ходила так  на свои  молодёжные вечера по осени. С плащами и куртками было потяжелей. Ясно, что  мне доставались с чужого плеча , а средняя  сестра Зина  уже училась в десятом классе и была выше всех в семье,  ей надо было покупать уже взрослые размеры , а откуда деньги?
  Моя средняя сестра закончила десять классов в 1957 году. В этом году в Москве состоялся  Всемирный фестиваль молодёжи.  Мама  купила  сестре  билет и отправила в Москву к тёте в гости,  пораньше ,пока был разрешён въезд. Я совсем не помню, завидовала ли сестре? Но  хорошо помню, сколько восторженных рассказов было после. Мы рассматривали фотографии и сестра всё комментировала, а  я , мне теперь стыдно вспоминать, я смотрела фото , где она в пышном клетчатом платье и в моей кофте с засученными рукавами,  и мне было жалко , что манжеты  рукавов  теперь будут широкими.
 Но основная проблема была обувь-размеры обуви у всех троих девочек были разные.
   Произошёл со мной такой случай и, хотя для меня он был приятный, но осадок остался на душе и, поэтому, наверное , я запомнила все подробно.
   Наступали  Первомайские праздники. Это были самые массовые и весёлые праздники . Все ходили на демонстрацию. Музыка , транспаранты, цветы , флаги , знамёна.
Теперь говорят , будто   нас  насильно  гоняли , но и в детстве, и позже  мы ходили с радостью.
    Я , когда уже сама была руководителем предприятия, составляя список , кто что будет нести , сколько флагов и веточек приготовить на демонстрацию, конечно объясняла и агитировала , но силком не заставляла. И после демонстрации, кто нехотя шёл,  как говорили , «ради коллектива»,  были довольны, что вырвались из домашней рутины. Там встречались старые друзья с разных отделов , хором пели , танцевали, договаривались о новых встречах. В этих праздниках, кроме обязательности была ещё задушевность.
  Теперь   яркостью  никого не удивить, китайцы насытили рынок всякой пестротой , но нам тогда вся это праздничная суета очень нравилась . Праздник наступал намного раньше , так как всё готовили своими руками.
  Второго  Мая все выходили на уличные гулянья с гармошкой. Мы называли это «идти на поле». Вокруг  стадиона,  на зелёной поляне  стелили скатерти, ставили  закуску, взрослые  приносили  с собой и выпивку. Там встречались  знакомые, родственники, которые уже не роднились и снова  возобновлялась   дружба ,заводились новые знакомства.
  Мне мама и брат  давали  по рублю, а средней сестре по - три, но у меня всегда были в запасе деньги, так как в семье я была "на посылках" в магазины и у меня иногда оставалась мелочь от сдачи.
  -А что можно было купить на рубль?, - удивилась внучка.
  -Пирожок стоил пять копеек, мороженое от  дести   до двадцати двух – большое эскимо.
 Билеты в кино на детские сеансы по десять копеек. На весь год наедались  мороженными и  пирожными , ходили в кино и просто бегали по улицам с праздничным настроем.
   - А какой же случай с тобой произошёл, ты что-то про него уже забыла? ,-  спрашивает София.
 Ах,  да  проблема была  с обувью. Мама нам с сестрой  сшила платья одинаковые из клетчатой шотландки, с красивыми обтачанными  крепсатеном  карманами. У сестры были ещё приличные туфли , а у меня нет, я сильно расстроилась.Мама натёрла ваксой сандалии и сказала , что они стали  очень даже красивыми. Я не хотела идти в старых сандалиях,  вся извелась ,даже всплакнула , но денег на туфли не было.
  Накануне мама меня послала в магазин  за продуктами. Видимо, в стране был неурожай, в магазинах тогда были очереди. Что давали не помню,  я  влезла в очередь , надеясь,  достать что-нибудь  к праздничному столу,но, так как я не занимала очереди, меня прогнали,  и толпа рванула к  прилавку. Я поняла , что не пролезу и ушла,  а когда шла по улице , смотрю в кювете в стороне от дороги деньги , подняла , а там пятнадцать рублей . Вокруг никого. Я,конечно,подняла  и  бегом в обувной  магазин, купила себе белые спортивные тапочки и белые носочки с каёмочкой. Утром я была вся нарядная.  Мама, сначала удивилась, потом поджала губы, покачала головой и сказала коротко: 
 «Смотри,  как бы ни потерять больше,  на чужом не разбогатеешь».
   Но счастью моему не было предела, а  подружкам я сказала, что мама. всё-таки, сжалилась и купила мне  спортсменки.  Все мне позавидовали,  так как такие тапочки только в моду вошли.
  Вот видишь ,вроде бы приятное воспоминание, но  осадок  остался на всю жизнь и потому запомнились эти спортивные тапочки.   
Что-то я завела свои "сказки", как Шахерезада на всю ночь, пора и честь знать.


Рецензии
Доброго утра, Роза!!!!
Похожие воспоминания: мамина сестра жила в Германии и прислала кучу тряпья, в те времена – настоящее богатство. У нас денег не хватало даже на мою форму, поэтому мама из всего старого перешивала. Хватало на юбку и кофту из разных тканей, но одного цвета. А тут немецкие ночные рубашки, тоненькие, вставки капроновые!!!!! На празднование «Первого мая» я была самая красивая и самая весёлая.
После праздника маму вызвали на педсовет, ругали и грозили меня исключить из школы, за аморальный капиталистический вид, порочащий……
Сейчас уже смешно, а тогда - маму увезли в больницу.

Галина Никитинская   16.03.2012 07:05     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашли и отозвались. Вопреки всему мы все , а нас было пятеро, получили хорошее образование бесплатно и проработали по спец. до пенсии. У нас тоже приезжали жёны офицеров в "нейлонах", а мы завидовали. Теперь думаю , хорошо , что носили из хлопка и шерсти -сберегли здоровье.


Роза Воеводина   20.03.2012 14:59   Заявить о нарушении