Слабослышащие

В книге "Основы специальной психологии" под ред. Л.В Кузнецовй записано: " Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:
1) слабослышашие дети, обладающие развитой речью с небольшими её недостатками;
2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций. Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей. Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.
http://www.2mm.ru/zdorovie/284/
У детей с нарушением слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. В более сложных случаях (например, при узнавании перевернутых изображений) отставание детей с нарушенным слухом еще более заметно. Можно сказать, что у глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
Важно отметить некоторые специфические особенности восприятия изображений: глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети могут не узнавать предмет, если он частично закрыт другим.
У многих детей имеющих нарушение слуха имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Трудности сохранения статического и динамического равновесия проявляются в школьном возрасте. При хотьбе с закрытыми глазами у 45% глухих младших школьников наблюдается расстройство равновесия. Для таких детей характерно более медленное овладение двигательными навыками (асинхрония).
У глухих детей из всех видов кожных ощущений наибольшее значение имеют вибрационные ощущению. Например, глухие определяют место источника вибраций в два раза точнее, чем слышащие.
С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участие кожные и двигательные ощущения. У детей с нарушенным слухом отмечается значительное отставание в развитии сложных видов осязания.
Речь
Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет слышащего ребенка.
Ж.И.Шиф выделяет четыре психологических условия словесной речи.
Первое условие - зрительный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями.
Второе условие - знакомство со словом начинаются с его зрительного восприятия.
Третье условие - образ слова воспринимается зрительно и его преобразования представляются чисто "внешними".
Четвертое условие - дети одновременно овладевают несколькими различными видами речи - словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой.
Память
Образная память
У детей с нарушениями слуха при произвольном запоминании наглядного материала по показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих детей: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов; в начале младшего школьного возраста имеют менее точные, чем их слышащие сверстники образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображения или функциональному назначению.
По характеру произвольного запоминания можно заключить, что в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени организованы, чем слышащих. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образцов в памяти. Произвольное запоминание предметов, схематических фигур глухими детьми системы образов менее дифференцированы и менее прочны и размыты. У глухих детей изменение образов, хранящихся в памяти, совершаются одновременно в двух направлениях: в направлении потери своеобразия запомнившегося объекта и в направлении усиления этого своеобразия. У слышащих детей более длительно и устойчиво сохраняются точные образы объектов.
Словесная память
В развитии данного вида памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.
Мышление - это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Три основные стадии мышления:
* наглядно-действенное,
* наглядно-образное,
* словесно -логическое.
Наглядно-действенное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели. роль речи в данном виде мышления мала. у глухого ребенка, так же как и у слышащего, при решении практических задач возникает необходимость перенести принцип решения из одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствующих наглядно-действенных обобщений (А.В.Запорожец). Доречевое мышление - инертное, лишенное подвижности. По данным Н.В.Яшковой, даже в младшем школьном возрасте глухие дети стремились прямо следовать образцу, не овладевали обобщенным способом действия. поэтому им требовалось в четыре раза больше времени и в три раза больше показов, чем слышащим детям.
Таким образом, обучение глухого ребенка предусматривает предварительное знакомство с предметным содержание речи на основе специфического для ребенка практического опыта и сенсорного воспитания (А.В.Запорожец)
В переходе к наглядно-образному мышлению - важная роль принадлежит речи. Усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов.
Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития - превалирование наглядных форм мышления над понятийными.   
Т.В.Розанова исследовала и определила (матрицы ДЖ.Равена) период от 7-до 10 лет, что у глухих детей  наблюдается более быстрый темп развития наглядно-образного мышления, чем у слышащих.
В процессе обучения глухих детей необходимо учитывать индивидуальные особенности развития их мышления.
Можно выделить пять групп детей.
1. Дети  с относительно высоким уровнем развития наглядного и словесно-логического (понятийного) мышления. Они отстают от слышащих по развитию словесно-логического (понятийного) приблизительно на три года.
2. Дети со средним уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Эти дети от слышащих по развитию обоих видов мышления.
3. Дети с низким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Они имеют низкую обучаемость, обычно заметно сниженную работоспособность. Они нуждаются в более медленных темпах обучения по сравнению с детьми, составляющими первую и вторую группы.
4. Дети с высоким уровнем развития наглядного мышления и низким уровнем словесно-логического мышления. Они имеют трудности в овладении речью. Эти трудности обычно обусловлены рядом неблагоприятных факторов: отсутствие необходимого каждодневного внимания к развитию речи детей со стороны взрослых (в условиях специального обучения) наличия в раннего дества; болезнями детей и пропусками в занятиях; недостатками в произвольной деятельности детей (неусидчивостью, неумением длительно сосредоточится на задании, дать "внутреннее напряжение" при возникновении трудностей и необходимости преодолеть их); бедность учебных интересов. Дети этой группы обычно очень успешно справляются с привлекательными для них заданиями наглядно-практического характера и вместе с тем испытывают большие трудности в усвоении школьной программы на протяжении всех лет обучения в школе.
5. Группа детей с относительно высоким развитием словесно-логического мышления при низком уровне развития наглядного мышления (самая малочисленная). У этих детей наблюдается обычно высокие успехи в усвоении школьной программы на первых этапах обучения с постепенным снижением эффективности усвоения знаний в последующих классах.
 Литература:
1.Основы специальной психологии /Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др. под ред. Л.В.Кузнецовой/. М.: Академия,2006.


Рецензии