Кукольные забавы?..

   С чего начинается творчество?  Очевидно, с индивидуальности человека. С его мировоззрения, знаний жизни, отношения к людям, способности к подвижническому труду.

   Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна- созидание. Стремление к красоте и гармонии заставляют человека искать путь к самосовершенству, неизменно расширяет его духовный опыт и кругозор.

   О своем необычном увлечении-  восстановлении и реставрировании игрушки, о многообразном кукольном творчестве-  рассказывают две удивительные талантливые мастерицы, жительницы Кронштадта-  Анна Зоткина и Ирина Павловна Невзорова. Каждая из них прошла собственный путь к созиданию и конструированию игрушки. Увлечение Ани куклами началось с детства. Ирину Павловну  "кукольная"  страсть захватила уже в зрелом возрасте.

   За долгие годы  "игрушечной эпопеи"  возник своеобразный домашний музей. Их кукольная коллекция удивительная по своей направленности и содержанию. Здесь можно встретить героев известных сказок, литературных и исторических персонажей, существовавших когда-то во времени, или на страницах популярных произведений. Словно в немом диалоге застыли игрушечные герои в бытовых и жанровых сценках, воплощенные по воле авторских замыслов и фантазий.

   Старые, ветхие куклы, подобранные порой в подвалах, мусорных свалках, преображаются в руках мастериц в подлинные шедевры, становятся настоящими произведениями искусства.

   Анечка Зоткина также занимается лепкой кукол из глины и специального материала  "пластика", совершая полное художественное оформление игрушки. Несколько раз ее куклы побывали на выставках Кронштадта и Петербурга, неизменно получая самые лестные отзывы зрителей.

Казалось бы, игрушка-  всего лишь предмет детской забавы. Но это не так. Для человеческого общества она представляет художественную и эстетическую ценность, является памятником материальной культуры.

   О ее историческом прошлом, о назначении функции игрушки в наши времена прошу рассказать своих милых собеседниц, имеющих полное профессиональное право на интервью.



   А.Зоткина: Много веков тому назад, во времена язычества, кукла нередко выступала в роли предмета ритуальной магии. Празднуя сбор урожая, мастерили куклу из соломы. С принятием христианства на территории Руси малая скульптура постепенно уходила из мира язычества в мир игрушек- потех.

   В наше время промышленность выпускает в огромных количествах фабричную игрушку, которая приняла на себя в основном декоративную функцию, стала предметом украшения в убранстве современного жилища.

   И.П.Невзорова: Первые куклы делались из тряпочек, палочек, соломки и продавались на ярмарках. В 17-18 веках куклы создавались уже из фарфора, их расписывали художники. Эти куклы были на шарнирах. У них двигались ручки, ножки. Двигались даже пальчики. Парик был из натурального волоса. Эта кукла стоила целое состояние.

   В 20-м веке кукла стала на поток. И уже средний класс мог позволить себе приобретать куклы. Но они тоже стоили еще дорого.

   Раньше нельзя было увидеть выброшенную куклу. Теперь ее выбрасывают, заменяя на новую. И потерялась связь между девочкой и игрушкой.

   Я никого не осуждаю. Но люди совсем уходят из детства. Забывают сказку. Ребенок видит на помойке куклу и уже не кричит: "Там кукла валяется!"  А она так похожа на человека! Это- выброшенный  "ребенок".

   Чтобы куклу хотелось взять в руки, надо вдохнуть в нее душу, создать образ и вернуть ее энергетику.

   - Как началось ваше увлечение куклами?  Что подпитывает ваш интерес?

   Аня З.: Когда я училась в 4-5 классах, случайно зашла в Дом культуры при химзаводе, где в то время работала моя мать. Мы тогда жили в Даугавпилсе ( в Латвии). Я записалась в кружок детского кукольного театра. Мы, маленькие артисты, сами шили кукол и выступали в детских спектаклях. Куклы у нас были тростевые  (на палочках) и перчаточные. Мама не считала это серьезным делом и пыталась отдать меня в студию рисования. Но через несколько уроков я оттуда сбежала. Куклы притягивали меня больше.

   В школе увлекалась шитьем мягкой игрушки. Свою первую куклу сделала по выкройке из журнала.

   Не люблю, когда меня учат. Мне самой интересней дойти до сути, чем кто преподнесет все  "на блюдечке". С одной стороны, плохо быть дилетантом, но дилетантский взгляд нестандартный. Я делаю не так, как это надо, а как интересно мне. И получается необычно.

   Ирина Н.: Интерес к куклам у меня приходил постепенно. А поскольку Бог дает, что человека заинтересовало, мне пришлось как-то заняться ремонтом куклы для дочки своей знакомой. Взяла немного своих обрезанных старых волос, приклеила к кукольной головке. Завила локоны, расчесала. Получилась шикарная прическа. Сшила кукле платье из голубого шелка, с кружевами, до пят. Надела ей на голову голубую шляпку. Кукла получилась, словно сказочная фея. Поставила ее в формочку, в которой находились когда-то, подаренные мне, орхидеи. Обернула целлофаном, завязала голубым бантом и отдала.

   Ребенок получил массу удовольствия, и я- тоже, пока делала куклу.

   Заинтересовалась по-настоящему кукольным творчеством, когда побывала в гостях у Ани. Как-то она нашла выброшенную куклу  с одним глазом, ручки и ножки болтались...Аня вправила ей конечности, вставила другой глаз. И сшила ей костюм  "Красной Шапочки". Такую куклу невозможно было увидеть и купить в магазине. Это была настоящая авторская кукла. Меня потрясло тогда это волшебство, чудо, которое она сотворила с ней.

   -Когда вы берете куклу в руки, сразу ли возникает тот образ, который вы хотите для нее создать?

   Аня З.: Чаще всего не возникает никакого образа. Я создаю его руками. Беру одну тряпочку, другую, накладываю на тельце куклы. Что выйдет, если я сюда вот приклею это? Полная импровизация. Если образ получился, то и характер создался. Тогда начинаю придумывать кукле историю, интерьер...Это еще больше подчеркивает характер куклы, замысел...Чем ближе возле образа "накручено", тем больше подчеркивается характер. Одним словом, как в театре.

   Когда делаешь авторскую куклу, заранее придумываешь ей характер, лицо. И тогда намного проще подобрать одежду, чтобы это  "заиграло". Каждая кукла тогда становится индивидуальностью. ( Показывает мне несколько авторских кукол, вылепленных из  "пластики" ). На специальном подиуме возвышались гордые и величественные - герцог де ла Моль и его жена Гортензия...Отважно глядел вдаль храбрый рыцарь Мандор ( образ был взят из романа- фэнтези Роджера Желязны "Хроники Эмбера" )...Качалась на качелях темнокожая индуска Рани Раджа-  княгиня Раджа. Рядом с ней, словно задумавшись на мгновение, стояла прекрасная испанка донна Хуана с розой в руках.

   -Вот кукла- под названием "Венецианский карнавал",- объясняет Аня.- Она вся в красном. Эту куклу нужно правильно поставить, чтобы свет падал на нее сзади. Если верно установить подсветку, то в глазах ее появляются красные точки.

   Следующая кукла, на которую обращаю внимание, называется "Золотая маска". В неистовом танце выгибает свое пластичное тельце юная танцовщица. Ее костюм полностью расшит бисером.

   -Барби,- продолжает разговор Аня,- хорошая манекенщица, можно наряды часто менять. Материала требуется мало. Но, чтобы смотрелось, надо ее одевать в дорогие ткани.

   Барби-это штамповка, стандарт. Не любят художники Барби. Лица у всех кукол одинаковые. Когда я делаю сама, получается кукла- эксклюзив.

   Ирина Н.: Как я создаю образ куклы? Смотришь на нее и пытаешься понять: какая она? Ведь ее делали люди. Иногда ее личико грустное, иногда словно сияет от радости. Исходя из этого, создается костюм. А иногда ее облик навевает что-то знакомое. Например, образ какого-то литературного героя. Она сама  "тянет"  за собой костюм, предлагая ее одеть именно так. Бывает, что есть материал, но куклы нет. И ты начинаешь догадываться: какая это будет кукла, какой персонаж вскоре войдет в мою жизнь. Иногда до самого конца не понимаю, что я хочу. А иногда с самого начала знаю. Это ведь творческий процесс. Как с живым человеком. Я получаю удовольствие, когда чувствую, что нравится людям. Нравится, когда из ничего получается что-то...Когда начинаешь заниматься, вроде такой ерундой, как куклы, вдруг, на каком-то этапе, осознаешь, что не хватает знаний. Приходится читать  "Историю костюма", другие специальные книги.

   Вот, сделала куклу  "Снегурочку", под русский мотив. Словно вышла только что из леса. Белая, холодноватая...Платье у нее из серебряной парчи, чтобы передать холод. Корона на голове-из фольги. Создавая ее образ, заинтересовалась русским национальным костюмом. И с удивлением открыла для себя, что большая часть деталей костюма- кушаки, шапки, кафтаны, душегрейки- пришли к нам со времен монголо- татарского ига. И обычай женщин- закрывать голову- это ведь тоже мусульманский обычай.

   Раньше женщины у русов ходили в белых, полотняных рубахах, накрываясь накидкой из шкуры диких зверей. Поэтому и называли нас варварами. Когда я делаю куклу, она- одна- единственная. Все силы на нее. Пока не закончу. Мне интересно работать в разных планах. Например, беру какой-нибудь исторический период. Как одевалась тогда дама до революции, или купчиха? У меня есть пара кукол- мать с дочкой, одетые по мотивам Серебряного века.

   Есть кукла-  "Великий Могол". Мальчик. Купила как-то за 3 рубля на рынке. Впервые попалась кукла с раскосыми глазами. Отмыла ее, глазки ей Аня нарисовала. Хотелось создать национальную, характерную куклу. Фантазия на тему: как бы выглядел ребенок из рода Чингиз-хана? Он  "тащил"  за собой всю тематику. Гордый, надменный взгляд. Повелительная поза...Сшила ему сапожки сафьяновые из искусственной замши. Штаны из синего атласа. Пояс сделала из парчи, шапку- из норковой опушки.

   Вот у меня кукла-  "Маленький принц". Немножко напоминает пажа из фильма "Золушка". На правой ножке у него подвязка. Мой кукольный персонаж жил в то время, когда мужчины от любимых женщин брали подвязки. Тогда и возник Орден Подвязки.

   У каждого дворянского рода были свои цвета. Они отражались в гербе, во флаге и одежде. Мужчины это подчеркивали тем, что носили определенного цвета подвязку. И тогда становилось ясно: за какую женщину он должен отдать жизнь.

   Чтобы сделать куклу, наполнить ее образ, надо знать очень многие вещи: графику, скульптуру, искусство моделирования одежды. Иметь навыки визажиста, парикмахера, портного. И, конечно, обязательное знание истории.

   -Имеет ли место для вас кукольная мистика?

   Аня З.: Куклы во все времена считались мистическими существами. Шаманская практика всегда привлекала в свою сферу куклу. Если кукла прошла через несколько рук, невольно ощущаешь энергетику ее хозяев. Когда куклу выкидывают в мусорное ведро, она еще не  "наиграла"  свое. Кукла вносит в дом необходимый уют. Возникает приятная домашняя атмосфера. Кукольная мистика существует. Вот делала куклу- эльфа с голубыми волосами. Вдруг ломается шея. Значит, ей нужен был такой шрам. Нашла как-то голову куклы с чернильным пятном. Чем только не терла, но не могла отмыть. Положила эту голову на подоконник и забыла про нее. Через месяца два вдруг увидела, что пятна исчезли сами по себе.

   Ирина Н.: Кукла- это не совсем обычная штука. Это что-то волшебное. В некоторых религиях существовало колдовство на изображение куклы, подразумевая под этим человека. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему. И человек также создал куклу по своему образу и подобию.

   -Наступит ли когда- нибудь предел увлечению куклами?

   Аня З.: Я могу, конечно, попробовать собирать спичечные коробки, или прыгать с парашютом. Лишь бы это было увлекательно. На куклах не зацикливаюсь. Для меня-  это творчество. Как любое творчество, мне это интересно.

   Ирина Н.: Достигну каких-то вершин и, может быть, мне станет неинтересно. Куклы перестанут попадать. Или, может быть, вдруг будет интересно, не знаю. Если найдется спонсор, то хотелось бы создать музей кукол в Кронштадте. Например, мне хочется открыть отдел кукол советского периода.

   -А сколько у вас сейчас кукол?

   Ирина Н:У меня 30,у Ани-70.


Рецензии