Процесс по делу Пискаря. По сказке С. -Щедрина

Этот сценарий суда я опубликовала в книге "Азбука ассоциаций" в разделе "Гражданственность". Щедринская сказка по сей день остаётся актуальной. Каждый человек стоит перед выбором степени активности собственной гражданской позиции...


СУДЬЯ: Сегодня слушается дело Пискаря Премудрого. Ему предъявляет гражданский  иск пескариное общество и обвиняет в поведении, недостойном гражданина.
 
ПРОКУРОР: Премудрый Пискарь стал притчей во языцех нашего народа. Его жизнь – страшилка для наших детей. На его примере мы учим детей тому, как нельзя зря растрачивать, пускать по ветру нам отпущенное время жизни, данные от рождения способности и возможности.

РАК, свидетель обвинения: Слышал, что в нашей реке живёт такой премудрый пискарь, который вырыл себе нору и сидит в ней день-деньской: за жизнь свою беспокоится. Добрался я до той норы. Встал, наблюдаю: углядел – в норе что-то серое трясётся. Полдня я простоял - никаких изменений. Ну, думаю, к чёрту такую премудрость! Кушать-то хочется! Плюнул я да пошёл перекусить!

ЗАЩИТНИК: Господин судья, обратите внимание, что свидетель Рак сам признался в том, что он был голоден, то есть представлял собой опасность для жизни моего подзащитного! В доказательство приглашаю свидетеля защиты – Дух Пискаря-отца.

ДУХ ПИСКАРЯ-ОТЦА: Господин судья и присяжные заседатели! Войдите в наше положение! Мы рыбёшка мелкая – все хотят нами поживиться. Того и гляди -  пойдёшь на корм другой рыбе или ещё кому-то. А жить-то всем хочется! Мне мой дед, и прадед, и прапрадед завещали свой нос дальше норы не высовывать, а то и дня не протянешь в нашем беспокойном мире. Твой дом – твоя крепость. Я тому же и сына учил в строгости. В уважении к семейным заповедям и традициям воспитывал!

ЧЕЛОВЕК-РЫБОЛОВ, свидетель обвинения: Ирод этот ваш Пискарь! Как таких идолов вода терпит! Все бы так по норам сидели – рыбий народ перевёлся бы совсем. И так в реке мало рыбы стало. Всё из-за таких, как он, наверное. Нам, беднякам, хоть с голоду помирай. А раньше как бывало: вытащишь невод на берег, а там щук, окуней, голавлей, плотвы, лещей! А пескарей так и вовсе несчитано.

ЗАЩИТНИК: Вы, Рыболов, обвиняете Пискаря в том, что вам есть нечего? Расскажите господам присяжным о ваших рыболовных снастях, пожалуйста.

РЫБОЛОВ: Не беспокойтесь, господин защитник, мы найдём, чем ещё прокормиться. Я вот о чём: Пискарь этот – грешник великий, заповеди божьи нарушает. А ведь каждой твари что было заказано? Плодиться и размножаться.

ЗАЩИТНИК: Пусть мой подзащитный и не оставил потомства (это впрочем достойно сочувствия, а не укора), но у защиты есть свидетели, оспаривающие главную позицию обвинения.

ЩУКА, свидетель защиты: Что я могу сказать о Пискаре?  В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, в порочащих его связях не замечен. Благонадёжный, терпеливый, ни в каких бунтах не участвует. Кабы все так жили – то-то в реке тихо было бы. Слава Пискарю! Аскету, анахорету, отшельнику!

ПРОКУРОР: Обратите внимание, господин судья и присяжные, что нужно сделать человеку, чтобы попасть в список благонадёжных? Да ничего! Надо только сидеть, «в рот воды набрав»! 

КОЗЯВКА, свидетель защиты: Пискаря мы, козявки, уважаем. Это борец за экологию, активист общества защиты животных. Благодаря Пискарю и таким, как он, увеличивается поголовье козявок. Поумерьте свои аппетиты, господа! Берите пример с Пискаря!
 
ПРОКУРОР: Господин Судья и господа Присяжные, как часто наше бездействие оказывается на руку кому-нибудь. Хорошо, если это люди добрые, а если мы помогаем воплотиться в жизнь чьим-то преступным намерениям? Жизнь по принципам «моя хата с краю» и «как бы чего не вышло» обезличивает, превращает в серого обывателя. Салтыков-Щедрин осуждал боязнь жизни, обывательское смирение перед реакцией. Откуда же взяться прогрессу, если все разбегутся дрожать по своим норкам. Тёмные века. Крах цивилизации. Поэтому прошу осудить Пискаря на бессрочные общественные работы. Надеемся, что привычка к труду изменит эту пассивную натуру.

ЗАЩИТНИК: Господин Судья и господа Присяжные, перед вами столп общества. Обществу не нужно никаких потрясений, ему нужна стабильность. Если бы все были такие, как подзащитный, - мир и покой царили бы в государстве. Пискарь – долгожитель. Установил рекорд жизни пескаря, чем прославил пескариный род, попал в Книгу рекордов Гиннеса. И, наконец, жизнь Пискаря – это ценный опыт самосохранения в обществе жестокой конкуренции и борьбы за жизнь. Опыт выживания в экстремальных условиях. Поэтому защита считает, что Пискаря нужно освободить в зале суда, полностью реабилитировать и объявить почётным гражданином рыбьего мира.

СУДЬЯ: Приняв к сведению доводы обеих сторон, суд признаёт Пискаря виновным в преступном равнодушии к пескариному обществу и считает возможным удовлетворить ходатайство Прокурора о привлечении Пискаря к общественно полезному труду. Активная гражданская позиция формируется при становлении личности, нет ничего сложнее что-то переделывать и кого-то перевоспитывать. Но, как говорится, надежда умирает последней, и любой человек имеет шанс на исправление своих ошибок.

2000


Рецензии