Да будет род!

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Родословия Любивых" (Часть пятая)

Данный раздел состоит из трёх основных частей:
– поимённого генеалогического дерева, на котором посредством имён определены родственные (кровные) отношения в роду Любивых, начало которому положил Игнат Любивый. При этом вертикальные линии в каждом контретном случае указывают предка, а сопряжённые горизонтальные линии – его потомков. Каждому родственнику присвоен код родословия, количество цифр которого обозначает колено (поколение), а величина чисел – старшинство в каждом колене;
– генеалогического дерева рода Любивых, на котором в развёрнутом виде просматриваются родственные отношения, включающие также свойственников – мужей и жён кровных родственников Игната Любивого, – с указанием имён, отчеств и фамилий всех представителей рода. На «дереве» новые фамилии родственников записаны прописными буквами, а завершение родовых ветвей обозначено линией под кодом родословия;
– поколенной росписи Любивых, в которой в сжатом виде представлены сведения о представителях рода, которые удалось собрать для данной книги.
Три вида генеалогических деревьев различной степени обобщенности позволяют не только быстро находить сведения о родственниках, но и осуществлять взаимную проверку сведений при возникновении новой информации и распределении её по ветвям «деревьев». При написании книги, когда сведения собирались, по фотографиям, воспоминаниям, с помощью телефонных разговоров и т.п. три указанных дерева были замечательным подспорьем в работе.
Несмотря на затраченные усилия, всё равно не удалось определить даже минимальные сведения о родственниках новых поколений – слишком редки и эпизодичны встречи с ними. Кровные родственники от ­Игната Любивого друг друга уже не знают, и не особо интересуются родством. Остаётся надеяться на то, что книга не пропадёт даром: после её прочтения появятся энтузиасты генеалогических исследований. И тогда легенда рода будет иметь продолжение.
Здесь принимается за данность, что род Любивых берёт начало от Игната (Игнатия) Любивого, сын которого вместе со своей семьёй осуществил многотрудный переход через Среднюю Азию, переселившись на земли нынешнего Кыргызстана. Указанное представление рода, в котором родоначальником определён Игнат Любивый, несколько ущемляет роль смежных генеалогических ветвей, где наверняка много замечательных представителей, «подаривших» свою кровь потомкам Игната Любивого. Об этом ещё напишут их потомки, которые почувствуют необходимость осуществления этого благородного дела.
Раздел содержит целый ряд фотографий родственников, в основном, коллективных, позволяющий визуально представить человеческую картину рода. Во всех случаях перед именем родственника Игната Любивого проставлен код родословия.
Изучение генеалогии рода позволило решить многие вопросы, непосредственно касающиеся главного героя книги – Дмитрия Игнатьевича Любивого. Так, установление родственников, дат их рождения, мест проживания и занятий давало необходимые сведения для определения событий жизни самого Дмитрия Любивого, в том числе: установления года его рождения, времени переселения и призыва в царскую армию, и др.
В подразделе «Да будет род!» восторженно преподносится история рода, говорится о родственниках различных поколений, городах и весях, где они жили и живут, занятиях, которые им были по плечу.
В конце раздела приведён вопросник для родственников, который в дальнейшем позволит заполнить пробелы и исправить неточности раздела, сделать собирание материала необременительным занятием тех, кто интересуется своим родословием.

ДА БУДЕТ РОД!

Подрисуночные надписи:
1.1.1.5. Михаил Кузьмич Черноткач был пятым ребёнком в семье. Родился в Кетмень-Тюбе 08.07.1924. До войны окончил 2 курса педучилища, потом – ускоренные курсы офицерского комсостава. С 1942 по 1945 гг. – участник боевых действий.
Освобождал Киев, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, в боях у озера Балатон (Венгрия). Был тяжело ранен под Белой Церковью. В составе 3-го Украинского фронта освобождал Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию. Закончил войну в Вене. Далее: служба в Одесском военном округе, в Дальневосточном военном округе (1948-1954, Камчатка), в Группе Советских войск в Румынии и Венгрии, позже – в Одесском военном округе.
Демобилизовался в 1960 г. Окончил Одесский технологический институт, работал заведующим лабораторией тепломассообмена.
Награды: два ордена Красной звезды, два ордена Отечественной войны, румынский орден «За освобождение Румынии»; медали: «За боевые заслуги», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд». Полковник

Слева направо: сидят – Георгий Сгибнев; 1.1.4.3. Валерий Дмитриевич Любивый; Галина Черноткач (жена Дмитрия Кузьмича Черноткача) с внучкой 1.1.1.1.1.3. Верой (Викторовной Шаламай); 1.1.2.4. Владимир Павлович Блощецов; стоят – 1.1.1.4. Надежда Кузьминична Сгибнева, ур. Черноткач; 1.1.4.2. Дина Дмитриевна, ур. Любивая; 1.1.1.1.1. Любовь Дмитриевна Черноткач; 1.1.4.1. Любовь Дмитриевна Любивая; Анна Черноткач (жена Семёна Кузьмича Черноткача), 1981 г.

Хочется воздать должное всей великой семье Любивых, которая пешком и на лошадях в начале ХХ века прибыла из южных земель Харьковской губернии на земли киргизского народа – гонимая увольнением кормильца и безденежьем, посулами Столыпинских реформ и собственным желанием сделать жизнь лучше и богаче.
Откуда произошла фамилия Любивых? По крайне мере, эту фамилию носили в XIX веке родоначальник Игнат Любивый, и, конечно же, его отец Любивый, имени и отчества которого мы не знаем. Можно предполагать, что эта фамилия – явно назывная – определяла человека свободолюбивого – своенравного, смелого, гордого. Родовые качества – может быть, и казацкие – перешли к Игнату Игнатовичу Любивому: это его за высказывания в адрес английских владельцев шахты уволили с работы, это он не побоялся отправиться в Среднюю Азию вместе с семьёй, за которую отвечал, переживал, о которой заботился.
 Потомственный шахтёр и кузнец Игнат Игнатьевич происходил из Юзовского уезда Харьковской губернии России (ныне Донецкая область Украины). Он и возглавил обоз-караван вместе со своей второй женой Домной Николаевной Любивой, а также – мужем и женихом своих старших дочерей Кузьмой Тихоновичем Черноткачом и Павлом Анисимовичем Блощецовым. Причём Павел присоединился к обозу уже в Воронежской губернии. Вместе с ними в далёкое путешествие отправились двое сыновей Игната: Никифор и Дмитрий – и трое дочерей: Евдокия, Анна и Мария. Главе семейства было тогда 46 лет, а младшей путешественнице – Марии – 5-6 лет. Не исключено, что сын Николай родился во время переселения или сразу же после его завершения. Вот такая история! А целью путешествия был небольшой переселенческий хутор Алексеевский, образовавшийся в Кетмень-Тюбе Наманганского уезда Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства (на территории этого хутора сейчас находится водохранилище грандиозной Токтогульской ГЭС Кыргызстана).
Преодолев переход в тысячи километров, справившись со всеми трудностями, пройдя переправы и казахские пустыни, обменяв повозки на лошадей для преодоления перевала, семья спустилась в Кетмень-Тюбинскую котловину…
Стали осваивать незнакомые земли (наделы), помогать незнакомому народу, учить незнакомый язык, – которые вскоре, и в первую очередь – для детей, стали близкими и своими. Так началась жизнь семьи в поселке Кетмень-Тюбе. Вскоре семья стала разрастаться – родились Николай, Тимофей, Григорий. А дочь Игната Анна с Павлом Блощецовым, с которым она познакомилась в дороге, остались в Намангане – этот город значился в его переселенческих документах. Но венчаться молодые приезжали в Кетмень-Тюбе, где была православная церковь.
Так у Любивых появилась малая родина, хотя они продолжали сохранять и свою южно-русскую культуру, что определялось обычаями, элементами одежды, языком, песнями и сказками, религией и др. Постепенно хутор разрастался ввиду прибытия всё новых переселенцев с огромной территории России, с которыми решались вопросы общежития и хозяйственные задачи. Были среди них русские и украинцы, татары и немцы, узбеки.
Игнат Игнатьевич, владеющий мастерством кузнеца, занимался своим занятием. Любил он забавлять детвору различными металлическими поделками, дарил эти игрушки, учил ковать всех желающих.
А его дети росли, изучали тропы в горах, разговаривали на всех наречиях, дружили со сверстниками-переселенцами и местными ребятами. В малом возрасте своим трудом стали добывать хлеб насущный, помогать родителям по хозяйству.
Рано ушёл из жизни Игнат Игнатьевич – глава семейства – ещё до начала Великой (Первой мировой) войны, а незадолго до этого случилось горе – во время половодья утонул в реке Нарын его старший сын Никифор.
В период войны призвали в Русскую (царскую) Армию Дмитрия Игнатьевича Любивого. Сначала он обучался военному делу в Оренбурге – в запасном пехотном батальоне. Потом, став старшим унтер-офицером, изъявил желание служить во вновь создаваемом ударном подразделении, предназначенном для особо опасных операций на линии фронта. Из тыловой части Дмитрий попадает в 1917 году в действующую армию, прибывает с оренбургским подразделением в Петроград. Но грянул Октябрьский переворот, войска Временного правительства прекратили военные действия на западном фронте, и Дмитрий Любивый, служивший в 1-м Оренбургском Революционном Ударном батальоне, взяв отпуск, приезжает домой. Здесь он быстро включается в решение насущных вопросов своей большой семьи и переселенческого хутора, тем более, что возвращаться на службу было некуда – Ударный батальон прекратил существование, в России началась Гражданская война. В Кетмень-Тюбинской котловине тоже пахло порохом: пришлось давать отпор проявлениям бандитизма и басмачества, которые угрожали местным жителям. Пришлось участвовать и в переселении жителей хутора Алексеевский в город Талас, где было безопаснее. Надо было также обучать местную молодёжь приёмам владения стрелковым оружием и ведения боя, участвовать в создании добровольческого отряда для защиты урожая, жилищ, имущества первых социалистических предприятий. Членами отряда стали и братья Дмитрия, а в это время в Наманганском районе был членом добровольческого отряда по борьбе с контрреволюционными бандами муж Анны Павел Блощецов. К охране урожая и посёлка приобщалась и подрастающая молодёжь – Григорий Любивый и Дмитрий Черноткач, которые следили за спокойствием в ущельях, откуда могли появиться незваные гости. Позже Дмитрий Черноткач отличился как организатор строительства на новом месте пгт. Токтогул, был директором маслозавода и промкомбината, а его брат Семён – директором хлопкоочистительного завода.
Дмитрий Игнатьевич Любивый погиб 13.05.1931, отправившись в одиночку на переговоры с зачинщиками бунта против коллективизации. Вскоре умерла помощница во всех его делах – Мария Игнатьевна, сестра.
Шли годы. Подрастали внуки старших переселенцев Игната и Домны Любивых. Большая семья жила теперь не только в Кетмень-Тюбе (называемом колхозом Шевченко и поселком Токтогульский), но и в Намангане, Таласе, в других городах и населённых пунктах Киргизии.
Когда грянула Великая Отечественная война, на фронт забрали Николая и Григория Любивых – с войны они не вернулись: водитель Николай пропал без вести в августе 1942 г., а телефонист Григорий погиб на Курской дуге 29.07.1943. На трудовом фронте умер Тимофей Игнатьевич Любивый. Вот и не осталось в семье ни одного сына Игната Игнатьевича. Ни его, ни его сыновей. И жена Игната Домна Николаевна, на которой держался род, умерла во время Великой Отечественной войны.
Казалось, род Любивых будет жить лишь в воспоминаниях киргизских аксакалов. Но случилось иначе. Любивые – люди крепкие! И многодетные. У старшей дочери Игната – Евдокии – было семеро детей, у Анны Игнатьевны – шестеро, по трое и четверо детей родилось у Дмитрия, Николая и Григория. Тимофей тоже двоих вырастил.
Внуки и правнуки Игната и Домны Любивых сражались с фашистами, строили заводы и руководили производством, среди них были известные мастера, летчики, спортсмены и врачи, преподаватели и директора школ, учёные и исследователи, работники министерств и ведомств, партийные работники, много творческих и толковых людей.
Дмитрию Любивому воздвигнут памятник в парке Токтогула; Григорий Любивый – участник Курской битвы; именем Дмитрия Черноткача названа улица, Михаил Черноткач – полковник, прошедший Великую Отечественную войну; Дина Любивая – бессменный начальник отделения связи; Валерий Любивый – знаменитый закройщик (сделанные им костюмы носили Демьян Коротченко, Николай Подгорный, Пётр Шелест, Владимир Щербицкий, Александр Покрышкин); продолжаем – Николай Черноткач – инструктор ЦК Компартии Киргизии; Любовь Черноткач – директор школы с 30-и летним стажем, почётный гражданин посёлка Токтогул; Николай Сгибнев – лётчик, налетавший многие тысячи километров по трассам Талас–Ош–Джалал-Абад; Ярослав Любивый – доктор философских наук; Татьяна Любивая – кандидат социологических наук; Алексей Огнёв – кропотливый исследователь жизни Дмитрия Любивого. Много перспективной молодёжи, о которой у меня мало сведений. Вот такие люди в роду!
Род Любивых продолжается, хотя и не всегда сохраняется изначальная фамилия его представителей. И уже нет уголка на территории Союза Независимых Государств (СНГ), где бы не проживали здравствующие потомки Любивых. Мы встречаем их в Бишкеке и Киеве, Андижане и Гатчине, Ташкенте и Москве, Фергане и Одессе, Таласе и Риге, и, конечно же, в Токтогуле, Намангане и… Ставропольском крае.
Разнообразны имена рода. Тем не менее, самыми распространёнными являются: женские имена – Ольга и Людмила; мужские имена – Юрий, Николай и Андрей. На втором почётном месте – Любовь, Надежда, Виктор, Дмитрий, Владимир.
Теперь «киргизские» Любивые наверняка живут рука об руку с теми из Любивых, которые остались в шахтёрском крае во времена больших переселений начала ХХ века, и прошли свой тяжёлый и интересный путь войн, социалистического строительства и научно-технической революции. В процессе роста семей и естественной миграции «донбасские» Любивые тоже, скорее всего, разъехались-расселились по городам и весям СНГ. И кто скажет теперь, кто из упомянутых близких и далёких родственников более жизнеЛюбивый, трудоЛюбивый, а если хотите – самоЛюбивый?
                ДА БУДЕТ РОД!


Рецензии