Серафим Саровский

Среди великого множества православных русских икон есть и такая, на которой изображён медведь. Это знаменитая икона, где Серафим Саровский, кормит хлебом медведя. Кормил он и других зверей. Это напоминает нам времена до грехопадения, когда люди свободно общались с животными. Вся природа, весь мир изменился с грехопадением. Появились хищники, нападающие на грешников и иногда слушающиеся святых.
Можно ли назвать медведя тотемным животным Руси? Возможно, в дохристианские времена наши предки и склонялись перед силой и  свирепостью медведя. С другой стороны, медведь знает, где есть мёд — одно из сладчайших земных благ. У Серафима был вой пчельник, куда так влекло медведя. Роль «ведающего, где мёд» отражает и русский язык. Семантика символа «медведь» понятна русскому человеку.... Вот  летит Олимпийский Мишка.
Но как животное попало на икону. Это символ единения человека с окружающим миром, жажда преодолеть разлад с природой. Не медведю мы молимся и не Серафиму Саровскому, а через предстательство последнего.
Возможно, остатки медвежьего тотемизма, остались в светской культуре. Это и символы партий, названия фирм. На гербе Великого Новгорода изображены два медведя. 
Серафим Саровский совершил много подвигов. Жил в лесу, в уединении в маленькой келии. Много постился. Под старость лет принял обет молчания. Ему двенадцать раз являлась Богородица. Он простил грабителей, которые чуть не убили его. Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Канонизирован в 1903 году Святейшим синодом РПЦ по инициативе Николая II
Медведь обладает дюжей физической силой, Серафим Саровский обладал высокой духовной силой.
Медведей водили с собой скоморохи и цыгане. А здесь мы видим святого в дружеском общее хищником. Из медведя сделали цирковое животное, и только наш святой понимал зверей и их нужды. Это были его лучшие друзья.
Ещё деталь: медведя святой  кормил не мясом, а хлебом. В этом видится желание причастить в какой-то возможной степени животное таинству. Возможно и не так.

Как бы отнёсся Серафим Саровский не к бурому, а к белому медведю? Думаю, так же. Да и к панде. Да и к любому живому существу, включая и человека.

По своим внешним данным не только обезьяна, но и медведь похожи на человека. Язычники могли видеть в нём могучего вождя.

Медведи обаятельны. Это и игрушка медвежонка Тэдди, и Винни Пух.

Интернет медведь тоже не обошёл стороной. В сети он так и называется — по церковно-славянки — не «медведь», а «медвед». Про него снимают мультфильмы. Жаль, что забыли первого кормильца любого медведя — Серафима Саровского. Наш святой сделал культурный переворот в отношении к медведям. Они больше не злые чудовища, не шуты, а добрые или могущие стать такими. Как говориться «мягкие и пушистые».

Осторожно! Не пытайтесь повторить чудо кормления медведя святым. Это относится ко всем людям, к людям разного духовного роста. Мир всё-таки падший.

Мощи в Свято-Троицком Серафим-Дивеевском монастыре,


Рецензии
И где можно посмотреть эту картину?
С уважением,

Ева Голдева   05.05.2022 17:12     Заявить о нарушении
Это известный мотив. Где в храмах или музеях, не знаю. У меня дома такая стоит.

Дмитрий Гендин   07.05.2022 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.