История о богатом нищем

На одной из маленьких, не удостоенных названия улочек одного крупного американского города обосновался бездомный. Каждый день он сидел и наблюдал за прохожими, а по ночам ютился в картонных коробках и старых лохмотьях. В это время мэр города, предвидя предстоящие перевыборы решил совершить жест широкой воли - избавить город от нищих и попрошаек, обустроив их на работу. Нежелающим мягко говоря удаляли из мегаполиса. Мера весьма благородная, не правда ли? Работники соцслужб обходили беднейшие кварталы города, находили бездомных, нищих и попрошаек, кормили их и предлагали найти работу. Если же те сопротивлялись, им намекали о дальнейшей судьбе за пределами города. В целом программа была очень успешной, и случаев выселения было немного. Но иногда социальные работники встречали сопротивление - как в случае с нашим бездомным.
Джеймс (соцработник), увидев бездомного предложил его покормить. Бездомный согласился, а Джеймс продолжил его "обрабатывать", пока тот ел похлёбку, смачно заедая её ломтем черного хлеба.
- У вас будет возможность питаться так каждый день, если вы согласитесь участвовать в программе - начал было он.
- Каждый день ко мне будут приходить соцработкники? Мило, мило. Бездомный продолжил жевать.
- Нет, вы будете работать и получать за это деньги - исправился Джеймс.
- Да? Разве обязательно получать деньги за работу? - словно удивился бездомный. Вы меркантильны, мой друг.
- Нет, но... вам же хочется выбраться из вашего текущего положения? Стать как все...
- Зачем? Во-первых, я и сейчас прекрасно работаю. Я созерцаю мир и людей, и, хотя мне за это не платят, это восхитительно, знаете ли. Во-вторых... как можно созерцать людей, будучи частью их? нет, друг мой, полностью вы увидите общество лишь взглянув на него со стороны, извне. И знаете, что я вам скажу? Оно прогнило.
- Разве? Чем вам так не нравится работа? Вы думаете, это сложно? Поверьте, есть профессии, не требующие особых навыков... - Джеймс пытался исправить положение.
- Друг мой, вы думаете легко быть бездомным? Поверьте, нет. И без гроша в кармане жить не просто. Так чем же моё занятие хуже?
- У вас нет цели! Нет будущего! И нет стабильности! - осенило Джеймса.
- Цели? Моя цель - моя жизнь. Каждый следующий день - моя цель. Будущее? Я знаю его наперед. Дорога - вот моё будущее. Как и прошлое. Стабильность? Друг мой, лишь опустившись на самое дно, ты обретешь истинную стабильность. - бездомный налил себе еще порцию похлёбки.
- Но вы зависите от людей и их подачек! - предпринял последнюю попытку соцработник.
- Друг мой, я не завишу ни от кого. Ни от шефа, ни от секретаря, ни от мэра этого города. Я живу лишь этим днём, имею всё лишь сегодня, и завишу только от сегодняшнего своего состояния. А вас обязывают ходить к таким как я, иначе вы не получите зарплату, не сможете быть своим в обществе, не сможете платить налоги, как все, жить в "нормальном" районе, носить "хорошую" одежду. Так что я - зависим, да. А вы - наркоман.
- Выходит у вас всё есть?
- Я сыт, я жив, и у моих ног лежит весь мир. Разве этого мало?

Джеймс собрал вещи, и ушёл. А на следующий день бездомного выпроводили за пределы города. Говорят, после победы мэра он первым делом сократил число нанятых социальных работников, и постепенно на улицы вернулись нищие и попрошайки. Впрочем, одна из маленьких улочек, не удостоенных названия в этом огромном американском городе так и осталась пустой.


Рецензии
У Кира Булычева (если я не перепутал, и автором являются не братья Стругацкие) было такое произведение, не помню, к сожалению, название, где люди жили под куполом, машина раздавала всем работу. Тех, кто не был согласен, ссылали на болота. В основном люди хотели получить более высокооплачиваемую работу, только один дворник всегда хотел быть дворником, потому что у него не было шанса потерять все. Однажды машина назначила ему работу престижнее, но он отказался. Его сослали на болота.
Ваше произведение напомнило мне ситуацию с дворником.
Интересную тему подняли, Артем.

С уважением и пожеланием успехов,
Ваш верный читатель,

Рэдрик Серый   23.02.2012 09:43     Заявить о нарушении
Если вспомните название, было бы очень интересно почитать.
Благодарю за лестное сравнение!

Артём Нарф   25.02.2012 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.