Размышления Исаака Левитана Эссе

"Над Вечным Покоем". 1894 г.

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900)

Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

       "...В ней я весь, со своей психикой,
        со своим содержанием..."

           Из письма к Павлу Третьякову.


   -Вы уже догадались, уважаемые любители и ценители живописи,
что речь идёт обо мне, картине, написанной талантливым создателем
за два года с видом на озеро Удомля, близ Вышнего Волочка,
в Тверской губернии. Увы, остались только одни воспоминания...

   Меня и по сей день почитают, как одну из самых мистически-
загадочных и значительных работ, принадлежащей кисти великого
пейзажиста. Как я любила, когда к нам в гости приезжал
Антоша Чехов! Сколько было радости и веселых шуток за дружеским столом
приятелей детства. Недаром, Исаак стал сценическим прообразом Треплева
с ружьём в "Чайке".

   Фёдор Иванович Шаляпин писал после наших застолий:
"Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным,
задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел его глубоко
поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить...
большое чувство и поэзию в искусстве.
   Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать,
чтобы они казались наиболее эффектными, - это не искусство.
Понял я, что во всяком искусстве важнее свего чувство и дух - тот глагол,
которым пророку повелено было жечь сердца людей. Что этот глагол может
звучать в краске, и в линии, и в жесте - так и в речи.
   Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы
для моей собственной работы в театре".

   Левитан размышлял: -"Чувствую себя одиноким, с глаза на глаз,
с огромным водным пространством, которое может просто убить..."

   Писал меня Исаак Ильич под Траурный марш Бетховена из "Героической
симфонии", за что получил ироническое название картины:"Реквием
самому себе" от Антона Павловича...

   На что Левитан возражал:
 -"ВЕЧНОСТЬ, ГРОЗНАЯ ВЕЧНОСТЬ, В КОТОРОЙ ПОТОНУЛИ ПОКОЛЕНИЯ
И ПОТОНУТ ЕЩЁ...
КАКОЙ УЖАС, КАКОЙ СТРАХ!"

   -Надеюсь, господа, что и вам есть над чем поразмыслить...

   Из сборника "ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНЫ".


Рецензии
"Озёра Удомля и Песьво используются в качестве единого водоёма для водоснабжения Калининской АЭС, в связи с этим ведётся мониторинг экологического состояния озёр и реки Съежа. По состоянию на 2008 год величина удельной активности радиоактивного изотопа водорода трития в озёрах-охладителях Удомля и Песьво и в реке Съежа примерно в 50 раз выше средних значений содержания трития в открытых водоёмах России, что связано со сбросами и выбросами Калининской АЭС..."

А это мои, поэтессы 21 века, размышления над "вечным" покоем... ничего другого не остается, как повторить Левитана : какой ужас! какой страх!

Алина Дием   08.04.2013 08:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.