Красный крест на белом поле

Первой в мире женской общиной, сестры которой оказывали помощь раненым непосредственно на поле боя и участвовали не только в приготовлении лекарств, перевязках, оказании помощи врачам при операциях, но и в организации госпиталей, стала Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Община была организована в 1854 году под патронажем тетки императора Александра II, великой княгини Елены Павловны. Под руководством Н. И. Пирогова около 160 сестер этой общины принимали участие в Крымской войне 1853-1856 гг. Общины сестер милосердия, которые оказывали помощь раненым и больным на театрах военных действий, появились в середине 50-х годов и во многих европейских странах.

Так осуществилась предпосылка создания Общества Красного Креста, целью которого стала организация международной, частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия звания и национальности.
8 августа 1864 года был созван конгресс с участием делегатов от правительств шестнадцати стран, где они подписали акт Женевской конвенции об улучшении участи раненых во время сухопутной войны.
Отличительным знаком организации стал оборотный герб Швейцарии:красный крест на белом поле.

В мае 1867 года был утвержден устав Российского общества попечения о больных и раненых воинах. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК).

Во время Гражданской войны Красный Крест особое внимание уделял борьбе с эпидемиями, в первую очередь с сыпным тифом.

В годы Великой Отечественной войны Красный Крест развернул большую работу по мобилизации общественности на помощь фронту. Были организованы срочные курсы медсестер РОКК.
Эти курсы окончила моя мама в первые месяцы Отечественной войны и всю блокаду Ленинграда работала в эвакогоспитале, а после прорыва блокады госпиталь следовал на передовую.

Переправляли раненых на грузовиках под обстрелами и бомбёжкой по Дороге Жизни. Был сильнейший мороз. На белом поле Ладожского озера белые торосы, черные пробоины и красная кровь...
Много машин ушло под лёд, врачи, мед.сестры и раненые серьёзно обморозились, обморожения получила и моя мама. Когда достигли берега и прибыли в пункт назначения, идти уже почти никто не мог. Лёгких, иссохших от голода людей несли на руках, и горячее питьё - настоящий чай с сахаром казался сказочным напитком.
Мама всю оставшуюся жизнь пила только что вскипевший чай, такой, который невозможно взять в рот... Но ей любой другой казался холодным.

(на фото 1941 год, первый месяц войны, мама на курсах медсестер РОКК)


Рецензии
Людмила, Вы дитя Блокады? Я дважды перечитывала книгу княгини Зинаиды Шаховской "Таков мой век", представляю себе все трудности работы сестёр в лазаретах и на полях боёв. Светлая память Вашей мамочке!

Людмила Киргинцева   08.06.2016 20:07     Заявить о нарушении
Нет, Людмила, я родилась после войны. Блокаду несла на тоненьких плечиках мама. Она была хрупкая, маленькая и обувь 33 размера носила. Мне в детстве она рассказывала о войне, блокаде, о раненых летчиках обгорелых, возле которых она дежурила ночами. Они писали ей письма пока живы были и пока она была жива. А мне снились сны страшные про войну.Муж мамин не доехал с войны, ранение тяжелое было отравленной пулей снайпер его снял. Я родилась, и вместо отца была в метриках буква Z. Мама не хотела одиночества, и замуж не хотела, не было сил. Блокада, война, напряжение такое, что многое потом не по силам.Растили меня всей кафедрой энтомологии.:) Мне многое приходилось делать самой,еще подростком я ощущала, что мама мне как дитя.

Людмила Либерцева   08.06.2016 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.