Редакторская правка текста -3

 РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
(Редакторская правка текста)

На сон грядущий мы  рассказываем своим детям сказки. Бывает так, что придумываем эти истории сами. Потом приходит желание их записать, чтобы передать внукам и правнукам. Письменная речь предъявляет к нам значительно больше требований, чем устная, поэтому, записывая сказки, надо обрабатывать их очень тщательно.  В произведении для детей важно не только содержание, но и то, как вы его оформляете. Как правило,  сказки читают  для развития речи. Так давайте  помнить о критериях  правильной речи: точности и ясности, лаконичности и выразительности.
Предлагаю вместе разобрать сказку Галины Лыжиной

О том, как мишутка со слоником подружились

ПЕРВЫЙ ФРАГМЕНТ
У девочки Насти было много игрушек. Даже слишком много. Ну прямо,  как в магазине игрушек (... "много ИГРУШЕК".., через несколько слов: "как в магазине ИГРУШЕК"; в таком случае надо хотя бы форму слова изменить или подобрать другое название для магазина: ... в Детском мире... совсем по-иному заиграет абзац; и глагол "было" можно опустить… ).
Они занимали целых три полки в шкафу. Там сидели: десять медведей, пять зайцев, восемь собачек, черепашка и три кошечки.
Все они очень походили на живых  зверят. Медведи были (???) шоколадно-коричневые или белые, собачки и кошки – черненькие, серые и белые с пятнышками, черепаха – зеленая,   в клетку, зайчики – белые и пушистые с круглыми хвостиками.
Их было (???) так много, что им тесно было (???) сидеть. ( "И ИХ было так много, что ИМ тесно было сидеть" - вот здесь уже можно вернуться к слову ИГРУШКИ, а то сходятся два местоимения в одном предложении)
 Некоторым приходилось потесниться очень сильно. Так как их сжимали другие игрушки-зверушки, они все сидели не дыша. 
(В этом месте  однозначно НАДО ПРАВИТЬ, и я сделала это сразу:
Игрушек накопилось так много, что им тесно стало в шкафу. Некоторым приходилось очень туго, потому что их сжимали другие игрушки-зверушки -  все сидели не дыша.
ЗДЕСЬ МЫ ИЗБАВИЛИСЬ ОТ  МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ ГЛАГОЛА "быть", что, к сожалению,  НЕ УКРАШАЕТ НАШУ РЕЧЬ)

ВТОРОЙ ФРАГМЕН
И только две из них были на особом положении. Две(???) маленькие разноцветные, смешно одетые  игрушки: мишка Пандик голубого цвета с черными пятнами около глаз и сиреневый слоник Сан с кудрявой челкой и длинным носом, который называется хобот. Эти две игрушки сидели(???)отдельно ото всех. Мишутка Пандик сидел(???) на полу, на коврике около шкафа, с которого на него смотрел, высоко подняв нос-хоботок, слоник Сан. Настя их любила больше всех игрушек(???) и потому играла(???) ими чаще, чем другими. Поэтому, наверно(е), они были немного испачканные(лучше использовать пароним "запачканные"), но очень веселые.
(Ошибка – речевая избыточность. На мой взгляд, надо бы  отредактировать этот абзац лучше)
 
ТРЕТИЙ ФРАГМЕНТ
Девочка Настя была (почему БЫЛА? её уже нет? Возможно, она уже выросла. Но в рассказе она по-прежнему  остается маленькой девочкой) очень хорошенькой. У нее были (опять были?) круглые розовые щечки,  высокий лоб, карие умные глазки и шелковые черные кудряшки... Она жила на белом свете уже целых два года и потому была(и в третий раз БЫЛа?)  вполне самостоятельным человеком.
 Она часто залезала (???) в свой домик, который купил ей папа (наверное, папа у Насти миллиардер ?)) - купил дочке домик!). Там она разговаривала по телефону с мамой и папой, которые были (???)днем на работе (может, проще: работали?), и с бабушкой, у которой работа была (???) на кухне. Там  же часто сидели с ней  вместе и учились уму-разуму мишка Пандик и слоник Сан.(СОВСЕМ МУТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: КТО С КЕМ СИДЕЛ? БАБУШКА, ВРОДЕ, НА КУХНЕ РАБОТАЛА, А НЕ СИДЕЛА? Да и СИДЯТ КАК-ТО БОЛЬШЕ НА НАРАХ?)))
Сейчас было (???) раннее утро,  и Настя еще крепко спала. Пандику, который спать не умел, вдруг стало скучно. Он поднял глаза вверх и увидел слоника, который тоже не спал. И почему-то  вдруг мишке захотелось смеяться, как будто его кто-то пощекотал.
- Какой ты смешной, - сказал он слоненку, - одно ухо у тебя желтое, другое – зеленое. И лапы тоже разного цвета. Ты что, в краску вступил, или, может, рисовал лапами и ушами? Ха-ха-ха! Р-р-р и ха-ха!
Слоненок сначала не хотел обижаться на медвежонка. (ЗДЕСЬ НУЖНА ЗАПЯТАЯ и далее с маленькой буквы) Но  он  сам не понял, почему вдруг сказал обидчиво (тогда уж ОБИЖЕННО! – путаница с паронимами - частое явление в творчестве неопытных писателей):
- А ты, а ты… смешно одет! Ты одет в бантик с бусинками и розочками и в бомбошки, и больше ничего у тебя(НА ТЕБЕ,возможно?)нет. Ха-ха-ха! Вот смех-то!
Мишка перевел дух, немного подумал и снова нашел что-то смешное:
- А у тебя, слоник Сан, очень смешные оранжевые трусики и голубая кофточка с красными пуговками. Ха-ха-ха!
- А у тебя-то и таких нет. Ты голенький. Ха-ха-ха!
Он поднял кверху лапы и нос и даже немного потрубил в него,  как в трубу:
- Бу-бу-бу! Ха-ха…
Он так разошелся, что даже покачнулся и – бух! – свалился с полки. Упал он прямо на мишку Пандика и потому ушибся не сильно. Смех куда-то улетучился и у слоника, и у мишки (И куда же он улетучился?:)).
Оба сидели и потирали места, которыми стукнулись друг о друга.
Слоненок взглянул на своего спасителя (почему "спасителя"?) и сказал:
-Как хорошо, что ты такой мягкий, мишутка, и ушки у тебя мягкие, и лапки, и даже бомбошки. Я бы мог сильно разбиться , если бы не ты.
- О! Слоник, как хорошо, что ты не настоящий слон, а игрушечный… и тоже очень, очень . мягкий и кудрявый. И даже хорошо, что ты такой разноцветный и веселый.
- Ты (ЛИШНЕЕ МЕСТОИМЕНИЕ) прости меня, Пандик! Ты, оказывается, в шубке пушистой, а совсем не голый. Это я не разглядел сверху. И прости за то, что я свалился на тебя. Ушиб, да?
- Нет, нет, что ты! Уже все прошло, - сказал мишка, потирая правый бок. Он все-таки немного ушибся (мишка не сам ушибся: на него свалился слоненок, возвратная частица "ся" предполагает действие, направленное на себя: умылСЯ, оделСЯ,прибралСЯ ). – До завтра все заживет!
- Знаешь, это я слишком высоко нос, то есть хобот свой задрал, вот и свалился. Говорят, и у людей так бывает тоже.
- А давай дружить будем! - предложил  медвежонок Пандик
- Давай! Дружить – весело жить!- обрадовался  слоник Сан. (ДИАЛОГ НАПИСАН ДОВОЛЬНО ЖИВО. ЕСТЬ НЕДОРАБОТКИ, НО ПЕРЕДАЧА РАЗНОВОРНОЙ РЕЧИ предполагает некоторую свободу, поэтому я не придиралась.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ФРАГМЕНТ
Девочка Настя утром ОЧЕНЬ(???) удивилась, когда нашла слоника внизу около мишутки. Они сидели очень (???) близко друг к другу и будто о чем-то разговаривали. А днем, когда Настя вела  одного из них в свой домик, другой не отставал  от него ни на шаг (не представляю: склеились они что ли?).
И Настя, и мама, и бабушка поняли, что они очень(???)дружны(КТО ДРУЖЕН? НАСТЯ, МАМА И БАБУШКА? здесь не возбраняется слово "игрушки" или "зверушки", или другое) . И стали теперь всегда ("теперь всегда" - неудачное сочетание слов: или теперь, или всегда) садить их рядом (а куда, каким рядом? )– мишку Пандика и слоненка Сан.

Выводы:  сказочница злоупотребляет некоторыми словами, например, глаголом-связкой «быть», существительным «игрушки», наречием «очень», допускает неоправданные повторы и другие ошибки.
Не надо думать, что последние бывают только орфографическими и пунктуационными. Грамматические и речевые тоже существуют,  и снижают качество нашей письменной речи.  Нельзя полагать,  что сказка, предназначенная для ваших детей, может быть написана плохим языком.   Культуру речи пока никто не отменял.
26.01.12


Рецензии