Семь лет в городе - 7

Лена.
……….   Когда Сашка  вернулся из деревни, то Вовка уже устроился на работу слесарем, в тот же цех, где трудился и его отец. И мало того, Вовка ещё и поступил в вечернюю школу. И их встречи пошли на убыль. Иногда, по воскресеньям, друзья гуляли по городу, ходили в кино и, что греха таить, выпивали бутылочку портвейна или вермута.
Сашка встречался и с Санькой Кушаком. Но это были уже не те дни, когда они жили по соседству. А с одноклассниками у Сашки сложились чисто приятельские отношения.
Основное время Сашка проводил дома. Играл, читал, рисовал…
Осенью 1968 года Санька Кушак поступил в ПТУ № 9 на матроса – моториста. И их встречи стали, вообще, редки. А Вовку осенью того же года призвали в ряды Советской Армии. В танковые войска. Далеко.  Дальний Восток. Даурия.
Сашке тоже не было большого желания идти в девятый класс, но мать настояла на дальнейшей учёбе…

После окончания девятого класса, ученики обязаны были проходить так называемую производственную практику. И Сашкин класс, на две недели «сослали» на молокомбинат, таскать ящики и раскладывать молочные бутылки по этим ящикам. Что Сашке очень не понравилось. И он, на третий день сей практики сказал классной руководительнице: - Нина Павловна, я больше на эту практику не пойду. Можете ставить двойку, единицу, но я больше на молокомбинат – ни ногой.
- Саша, но другие-то работают, - укоризненно проговорила Нина Павловна.
- А я не хочу! – твёрдо заявил Сашка.
Нина Павловна недовольно посмотрела на своего ученика и вдруг сказала: - Хорошо. А с  моим мужем в командировку поедешь?
- Куда? – Сашку заинтересовало данное предложение.
- В Вологодскую область. Корректором.
- А что там делать?
- Мой муж работает в научном институте. Он проводит исследование лесов. Как идёт рост деревьев, выявляет их болезни и… Ну, он потом сам расскажет. Ему нужен помощник. Вести записи, помогать в замерах… Понял?
- Ну да, в принципе, - не совсем уверенно ответил Сашка.
- И деньги заработаешь. Командировка – на месяц.
- Хорошо. Я переговорю с мамой. И завтра дам ответ.
- Только не тяни. Через четыре  дня уже надо выезжать…
Мать, самостоятельно переговорив с учительницей, согласилась и через четыре дня Николай Иванович – муж классной руководительницы и Сашка сели в поезд и отправились в Вологду. Но в Вологде они провели только половину дня. Сашка сидел на вокзале, сторожил вещи, а Николай Иванович ходил-ездил в управление лесного хозяйства. Вернулся он быстро и объявил, что их  направляют в Устюжну – маленький городок на западе области. И опять был поезд, теперь до  Череповца, А  там пришлось целый день, до полуночи сидеть на вокзале. Николай Иванович вновь ушёл  куда-то  по делам, а Сашка опять  остался скучать среди рюкзаков и спальных мешков…
Книга, взятая в дорогу, оказалась неинтересной и Сашка, грустно сунув её в рюкзак, начал разглядывать пассажиров и, собственно, весь вокзал…
А железнодорожный вокзал в городе Череповце мало чем отличался от основной массы вокзалов  страны – тот же зал ожидания с деревянными скамейками, в центре проходной вестибюль, с другой стороны – служебные помещения,  окошечки билетных касс, ресторан…
Объявили посадку на какой-то местный поезд. Мимо Сашки, по проходу, меж скамеек, прошла девушка с двумя сетчатыми авоськами в руках. Посмотрела на Сашку. Взгляд был странный, наполненный чем-то неуловимым и приятным. Очень добрый и зовущий взгляд. А когда девушка вышла в вестибюль, то на миг приостановилась и оглянулась. И посмотрела опять на Сашку. И он понял: он должен идти за ней…
Но вещи?…
Рядом замерла в ожидании своего поезда старушка с двумя чемоданами. И Сашка попросил присмотреть за вещами. Старушка, конечно же, заметила его переглядывания с девушкой и – разве можно отказать молодым? - согласилась… Сашка  «вылетел» в вестибюль, выбежал на перрон…
Недлинный состав и у последнего вагона стояла она… Он  подбежал, но она уже поднялась и стояла в тамбуре. Сашка ухватился за поручни…
_Ваш билет, юноша, - раздался за спиной «дежурный» голос проводницы.
_Я провожаю, - ответил Сашка слегка затравленно, почему-то испугавшись, что его не пустят.
_Иди, - разрешила проводница.
Сашка поднялся по ступенькам. Остановился, не имея понятия, о чём будет говорить и, понимая, что времени для разговора катастрофически мало.
- Вы не подскажете: который час? – спросил первое, что пришло в голову.
- У вас  часы на руке, - мягко улыбнулась девушка.
- А как вас зовут?
- Лена.
- А вы не сможете задержаться?
- Нет. Мне надо домой.
- А где вы живёте?
- В Шексне.
- А можно узнать ваш адрес?
- У вас есть карандаш?
Сашка,  с огромной надеждой повернулся к проводнице. Молодая женщина достала из нагрудного карманчика карандаш и протянула ему,  понимающе улыбнувшись. Но нужен был листок бумаги. Лена, чувствуя, что время встречи  стремительно уходит, не раздумывая, оторвала кусок картона от одной из своих коробок и быстро написала свой адрес и фамилию. Протянула Сашке и спросила: - А вы откуда?
- Из Архангельска.
- А какой класс закончили?
- Девятый…
Но  в тамбур поднялась проводница и объявила, что поезд отправляется.
Сашка успел коснуться руки девочки Лены и спрыгнул на перрон… Состав дёрнулся и медленно начал увозить от него девочку Лену, чуть высунувшуюся из проёма тамбура и быстро махавшую ему рукой…
Тогда, 9 июля 1969 года, ни она, ни он и представить не могли, что следующая – и последняя -  встреча произойдёт ровно через 10 лет  и 6 месяцев – 9 января 1980 года…
На другой день, уставшие от дороги, Сашка и Николай Иванович переступили порог небольшой комнатки в здании местного лесхоза, где им предстояло жить целый месяц…
Работа корректором оказалась несложная: днём они отправлялись в леса. Николай Иванович брал пробы деревьев, высверливая в стволах отверстия и тщательно собирая опилки в маленькие коробочки, быстро надписывая их. Сашка помогал держать конец рулетки, зарисовывал расположение деревьев – чертил план – на участке 10 на 10 метров. И другое…
А к вечеру они возвращались в свою комнатку. Николай Иванович долго переписывал полученные данные в толстую тетрадь, а Сашка писал письма Лене. За месяц он успел написать четыре и получить в ответ  три. Иногда гулял по городку, ходил в кино. Так прошёл месяц…
 Они вернулись в Архангельск. Николай Иванович предлагал съездить ещё раз, но Сашка отказался. И причина, опять же, была в девушках…
…………………………………………………………………………

Таня.
……….    Три друга стояли на крыльце продовольственного магазина. Было всё: бутылка портвейна, даже два сырка, хорошее настроение. Но где? По асфальту и всему остальному настукивал мерзкий  дождик…
Идти в подъезд – рано: слишком много будет входящих и проходящих – суббота. Скверы – тоже не выход: сыро…
- Пошли к Таньке в садик? – предложил Вовка Панин. – У неё сегодня дома никого нет: тётя Римма в Мурманск улетела, к мужу. А Ларка у бабки в Соломбале. У них в садике – беседка. Посидим спокойно. Ну, как?
- Конечно, пошли. А то я скоро слюной подавлюсь, - хохотнул Санька. – Ты, Саш, согласен?
- А нам, татарам: всё едино…  Пошли …
И три друга нырнули под дождь. Два квартала миновали быстро, повернули на улицу, на которой стояли старые особняки, за высокими дощатыми заборами.  Вовка толкнул калитку…
Кусты акации, красной смородины, малины, рябина, несколько берёз…
От калитки деревянные мостки тянулись прямо к небольшому домику в глубине двора. Перед фасадом, чуть в стороне, качели и небольшая беседка со скамейками и небольшим столиком…
- О, спасибо, Вовик, - Сашка сел на скамью и выставил на стол бутылку.
Санька вытащил сырки, а Вовка – складной стаканчик.
- Ну, поехали! – Санька опрокинул в рот первый стаканчик.
… После второго круга, закурили все трое. Дым, ленивыми пластами, поплыл под дождь.
- А они кто? – полюбопытствовал  Сашка, кивнув в сторону домика.
- Феликс – первый штурман на «Иртыше». В загранку ходит. Тётя Римма – домохозяйка. Танька в аптеке работает. А Ларка – в шестом классе учится, - доложил с готовностью Вовка.
- А Танька-то большая? – продолжал выспрашивать Сашка.
- Да нет: лет восемнадцать.
- Симпатная подруга, - облизнулся Санька.
- А ты откуда знаешь?   
- Да видел тут как-то.
- М-да, - подтвердил Вовка. – Только дура-дурой.
- В постели этого не видно, - засмеялся Санька. – Ладно: размечтались… Сашка, наливай.
Сашка повернулся к бутылке и увидел: от угла дома, от мостков, шла девушка…
Невысокая… Светлые волосы, зачёсанные на прямой пробор, круглое личико, серые большие глаза, аккуратный носик, небольшой рот, приятные на вид губки. И фигурка – ничего. Короче: Сашке девушка понравилась…
- А почему без разрешения? – строго спросила девушка, останавливаясь за два шага от беседки. – Володя, так же нельзя.
- Таня, ну извини… Мы на минутку зашли… Думали: ты на работе, - шутливо оправдывался Вовка. – Вот, знакомься: Сашка… Он раньше с нами в 11-й школе учился. А сейчас: в 19-й. У Речного…
Таня сделала ещё два шага и протянула Сашке руку: - Таня.
- Саша, - Сашка осторожно пожал небольшую тёплую ладошку.
- Но больше, Володя, так не делай… Спрашивай разрешение, - нравоучительно сказала Таня. – И некогда мне с вами: у меня суп варится…
Она ушла.
- Ну и как? – Санька весело, с хитринкой, посмотрел на Сашку. – Стал бы?
- Да иди ты, - чуть смущённо огрызнулся Сашка.
- О! Это дело надо отметить! – Вовка полез в карман. – У кого сколько? У меня сорок две копейки.
- Двадцать пять, - Санька выложил на столик пятаки. – Итого: шестьдесят семь.
- Держи народ! – Сашка торжественно выложил полтинник.
- Эх, двух копеек до сырка не хватает, - Вовка чеснул затылок. Ладно: пошли. У Кольки -  через дорогу живёт -  «стрельнем»…
Три друга поднялись со скамеек…
………………………………………………………………………………………………….
 


Рецензии