Амарант

  …Я училась на последнем курсе педагогического университета. С детства мечтала быть учителем и обучать детишек уму-разуму. Очень любила играть в школу. Расставляла игрушек на диван в ряд и диктовала им правила русского языка, ставила оценки, хвалила и ругала. Потом в школе взяла шефство над маленькими из начальных классов, помогала им с уроками, постоянно проводила для них какие-то конкурсы, защищала от вредных старшеклассников. Да и мама моя была учительницей с тридцатилетним стажем. В общем, вопроса, куда идти учиться после школы, никогда не возникало.
  Итак, я с огромным удовольствием доучилась до пятого курса. И вот пришло время практики. Я и раньше вела уроки у ребятишек по плану практических мероприятий, но этот месяц я не забуду никогда…
  На этот раз моими подопечными стали одиннадцатиклассники. Выпускной класс. Было очень страшно идти к ним, ведь раньше пределом моей работы оставались шестиклассники. А тут сразу взрослые адекватные дети…или не дети… Так! Школьники – значит, дети! Так и буду их называть в разговоре с учителями. А обращаться к ним… ладно, потом над этим подумаю.
  В общем, я всегда была склонна к авантюрам. И тут, хлебнув горячего чая, поправила причёску и смело шагнула в кабинет.
-Ещё раз увижу хоть одного человека в курилке – так всыплю, мало не покажется! – классный руководитель 11 Б Анна Петровна снова наставляла детишек на путь истинный. Но, увидев меня, резко сменила гнев на милость, улыбнулась и представила меня ученикам.
-А вот и обещанный сюрприз. Знакомьтесь, это Наталья Сергеевна. Будет вашим наставником, моей помощницей…
-Поломойкой, тряпкомочилкой и мелотаскалкой, - раздался с третьей парты голос какого-то умника, и класс наполнился громким хохотом. Я немного смутилась.
-Макаров, прекрати вести себя как последний человек на этой несчастной планете! – воскликнула Анна Петровна, и класс взорвался уже от её слов. Они окончательно вернули меня к реальности, а Анна Петровна продолжала.
-И историю преподавать у вас тоже будет Наталья Сергеевна. Наташенька, - она обратилась ко мне. – Староста у нас Маша Железнова. Помощник старосты – Виктор Шестаков. Если будут какие-то мелкие вопросы бытового характера – добро пожаловать к ним, они объяснят, помогут. Плюс мы всегда  к вашим услугам.
-Спасибо, - улыбнулась я. Раздался звонок на урок, и я благополучно расположилась на последней парте, наблюдая за ведением урока. Класс был большой, и всего одно свободное место находилось на последней парте с каким-то парнем. Я расположилась рядом.
    И тут же пожалела, что надела юбку. Она оказалась слишком короткой, особенно когда я села. Пододвинула стул глубже под парту, парень рядом чуть слышно рассмеялся. И едва не вогнал меня в краску.
-Да вы не беспокойтесь, Наталья Сергеевна, у нас некоторые девчонки носят юбки и покороче. Вообще напоминают широкий ремень, - прошептал он и улыбнулся.
-Видимо, ты слишком часто любуешься на их юбки, - усмехнулась я. Парень слегка смутился, что меня удивило. Он был редкий красавец. Милая улыбка, бездонные серые глаза…Интересно, почему он сидит на последней парте? Сам сел или сослали за что-то?
Наверное, девчонки за ним табунами бегают…
-Виктор. Шестаков, - представился парень.
-Так это ты помощник старосты?
-Так точно.
-Очень рада познакомиться. А почему ты сидишь на последней парте? – наконец, спросила я. Он улыбнулся и уже был готов что-то ответить, как вдруг…
-Шестаков! Ну-ка, поднимись! Что это там за разговоры? С Майоровой беседы задушевные ведёшь или с Кировоградской?
-Сам с собой, Анастасия Павловна! – усмехнулся в ответ Виктор. – Дурак-человек, чего с меня взять? В университет не поступлю, в армию пойду! Границы любимой Родины защищать от басурманов проклятых!
-И от басурманок тоже, - ляпнул Макаров, и класс снова взорвался от хохота.
-Буду защищать от всех, от кого придётся, от басурманов, басурманок и даже таких недалёких людей, как ты! – Виктор кивнул в сторону Макарова. Саша растерялся и не смог ничего ответить. –А если  женюсь, а я в этом не сомневаюсь, то всё равно буду защищать свою жену от таких, как ты. Ну и от басурманов и басурманок тоже. А теперь к тому, что я вас не слушаю. Слушаю, ещё как! В основе философии Соловьёва идея единства, добра. По его мнению, земля, небо, Бог – это единый организм, у которого есть душа. Эта душа – своего рода посредник между человеком и Богом. Таким образом, в русской литературе соединились две философии: философия Ницше и философия Соловьёва. Они и определяют философские корни русской литературы 20 века.
   Виктор сел за парту, учительница вздохнула и продолжила вести урок. Видимо, такие спектакли в этом классе были не одиночным событием. И свои выводы из увиденного я сделала…

   Мой первый урок был через 2 дня. Мне досталась тема про Византийское Средневековье. Я достаточно хорошо подготовилась и на урок шла уверенная в себе. Однако даже несмотря на мои полномочия, контролировать всё я не могу…
-Здравствуйте, дамы и господа, - я сразу отсекла идею обращаться к ним как к детям. Не поймут. – Очень рада вас видеть всех в добром здравии. Тема нашего сегодняшнего урока – Византийское Средневековье. Но прежде чем заглянуть в гости в эту замечательную страну, давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. Итак, почему в раннее Средневековье в Европе было очень мало городов?
   Я не ожидала увидеть лес рук. Всё-таки 11 класс. Я помню, чем мы занимались на уроках в 11 классе. Болтали, рисовали, шутили. Но это не помешало мне закончить школу с серебряной медалью. Тишина. Ни одной руки. Что ж. Тогда пойдем по журналу.
-Лиза Гордеева, ответь, пожалуйста на вопрос.
  Лиза молча встала и ни слова не произнесла.
-Лиза, ты не знаешь ответ? Тогда хотя бы выскажи свои предположения.
   Молчание. Ладно. Прорвёмся!
-Андрей Пятов. Пожалуйста, дай ответ на вопрос.
   Поднялся, но молчит. Странно.
-Присаживайтесь. Ну, кто-то желает ответить?
   Тишина. Фух. Немного напрягает. Ладно.
-Тогда перейдем к следующему вопросу. А с этим разберёмся чуть позже. Так… Дайте характеристику сословия горожан. Какое место оно занимало в структуре средневекового общества? Саша Панова, отвечай на вопрос.
  Встала. Молчит, потупив взгляд в пол.
-Маша Железнова, ответь. Игорь? Олег? Альбина?
  Все молчат!! Все! Это заговор! Нет, это попытка сорвать урок! О Боже, а я даже не знаю, что делать дальше. Ладно.
-Ну что ж. Раз уж вы ничего не знаете по теме прошлого урока, придётся нам изучить всё это ещё раз. Открываем тетради, записываем тему. Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы. Понятие Средние века впервые стало употребляться…
   Вот это номер. Они не пишут. Даже тетради не открыли. Так. Понятно всё.
-Вижу, работать вы сегодня не хотите. Что ж, в такой обстановке с таким отношением я тоже работать не намерена! Более подробно я расскажу Анне Петровне! До свидания!
   Я взяла книги и покинула кабинет. Сразу после моего ухода класс наполнил хохот и аплодисменты. К моим глазам подступили слёзы. За что они так со мной? Ой! Шестаков! Господи, его что, не было на уроке? Как я это не заметила? Срочно успокаиваемся, ученик не должен видеть слабостей своего учителя.
-Доброе утро, Наталья Сергеевна! Извините, что опоздал. В больницу ходил. Анна Петровна предупреждена…Наталья Сергеевна, что с вами?
   Я хотела молчать. Быть сдержанной и сильной. Но не смогла. Крепко они задели моё самолюбие.
-Твои одноклассники сорвали мне урок!! Они молчали! Я задаю вопрос – молчат! Все до одного! Я заставляю тему в тетрадь писать – не пишут! Я…я…я даже не знаю, что делать!
-Наталья Сергеевна, не расстраивайтесь, - внезапно начал успокаивать меня Виктор. – Они все такие…такие…придурки!
-Виктор!
-А что? Разве нет? Вы же прекрасный преподаватель, я у восьмого класса спросил, вы когда-то вели у них… И девушка вы замечательная…И слёзы не должны омрачать вашу жизнь, - улыбнулся он.
   Мне стало неудобно. Шестаков был моложе меня лет на шесть, да и  сами по себе такие комплименты от ученика к учителю, тем более если они разнополые существа… А Виктор молодец… Хороший парень. Надо будет поговорить с Анной Петровной. И взгляд такой милый, добрый… Я почувствовала, что краска подступает к лицу. Пора уходить.
-Спасибо, Витя. Очень приятна твоя забота. Вы свободны, урока сегодня не будет. Готовьтесь на завтра.
-Так точно, товарищ генерал! – Виктор широко улыбнулся, резко вскинул руку к невидимой фуражке и кивнул в знак исполнения приказа.
-Вольно, - усмехнулась я и направилась в учительскую.

   …Анне Петровне я так ничего и не сказала. Соврала, что мы весь урок в игровой форме повторяли две последние темы. Следующий урок Анна Петровна должна была посетить сама, поэтому я знала, что сорван он точно не будет. Но такого эффекта я не ожидала никак…
-Наташенька, меня срочно к директору вызывают, начните без меня!
   Вот и кончились мои мечты о светлом будущем. В одиночку с этими львами мне не справится. И тем не менее я смело шагнула в клетку. Встали. Сели. Так, пока всё путём. И Виктор здесь. Почему-то я очень рада его видеть.
-Ну что ж, давайте попробуем ещё раз пробежаться по теме прошлого урока…Назовите мне периодизацию западноевропейского Средневековья…
    Стоило мне закончить вопрос, как над умными светлыми головами подростков взлетели руки. Весь класс страстно желал  ответить. Я даже немного испугалась.
-Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, - усмехнулась я. -  Катя Кировоградская, отвечай.
    Катя встала и с закрытым учебником процитировала мне полторы страницы информации из домашнего параграфа. Неплохо. Продолжим.
-Тогда давайте поговорим о распространении христианства на территории Западной Европы в Средние века.
    И снова все подняли руки! Моё настроение продолжало подниматься. И так – вопрос за вопросом. Потом пришла Анна Петровна, очень обрадовалась работоспособности родных ребятишек, а я уже начала рассказывать новую тему. Замечательный получился урок! Я молодец.
-Вы прекрасный преподаватель! Дети от вас в восторге! Вы отменно ведете урок! – расхваливала меня Анна Петровна после урока. – После окончания университета идите только в нашу школу! У нас Петр Семёнович на пенсию уходит, нам замена нужна. С директором я договорюсь!
-Спасибо, - улыбнулась я.
-Так, ну вы не скучайте, сейчас у ребят физика. Посидите с ними. А я пойду. До встречи.
    Мне было безумно приятно слышать комплименты, но интуиция подсказывала, что моя заслуга в безупречно проведенном уроке невелика. Свои дальнейшие раздумья я оставила на потом – ко мне подошли двое ребят из 11 Б.
-Наталья Сергеевна, можно мы на следующий урок доклады возьмем по Османской империи?
-Конечно, Саша. Седьмой вопрос в учебнике посмотри, там подробно написано, про что надо будет рассказать. А ты, Максим, восьмой почитай. Подождите…Что это с вами?
   Под Сашкиным левым глазом красовался фингал. У Максима была разбита губа. Вид у них был весьма потрепанный. Да и ещё несколько ребят из их класса были слегка помяты. Но я как-то на радостях не обратила на это внимание. А зря.
-Что это? Вы подрались?
-Упали, - отмахнулся Саша.
-Все вместе? Что за массовое падение? Гравитация резко потянула к земле?
-Сила тяжести, блин, - вымолвил Максим, и ребята ушли.

   Остальные три урока я провела в задумчивости. В голову лезли дурацкие мысли, но озвучивать их было как-то глупо. После последнего урока ко мне подошла староста Маша.
-Наталья Сергеевна, мы сегодня идём в театр на постановку «Вишнёвый сад» по Чехову. Решили вас пригласить. Вы не против?
-Конечно, я с радостью схожу с вами, - я была несколько ошарашена предложением, но отказаться… Нет! Плюс я сто лет в театре не была.
…-А что у вас дети такие побитые? – спросила я Анну Петровну по пути домой.
-Мальчишки-то? Ой ты тоже заметила, да? Сама расстроилась вся. Витька сказал, вчера на футбол ходили. Там с фанатами передрались. Ох уж эти фанаты!
-Да, фанаты сейчас это страшное дело… А Виктор – сын военного?
-Да. Отец погиб три года назад где-то в горячих точках, не помню точно. Теперь с матерью живёт и младшей сестрой. Полинка у нас в первом классе учится. Очень правильный мальчик. Хочет военным стать, как отец. Не пьёт, не курит. Спортом занимается. Он же у нас гордость школы! Чемпион области по восточным единоборствам. На российские соревнования ездил, там в десятку лучших попал. Очень хороший парень, - закончила Анна Петровна.
-Да, хороший парень, - автоматически повторила я. Теперь мне многое стало ясно.

   …Я проветривала кабинет нашего класса на перемене. Открыла нараспашку окно. Холодный морозный воздух мгновенно проник в помещение. Я села на подоконник. Третий этаж, обзор замечательный. Весь парк перед школой как на ладони. А внизу, прямо за углом, та самая злополучная курилка. С которой так безуспешно пытаются бороться учителя этой школы.
    Я привычно думала о чём-то своём, но внезапно меня увлёк разговор двух ребят в курилке. Прислушалась – Виктор Шестаков с лучшим другом Мишей.
-Дурак ты, Витька. Вся жизнь впереди, а ты так категорично с этой девочкой.
-Я ж тебе говорю, я влюбился в неё с первого взгляда! Она такая… такая… такая…
Тебе не понять…
-Ну да, куда уж мне, простому смертному, против вас, Богов!
-Вот! Ты уже смеёшься! А это, между прочим, совсем не смешно!
-Да-да, скажи ещё, что ты женишься на ней.
-Да без проблем! Хоть завтра! Безумно её люблю! Миха, не дыши на меня сигаретным дымом, мать унюхает, подумает, что курю. Расстроится.
-Ой-ой-ой, какие мы нежные! Ладно, я докурил. Пошли, а то холодно.
-Настоящему мужчине холод не помеха!
-Хорош чушь нести! Пошли в школу! Директор поймает, мало не покажется. Тем более, что ты на золотую медаль идёшь…
Какие милые ребята. А Виктор влюбился. Да, Анна Петровна была права. Его жене повезёт. Ладно. Надо закрывать окно, а то в кабинете скоро пар изо рта будет идти. Не хватало ещё детей заморозить!..

  …Урок истории в субботу с утра – это в любом случае мощно. Особенно если это единственный урок. Накануне я проверяла работы класса, выставляла оценки в дневники, готовилась к уроку, в общем – легла далеко за полночь. Наспех поставила будильник на час раньше обычного, и в итоге за час до урока я уже находилась в школе.
   Нарисовала схему на доске, подобрала карты к уроку и неспешно побрела по пустым коридорам к кабинету. Вышла из-за угла и вдруг…
-Виктор? Что ты делаешь здесь в такую рань?
   Шестаков обернулся, что-то пряча за спиной. Глаза бегают, лицо покраснело. Тааак, интересненько…
-Витя, что происходит?
-Анна Петр… ой.. Наталья Сергеевна, я… в общем… это вам! – он, пряча взгляд от меня, достал из-за спины большой букет алых роз и протянул мне.
   Чего-то подобного я и ожидала. Приняв букет, начала допрос влюблённого подростка.
-Спасибо, Витя. Очень приятно. Скажи мне, это ты побил своих одноклассников, чтобы они изменили своё отношение ко мне?
-Да, было дело, - вздохнул Витя, по-прежнему пряча взгляд. – Просто…они же сами виноваты, вы такая хорошая и добрая, а они… а ещё вы безумно красивая…
-Ох, Виктор, Виктор… Что ж мне с тобой делать… И доклады Саша с Максимом делать не хотели, и в театр меня никто не собирался звать…
-Да. Но… неужели вам неприятно это всё?
-Нет, почему же. Очень приятна твоя забота. Ты очень заботливый и очень добрый мальчик. Твоя жена будет счастлива.
-Может быть, - кивнул Виктор и вдруг его глаза загорелись, он посмотрел на меня и произнес: - А хотите … я на вас женюсь…
  Вот это поворот. Пора прекращать всю эту комедию. Хотя в глазах юного Ромео она явно выглядела по меньшей мере как драма.. Ну что, пора превращать драму в  трагедию.
-Глупый ты, Витенька… Маленький совсем. Скоро повзрослеешь, и будешь по-другому на жизнь смотреть. Иди, готовься к уроку. А за цветы спасибо. Мне, кроме мужа, никто таких шикарных букетов и не дарил.
-Ах! Так вы замужем!
-А что? Ты исключал такой вариант?
-Нет…просто не ожидал…я пойду, мне параграф повторить надо…
 
   …После этого разговора отношение Виктора ко мне несколько поменялось. Он по-прежнему здоровался, был вежливым и услужливым, но в его глазах улавливалась грусть. С классом мы вскоре подружились. Сначала они просто боялись Шестакова, а потом всё как-то само собой улеглось. И мы стали неразлучными друзьями. Анна Петровна и вовсе не могла нарадоваться на меня и моё преподавание. А по окончании практики ребята пригласили меня к ним на выпускной. Я была очень тронута. Всё-таки права была моя мама. Все дети разные, ко всем нужен свой подход, и его можно запросто найти. Нужно только открыть душу и сердце.
   …Сегодня был мой последний день в школе.
Нужно было собрать книги и идти. Мой родной университет с нетерпением ждёт меня. Я приводила в порядок доску, когда в кабинет вошёл Шестаков.
-Ты уходишь? – спросил он.
-Виктор, ну что за хамское отношение. Ни «здравствуйте», ни «до свидания». Вошёл без стука. Что за манеры!
-Манерам меня в военном училище научат. Так ты не ответила, ты уходишь?
-Да. Практика окончена. Пора возвращаться обратно в университет. Жаль вас покидать. Вы мне очень понравились. Хорошие дети. Добрые. Талантливые. У вас большое будущее. Удачи вам.
   Виктор молча смотрел в пол. Потом вышел, принёс какой-то красный цветок и вручил его мне.
-Что это?
-Это амарант. Очень редкий цветок. Мне привёз его папин друг из Восточной Азии. Мама сказала, что в языке цветов амарант – символ неумирающей любви… Я люблю вас, Наталья Сергеевна, и буду любить вечно. Мне жаль, что вы этого не оценили. Может быть, я бы смог сделать вас счастливой.
   Он направился к выходу, в дверях обернулся.
-А зачем вы тогда соврали? Вы же не замужем. Анна Петровна сказала. Зачем вы так? Ведь всё могло быть по-другому. Прощайте, Наталья Сергеевна. Удачи вам. Будьте счастливы…

   …С тех пор прошло много лет. Я часто вспоминаю Виктора и эту красивую историю с грустным концом. Университет я закончила. Теперь работаю в той же школе, где когда-то проходила практику. Преподаю историю. Общий язык с детьми нахожу легко, только одиннадцатые классы больше не беру. Горький опыт.
   Недавно видела Виктора с семьей. Женился. Трое детей. Его мечта сбылась, он стал военным. Нашей встрече очень обрадовался. Но про любовь не вспоминал. Или забыл, или просто неудобно вспоминать было… Расхваливал меня перед женой, рассказывал, как благодаря мне сдал экзамен по истории на отлично. Хотя моей заслуги там не было совершенно.
   А он совсем не изменился. Так и остался тем хорошим и добрым парнем, заботливым и ласковым. И улыбка та же, и глаза. Ничего не изменилось. Он ушёл в счастливую жизнь… К жене, сыновьям, дочке…
   А я так и осталась одна. Замуж не вышла. Либо попадались какие-то маменькины сынки, с которыми было сложно. Либо тираны, с которыми было просто невозможно. Как-то не получалось. Всю жизнь работала с детьми, а своими так и не обзавелась. Утром иду на работу, семь уроков, проверка тетрадей, дом, вечно голодный кот, пустая холодная кровать. А утром всё повторялось заново. В выходные я читала книги, гуляла по городу… Но это всё было не то…
   И теперь холодными зимними вечерами, глотая одиночество вместе с горячим чаем, я всё чаще думаю… Какая же я была дура… Как оказалось, Виктор был моим единственным шансом стать счастливой. Если уж совсем пафосно, то он был послан мне Богом. А я собственноручно уничтожила своё счастье… Теперь у меня впереди тишина, покой и одиночество… А Виктор… Виктор остался моим амарантом. Моим символом неувядающей любви, которая так внезапно ворвалась в мою жизнь и оставила там след на всю жизнь… А дальше что?..
  …Аптека. Улица. Фонарь.
Пойду, почитаю Блока. От него мне легче. Не менее печально, но более легко. Аптека, улица, фонарь…


Рецензии