12 Августа. День пластинок из винила. Хобби...

                БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

     “Мамина пластинка, выщербленный край, про любовь нам, про любовь нам  что-нибудь сыграй”.*

     Будучи с одиннадцатилетнего возраста солисткой школьного вокально-инструментального ансамбля, а в самостоятельном возрасте по собственной любознательности, которая и сейчас не угасла, я побывала во многих городах и весях Советского Союза. Из каждой поездки привозила сувениры, но большей частью значки, коллекция которых с годами перевалила далеко за шестьсот штук. Помню откуда каждый взялся – одни дарили, другие покупала, третьи присылали друзья по переписке не только ближнего, но и дальнего зарубежья: так немецкий друг Клаус и польская подруга Анна к каждому письму умудрялись пристегнуть значок, а то и высылали маленькие бандероли. Собрание однородных предметов существует и осуществляется по сей день. Мой ребенок высказал предположение, что и три разнопрофессильных диплома я получала только ради отличительных знаков. Он любит пересматривать систематизацию, и с одномесячных летних каникул, проведённых четыре года подряд в Германии, тоже привёз миниатюрные экспонаты для пополнения моего, взявшего старт в отрочестве, интереса. Однако традицию не продолжил – у него появилось своё увлечение…
     Когда Вове исполнилось восемь месяцев, я стала от напевания колыбельных переходить к прослушиванию на проигрывателе в тихом режиме «Маленького ночной серенады» Моцарта. Постепенно приучала его к различной музыке (лично я под настроение люблю слушать все течения). В четырёхлетнем возрасте малыш часами мог слушать долгоиграющую сказку Льюиса Керрола «Алиса в стране чудес», положенную на музыку и слова Владимира Высоцкого. Как-то незаметно современные звуковоспроизводящие устройства вытеснили проигрыватели, и вместо виниловых пластинок дом наполнила музыка с дисков (кстати, пластинки тоже так называли). Наверно это и пробудило у него желание (без малейшей моей инициативы) пойти на обучение в музыкальную школу по классу пианино.
     Год назад, глядя эльдаро-рязановский «Служебный роман», Влад заинтересовался электрофоном и захотел послушать пластинку. В доме таковых уже не осталось. Тогда тейнеджер без всякого стеснения, по принципу «за спрос не бьют в нос», стал ходить по малой родине и её окрестностям, спрашивая у старшего поколения, сохранились ли у них данные раритеты. К моему удивлению нашёл искомое. Собрал более семьсот штук, и скрупулёзно составил их реестр. Некоторые экземпляры, между прочим, уже разменяли свою центурию (столетие – автор). Треснутые, регистратор не выбрасывал, а заносил в отдельный список – а вдруг когда-либо получится склеить. Ему отдавали, причём бесплатно, не только патефонные и граммофонные записи, но и проигрывающие аппараты в хорошем состоянии. Галина Тарасовна Прокопчук ещё и документы приложила к дару, правда, звукоснимающих запасных головок, которые быстро стачиваются, у неё не было. Следует заметить, что нашлись ещё разновозрастные коллекционеры данного атрибута. Парень произвел с ними обмен «повторок» и некоторые, узнав о том, что он не может найти иголки, подарили их ему из своих запасов. 
     Ещё, в ходе изучения темы, узнал, что первая в мире пластинка выпущена в 1888 году и сделана была из целлулоида. С 1897 года они стали шеллачные – смолу (шеллак), вырабатываемую пауком-червецом, закупали в Индии до 1948 года на золото и валюту…
     В кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик в сновидении изобрёл конструкцию, перемещающую людей в пространстве, и, благодаря которой, современники перенеслись в пошлое, а царь Иоанн Грозный вкусил «лепоту» будущего… Любознательность Вольки – это тоже своеобразная и не виртуальная машина времени. В доме зазвучали: «Времена года» Вивальди, «Лебединое озеро» Чайковского, стихи Сергея Есенина в авторском исполнении, популярные в разные года ВИА, но в самое его сердце запала группа Модерн Токинг… Пластинки есть до революционного и до военного времени, возможно, такие слушал ещё его прапрадед-прокурор Степан, портрет которого весит у нас на стене. Вместе со своим наследником услышала первые записи: Леонида Собинова, Александра Вертинского, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Леонида Утёсова, Фёдора Шаляпина и других вошедших в историю талантов. Всем дарителям я обязательно перезванивала, и они, подтверждали факт своей безвозмездности, без всякого рейдерства со стороны необычного гостя. Говорили при этом, что обрадовались его интересу. Жалко было выбрасывать часть своей жизни – вот и пылились. Приятно знать – их минувшее не перечёркнуто и интересно молодым.
     Почти век аналоговые носители являлись необходимой и неотъемлемой частью жизни почти в каждой семье. За ними выстраивались очереди, продавали из-под полы по спекулятивным ценам, производили перезаписи на рентгеновских снимках (такие тоже отдавали). Шотландская группа Foud при ювелирной помощи кондитеров записала на шоколадном диске сингл (грампластинка – авт.) «Anti Climb Paint», который можно было проиграть десять раз, при чём звучание с каждым витком оставалось отличным. Сам диск за этот промежуток времени срабатывался и его съедали, впрочем, как и упаковочный конверт из рисовой бумаги. В кинофильме «Весна на Заречной улице» всего один раз звучит фраза: «Ты чего не приходил? Такие пластиночки были!», но с каким восторгом она была произнесена. Реноме у них было необычайное и уже тогда были очень редкие экземпляры. Но находчивые и сейчас от них не отказываются – украшают ими офисы, а умельцы делают из них горшки под цветы и циферблаты для часов.
     На рынке, прозванным в народе «поле чудес», Володя видел, трогал, слушал патефон и граммофон (их родителя – фонограф – ещё надеется найти не по интернету). Меломан  изучил историю этих музыкальных аппаратов. Собиратель узнал, что предметы его интереса, как и просвещённые люди, выделяющиеся инакомыслием и свободолюбивыми взглядами, подвергались гонению и уничтожению. Однако, по словам исследователя Александра Тихонова под “кружится пластинка, чуть дрожит игла”*: “Шло время, сквозь смех и слёзы граммофон завоёвывал себе права гражданства: ломая предубеждения, нёс культуру в массы непросвещённого народа России и, в конце концов, стал неотъемлемым атрибутом каждого дома, где любили музыку, пение и танцы”. Конечно же, после этого мечтается приобрести «революционера» в личное пользование. А ещё сын понял истину – его время не продвинутое, а усовершенствованное, как и положено по спирали истории. И если последующие поколения, пользуясь трудами предшествующих, будут просто потребителями, то человечество может вернуться к исходной точке, стронуться с которой не будет кому.

                ПРО ПЛАСТИНКИ И ГРАМОФОНЫ ИЗ ТЕХ ВЕКОВ               
     Письмо (приводится в оригинале) в московский магазин Мюллера:
     “Открыв ныне трактир без крепких напитков и поставив во оном граммофон вашей фирмы, я привлёк многих посетителев”. Засим будьте здоровы Мирон Колупаев, содержатель трезвенного заведения «Магмыж».

                БОНУСЫ ТОГО ВРЕМЕНИ               
-Я, брат, своим клиентам удивительную премию придумал. Каждое лицо, купившее граммофон, получает бесплатно жареного гуся и три фунта ветчины.
-Удивил! А у меня – сезонный билет в мраморную баню, кокосовую мочалку и полотенце с вышитыми инициалами.
Вот откуда пошла музотерапия:
-Скажите, зачем вы поставили граммофон в конторе. Разве он не мешает?
-О, нисколько. Барышни, пишущие на машинке, успокаиваются, концентрируются, попадают в такт музыке и работают, таким образом, вдвое быстрее.

                РЕКЛАМА ОНА ВО ВСЕХ СТОЛЕТИЯХ - РЕКЛАМА               
Два приятеля встречаются в клубе.
-Николай! Что ты опять загрустил? Тёща воскресла?
-Хуже!!! Жена купила поддельный граммофон и копированные пластинки завела. Шипят хуже тёщи.

                ПОКА ХОББИ               
     Принимая участие в викторинах журнала «Волшебный», Володя выиграл современный сотовый телефон. За активное юнкоровское участие в газете «Зорька» – награждён именными наручными часами. Параллельно собирательству «пластов» мой Владимир заинтересовался массажем и стал в свои тринадцать лет с половиною первым юным выпускником Европейской школы корреспондентского обучения «ЕШКО», по окончании которой выдан специальный международный CERTIFICATE (свидетельство) – жаль значка к нему не предусмотрели, в отличие от диска с учебным видеоматериалом.
     Не секрет, что путь по горам, ущельям, долинам, дорогам, тропинкам, чащам, полям, небесам, космосу познания, настоятельно, трепя нервы, но не жалея времени, сенсеем (направляющий, руководитель в различных делах – авт.) выступала я. Но “чем шире круг моих познаний, тем шире круг моих незнаний” – работы для, очень надеюсь, заинтересованного ума, непочатый край даже в выбранном направлении, ведь, как сказано в «Надземном»: “Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них своё мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование”.

     *цитаты из песни 1995 года «Мамина пластинка» – стихи Игоря Давыдовича Шаферана, музыка Леонида Петровича Дербенёва

на фото: сын и его коллекция, которая увеличивается

 


Рецензии
Такие увлечения только расширяют горизонты познания.))) Нет будущего без прошлого - хорошо, когда такие истины усваиваются с младых ногтей.
Успехов и настроения, Синильга!

Олег Шах-Гусейнов   22.03.2016 09:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.