Мясо криля

                М Я С О     К Р И Л Я
 
   Для непосвящённого читателя необходимо разъяснить, что криль–антарктическая  креветка,  планктон, которым  питаются киты и рыба. Рыбаки говорят: « нет криля – нет рыбы». С семидесятых годов прошлого века начали промышленный лов криля как пищевого продукта. Из криля делают пасту «Океан», так же его продают в замороженном виде – салат получается вкуснейший. Правда, стоит  довольно дорого. Фасуется он в полиэтиленовые пакетики и пак размером сантиметров 30на30на30 в описываемое мною время стоил рублей 350, что составляло месячный  зароботок  докера-механизатора*. Криль по внешнему виду похож на креветку, но размер его – 7-10 миллиметров. Смеялась наша бригада до колик, когда девушка-стивидор**, склонившись над трюмом, спросила: «Какая рыба в трюме?», а наш хохмач Сашка Машталер прокричал снизу: «Филе криля!».. Бедняжка пошла в грузовой отдел и на чистом глазу сообщила, что в трюме – филе криля. Гомерический хохот всего отдела  взрывом прогремел в ответ на  её  сообщение. Мы в трюме  катались, задыхаясь от смеха, когда над трюмом показались  головы всех стивидоров во главе с их начальником, решивших уточнить вопрос о филе криля. 
             Однажды тёплой крымской ночью я, докер-механизатор Севастопольского опытно-показательного морского рыбного порта, прибыл на работу в ночную смену, начинавшуюся  в полночь, со страшного бодуна. Состояние моё было хуже некуда, жизнь была не мила, но работа есть работа,подавать виду о своём состоянии нельзя, что я успешно и делал.Распределили меня на работу вместе с двумя другими докерами в трюм, загруженный паками с мясом криля. Моими напарниками, если так можно сказать о троих, оказались мой сверстник Сашка и молодой парнишка по прозвищу   Миша красненький. Спустившись в трюм, мы увидели, что работы в нём – до обеда. Начали выгрузку «врукопашную», трюм имел размеры, не позволявшие опустить в него погрузчик, да и картонная тара не допускала  сделать это. Состояние моё было отвратительным. Я  только и думал о том, как бы доработать до обеда, зачистив трюм, и поспать полчаса (столько длился  обед). Так и получилось. В три часа ночи из твиндека*** появился трюмный матрос и заявил: «Всё мужики, я за груз отчитался! Эти три пака – лишние, можете забрать их себе на «бур»!»****. Сашка и Мишка  красненький  возликовали, схватив по паку криля, и были немало удивлены, когда я сказал им, чтобы забирали и мою долю. Я знал, что если «забурюсь», то придётся в перерыв или выносить как-то с территории порта «бур», или искать другие пути. Единственным желанием  было поспать .Мои коллеги уговаривали меня «не глупить», ведь не каждый день прёт такая удача -  сдав товар получить рублей триста. Но в моей больной голове судорожно билась одна мысль: «поспать,поспать…». Деньги и здоровье - понятия различные, одно другое не заменяет. Я пошёл в красный уголок, а Сашка с Мишкой – пристраивать неожиданные трофеи. Я «быстро-быстро» по-      спал на столе для настольного тенниса  и через полчаса был разбужен ликующими напарниками. Они договорились с шофёром портового автобуса, что он вывезет с территории их криль. В уплату за услугу он получил пак криля, полагавший- ся мне. Что самое неприятное, до конца смены они насмехались и издевались надо мной. Какой мол я дурак, отказался от таких денег ради получаса сна. Мне на «упущенную выгоду» было наплевать, видно, такой уж я человек, но насмешки этих двух придурков порядком раздражали. Помывшись в  душе после смены мы разошлись по
домам.            
  Через два дня, после выходного, выхожу на смену и узнаю , что  Сашку  и Мишку задержал ОБХСС***** при сбыте мяса криля. Было в то время в Севастополе ателье по пошиву военной формы одежды.В огромном зале трудились около пятидесяти швей-мотористок. Сашка ходил среди  трудящихся женщин, тихим голосом задавая один  и тот же  вопрос: «Мясо криля надо?». На его беду в то же время и в том же месте находился что-то вынюхивавший оперативник ОБХСС Сашка его не идентифицировал, приняв за работника ателье. «Работник ателье» заговорщицким шёпотом заявил, что он готов купить всё мясо криля, какое есть в наличии. Радостный Шурик привёл незнакомца к  сидевшему неподалёку на скамейке Мише - красненькому. Незнакомец, убедившись, что два толстенных портфеля наших друзей доверху наполнены   дефицитной пищевой продукцией,  подозвал ещё двоих, таких же, как он, и наши персонажи  были взяты и доставлены в городской отдел милиции. На них тут же было заведено дело по уголовной статье – за расхищение социалистической
собственности. Выпустили их из каталажки через двое суток. Статья им «ломилась» с конфискацией имущества. Мишке- красненькому это обстоятельство было  «по фигу»  – кроме переносного магнитофона и прикроватного коврика в общаге у парнишки ничего не было. С Сашкой же вопрос имущества обстоял сложнее..Человеком он был пожившим, до порта работавшим главным инженером  в домостроительном комбинате. Он имел кооперативную квартиру, машину, дачу, ещё что-то, что – точно не  помню..
  Теперь всё свободное, нерабочее время они проводили в общении со следователями. Сашка, к тому же, предпринимал  колоссальные  усилия по избавлению от нажитого «непосильным трудом» имущества,  распихивая  его по  родственникам и знакомым.  Мой соблазн поиздеваться над обоими, помня ту роковую ночь, был велик, но так же велико было и сочувствие к коллегам, попавшим в беду. Помню, что только однажды я сказал им, что лучше бы им было поспать со мной в красном уголке на столе, а не заниматься «хищением социалистической собственности».
          Следствие закончилось, состоялся суд и нашим героям дали по году «хи-
мии», т.е. принудительных работ на стройках народного хозяйства в  крымском
городе  Армянске. Только они начали свой подневольный труд, как была объявлена амнистия в связи с очередной годовщиной советской власти. Мишке красненькому в связи с ней ничего не светило – слишком молод был и никакихзаслугперед советской властью за ним не числилось, а Сашка подлежал амнистии, по- тому что,в молодости,  во время службы на флоте, был награждён юбилейной ме далью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня  рождения. В.И.Ленина».
   Он развил бурную  деятельность по сбору подтверждающих  этот  эпохальный факт документов. Амнистия длилась определённый промежуток времени,  втечение которого надо было успеть, чтобы освободиться.
Можно представить свободу этой деятельности со стороны зека, которому, к тому же препятствует администрация колонии. Преодолев все трудности, Сашка собрал  нужные документы и они были отправлены по инстанции. Времени до конца  срока действия указа Президиума Верховного Совета СССР об  амнистии оставалось с гулькин нос. Начальство колонии тихо посмеивалось, а зеки заключали пари на тему: успеет  Сашка амнистироваться или будет сидеть весь срок. За два дня до конца амнистии Сашка умудрился послать телеграмму на имя самого Л.И.Брежнева. Амнистировали  его за два часа до конца амнистии и он вновь стал работать в нашей бригаде. Стал он каким-то чересчур тихим, забитым, что-ли. Мясо криля ни денег, ни счастья ему не принесло. А Миша – красненький втечение года приезжал в портовую общагу к ребятам на выходные. Освободившись,тоже вернулся в бригаду.
             Рассказал я об этом случае подробно, потому что сам был тому свидетелем  и только волею обстоятельств не превратился в непосредственного   участника описываемых событий.

      
      * - портовый  грузчик. Может работать на  электро- и  автологрузчиках,
            судовых стрелах и лебёдках, портальных кранах;
      **  -  работник порта, отвечающий за погрузку и разгрузку судна;
      *** - отсек трюма;
      **** - продукция, незаконно вынесенная из порта;
      ***** - отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности   


Рецензии
Готовый сценарий для кино. Документального ли, художественного ли - можно и так, и так. Потребительскую ценность этого рассказа я лично оценил в его разноскоростном режиме повествования. То долго про трюм, то быстро про сбор документов на амнистию. Появляется эпическое пололтно, шириной в горизонт советской страны в соответствующий период. Я даже почувствовал этот запах рыбный от трюмного железа.

Сергей Моргульцев   16.03.2012 16:54     Заявить о нарушении
Сергей! Вашие мнение высокопрофессионально. Во всяком случае, я бы подобным образом охарактеризовать не смог. Чувствуется, что за прошедшие годы Вы времени зря не теряли. Прошу, кем Вы служили - Ваша фвмилия мне уже снится, а к конкретному человеку "прилепить" не могу - столько лет позади! Удачи! СЭЗ

Станислав Змачинский   17.03.2012 10:06   Заявить о нарушении
Стас, это опять я. Прочитал твой рассказ и снова получил читательское удовольствие. Потому, что читал давно. Потому, драматично и автобиографично. Потому, что написано классно.

Сергей Моргульцев   10.06.2015 23:43   Заявить о нарушении
Стас, это я опять я. Написано классно, от души и по-человечески. Нравится мне твоя проза. Умеешь!

Сергей Моргульцев   20.12.2015 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.